«Монстры: Эд Гейн»: как историю маньяка превратили в фанфик
Плохо, как финал «Игры престолов».
На Netflix вышел новый сезон антологии «Монстры» о серийных убийцах и маньяках. На этот раз история посвящена Эду Гейну (иногда фамилию пишут Гин) – серийному убийце, некрофилу и похитителю трупов, который стал прототипом множества героев американских хорроров. Его дело стало резонансным не из-за числа жертв, а из-за ужасающей коллекции различных частей тел, найденной в доме маньяка.
Главное о сериале «Монстры: История Эда Гейна»
- Дата выхода: 3 октября 2025
- Жанр: биография, триллер, драма, криминал
- Создатели: Райан Мерфи, Иэн Бреннан
- Актеры: Чарли Ханнэм, Лори Меткалф, Том Холландер, Вики Крипс, Джои Поллари
- О чем: история Эда Гейна (Гина), совершившего убийства в Винсконсине в 1950-х годах
Сериал потерял меру и скатился к дешевому шоку
Отец Эдварда был алкоголиком, а мать – фанатичным религиозным деспотом, убежденной, что все женщины – порочные исчадия ада. Она изолировала сыновей от внешнего мира и воспитывала в страхе перед грехом и женским телом. Когда она застала сына за мастурбацией, то в наказание ошпарила его кипятком. А когда брат Эда погиб (именно его подозревают в убийстве), мать не пережила потрясения и вскоре скончалась. Но ее голос остался у Эда в голове.
Его подозревают в совершении семи преступлений, но доказано только два. В этом и проблема сериала – он приписывает ему все, что можно, и забывает о презумпции невиновности. Это не реконструкция событий или попытка докопаться до правды, а очередной фанфик на основе биографии убийцы. Такие уже есть – тот же триллер «Психо» Хичкока (его, кстати, обыгрывают в сериале). Но одно дело – вымышленный Норман Бейтс, а другое – реальные истории жертв, к которым отнеслись без уважения.
В сериале несколько временных линий. Основная – жизнь Эда Гейна во время совершения преступлений. Параллельно мелькают истории из жизни Альфреда Хичкока, вставки из жизни актера, сыгравшего Нормана Бейтса, и вставки из жизни создателей «Техасской резни бензопилой». Еще одна линия посвящена фантазиям Гейна: нацистские лагеря, бритые евреи, нацистская офицерша Ильза Кох. Порнографии у него не было, но воображение компенсировало с избытком.
После поимки Гейна его история обросла самыми невероятными подробностями из-за выдумок журналистов и соседей. Новости о его преступлениях разнеслись по всей Америке, навсегда прославив маленький городок Плейнфилд. Ощущение, будто сценарист Райан Мерфи собрал всю желтую прессу тех лет и сформировал из нее сериал.
Иногда сериал пытается казаться умнее, чем он есть. Сериальный Альфред Хичкок (Том Холландер) высмеивает культуру хорроров и зрителя, который гонится за «дешевыми» впечатлениями. Он винит себя в создании «Психо», из-за которого зрители полюбили жестокость на экране. И это, кажется, плотная ирония Мерфи над своим произведением – ведь в нем ради кровищи приукрасили реальную историю в десятки раз.
В какой-то момент устаешь от бессмыслицы, добавленной ради шока. В фантазиях Гейна «Нацистская сука» (так в сериале звучит прозвище Ильзы Кох) издевается над евреями, потом Гейн пугает детей костюмом из человеческой кожи, потом показывают подвал с бережно развешанными частями женских тел.
К количеству жестокости быстро привыкаешь, но сценарист продолжает показывать калейдоскоп мерзостей. Кровь была в кадре пару минут назад? Тогда пусть мать героя расскажет, как беременной падала с лестницы, чтобы вызвать выкидыш. Пусть скажет это дочери в лицо, чтобы зритель испытал еще больше дискомфорта.
А чтобы зумер – любитель тру-крайма точно не заскучал, в сериал добавили кроссоверы в стиле Marvel. В какой-то момент Гейн беседует с «Охотниками за разумом», чтобы помочь раскрыть преступления другого известного маньяка, Теда Банди. Сцена вызывает только смех. Какая это версия Земли в таймлайне мультиверса? Даже актеров подобрали очень похожих.
Да, факты исказили до безобразия. Но главная ошибка сериала – в попытке выставить Эда Гейна жертвой обстоятельств. Его подруга Аделайн, с которой он действительно общался, превращена в соблазнительницу: будто бы именно она запустила его безумие, когда подарила Эду снимки с нацистами. Ответственность за чудовищные поступки сценарий частично перекладывает и на нее, и на семью, и на школу.
В первых двух сезонах про Джеффри Дамера и братьев Менендес тоже были художественные вольности, но не в таком количестве, а кровь текла по экрану только там, где это необходимо. Не очень понятно, зачем создатели иронизируют над собой через ненатурально выглядящего Хичкока – они создали ровно то же, что и высмеивают. И непонятно, как под такой сценарий удалось заполучить хорошего актера Чарли Ханнэма.
По уровню разочарования проект Netflix отправляется куда-то к последним сезонам «Игры престолов». Остается только надеяться, что четвертый сезон вновь поднимет планку до уровня первого.
* * *
20 легких сериалов, чтобы скрасить осень
«Крушащая машина»: безыдейный фильм про MMA
23 факта о Дэниеле Дэй-Льюисе: жил в тюрьме, дрался с прохожими и отказался от роли Арагорна