Суровая реальность киберспорта

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Кто и как туда может попасть.

Одна из причин, по которой не удаётся пройти полностью путь от игрока до киберспортсмена — возраст. Компьютерный вид спорта требует вовлеченности и работы с раннего возраста. Будущий профессиональный геймер сталкивается с периодом взросления. Он вынужден часто отказываться от многих вещей на пути к цели. Если брать любой классический вид спорта, то на любом возрастном этапе человек всегда находится в социуме, контактирует с людьми, вырабатывает коммуникативные навыки. Сидя же за компьютером, напротив, подросток чаще всего остается один. Ведь для прекращения общения порой достаточно выключить компьютер, тем самым уйдут и проблемы.

Ещё одним из негативных факторов является среда обитания – сообщество, в котором долгие годы закладывался негативный концепт общения: доминирование, унижение, насмешки, ругань, обзывания и прочий негатив. И его почему-то считают “более правильным”. В раннем возрасте молодежь слабо осознает, что в реальной жизни такого вида общения и поведения нет. Вернее, за плохими действиями следует ожидать плохих последствий, с которыми, однозначно, никто в здравом уме сталкиваться не хотел бы. Таким образом формируется коллектив, который должен превратиться в команду и совместно двигаться к той или иной цели. Но игроки, из-за отсутствия умения решать проблемы: входить в положение, терпеть, ждать, исправляться, меняться, чаще всего решафлятся или дизбандятся. Мозгу комфортнее всего обвинить рядом сидящего виноватым, при этом не замечая своих ошибок. Да и зачем? Можно после конфликтов, разногласий, дизбандов за короткий срок найти себе новый коллектив, но это ведет к затягиванию прогресса…

Давно известно, если человек будет автономно развиваться в социуме, то будет видна большая разница в уровне и скорости прогресса. Чем дольше коллектив не меняет игроков, тем лучше с каждым часом, проведенным вместе, они становятся (как индивидуально, так и командно). Однако сплоченный и постоянный коллектив не только достигает прогресса, но и внутренних проблем у них становится больше. Если изначально впятером договориться, что при любых обстоятельствах нужно просуществовать 6–10, то в начале пути ни у кого не будет возражений, всем будет казаться, что цель проста и достичь ее не сложно. Но по истечению первого месяца, миссия становится невыполнимой.

Загружаю...


Следующей глобальной проблемой является — работа.

Из-за того, что желающий стать киберспортсменом чаще всего довольно юн, он не имеет опыта и понимания, как устроена жизнь - всегда пребывает в мире собственных иллюзий. Зачастую, когда игрок взрослеет, ко всему этому добавляется юношеский максимализм в период окончания переходного, который накладывается на выдуманный мир. Подросток приобретает внутреннюю уверенность, что мир, который он придумал в своей голове такой и есть. Это влечет за собой отсутствие возможности услышать дельные советы и оппозиционный настрой на любую критику. Ведь молодой игрок думает: «Я взрослый, у меня есть паспорт!», потому он ошибочно убежден в своей правоте -— так мозг защищает человека. Если бы мозг признавал «да я бездарь, просто надо больше трудиться», то это влекло бы негативные эмоции и лишнюю трату энергии, с чем ему бы не хотелось иметь дело.

Все игроки думают, что вот я: «Я научусь/умею стрелять, теперь мне должны открыть «секрет», и я чемпион». Правда в том, что единственный секрет -— это работа. Достаточно продолжительно работать, не лениться, и результат прийдёт. Но кто готов 2 года просто постоянно совершенствоваться? Будущий профессиональный геймер смотрит и думает: «2 года, да, много». Все это происходит потому, что прожито им не сильно много времени. На самом деле, все это - малые временные рамки. Кто-то считает, что длительное время работы требует мотивации, чтобы в конце был «приз», но на самом деле это самообман.

Мотивации человеку недостаточно, чтобы достичь своей цели. Она только может помочь сделать стартовый рывок. А вот после него, поддерживать темп и продолжать движение к цели поможет только дисциплина. Откуда у школьника или студента, который сутками сидит за компом, найти в себе дисциплину? Это самое простое и с этим же самое сложное в жизни. Нужно учиться “ломать” себя, перестраивать, а это как раз самое сложное. Пример может являться курящий человек. Бросить курить очень просто — надо просто взять и не курить. А вот дальше уже борьба с зависимостью. Кому-то это дается легко, а для других сложнее. Однако вырабатывать дисциплину, менять себя, одинаково сложно всем. Приведем еще один аналог - человеку не нравится зелёный цвет, вот прямо бесит. Вы думаете, как сделать так, чтобы он вам понравился или же бы, вы стали лояльнее стали относится к нему - это легко? Не думайте, что вы робот. Сможете ли вы выключить по щелчку пальца свой тильт и негатив в игре? Не поверите, однако да, можете… Нужно просто работать над собой.

Всё просто -— дыхательная гимнастика. Владея грамотно этим навыком, вы становитесь на порядок выше обычного человека. Но его знание не решит тонну ваших проблем, к сожалению. Самое сложное - найти информацию об этом и научиться этому. Я за свою жизнь говорил более 100 разным людям, что дыхательная гимнастика решит проблему в коммуникации и эмоциональном состоянии, но ни один из них не стал тратить на это время и продолжал плыть в закат, подальше от киберспорта. Если вы думаете, что это бред и не работает, слова «ноунейма» какого-то это фигня, то послушайте подкаст Даурена “AdreN” и Даниила “Zeus”, где они обсуждали победу на мажоре. Даурен там описывает вклад этих упражнений в победу. Также, помимо проблем с работой над собой, появляется и сложность с развитием вашего понимания игры.

Загружаю...


Люди думают, что если им сразу рассказать, как делать правильно, то они окажутся на высшей ступени эволюции мира КС! Но если вы присмотритесь, как вас всех обучают с раннего детства и как рост идет эффективней, то все начинается с азов. Сначала вас учат складывать и вычитать цифры, постепенно вы переходите к более сложным функциям, уравнениям, алгоритмам. Но при этом люди упорно не хотят проходить полноценный путь обучения, срезав его. Они хотят «съесть таблетку» и сразу добиться результатов. Я, как игрок cs1.6, который встречался в нулевых на московских ланах с половиной текущих тренеров, аналитиков, комментаторов и прочих людей из индустрии сообщества, легко могу сказать, что CS, по своей сути и правилам, недалеко ушла от CS1.6. Концептуальных отличий нет, базовые вещи никуда не делись. Например, сейчас наиболее эффективным в перестрелке будет (дабл пик или пик под флеш), как и 20 лет назад. Да, база опыта пополнилась, механика стала сложней, в игре есть то, чего не было тогда. Но ее командная составляющая все та же. Она и не может быть иной, ведь 6-го игрока никто не добавил?

Не зря существует пословица -— «кто понял жизнь, тот не спешит».

Я еще, конечно, не дошёл до такой ступени, но уже хотя бы начинаю понимать -— это не просто слова… Начинающие игроки смотрят совсем не туда. Если ты играешь в команде и не получаешь зарплату, то смотришь на условные тир3 команды. Тебе кажется, что ты ничем не хуже и нужен только шанс, платите деньги и я всего добьюсь! Тир3 игроки смотрят выше, на тир2, тир1. Они возмущаются, почему так мало платят, хотя они ого-го как много могут. Но жизнь устроена так, что всем в этом мире платят больше или меньше того, сколько реально должна быть сумма для оплаты затраченных сил. Это часть капиталистического мира в котором мы живем. На любой работе, если ты делаешь больше, чем от тебя требуется, всегда стоит подойти и показать работодателю, за что ты хочешь надбавку. Слишком часто человек, который назначил сумму оплаты труда вообще не в курсе кто вы, чем занимаетесь и выполняете ли в полном объеме свои обязанности.

Но тут кроется еще один подводный камень... Порой игроку (особенно молодому) кажется, что он выделяется из всей команды, что он «тащит» и сам закрывает игры. Он открывает статистику: у всей команды рейтинг 1.0-1.1, а у него 1.35-1.45. Для него это будет сигналом, что он лучше других. Порой, люди просто смотрят на цифры и оценивают их «больше», «меньше» или «равно». Типичный случай, когда человек не видит дальше собственного монитора. При грамотной компетитив игре (именно компетитив, когда в команде идет понимание и использование этого аспекта игры) большого перевеса по статистике между игроками добиваются за счёт «черновой» работы мало приметных тиммейтов. Поверьте, все устроено так, что будь вы хоть трижды Донком, то без тиммейтов вы не покажите и 50% своего потенциала. Люди любят смотреть хайлайты, но не любят разбираться из чего и как они получаются. Бесспорно, бывают и хайлайты за счёт индивидуального мастерства. Но это случается реже, намного реже, чем компетитив действия команды. Чаще всего, для игрока, который якобы «сильнее» остальных, как раз остальные и создают такую возможность.

И самая главная текущая проблема всех видов киберспорта — командная игра. Это относится и к доте, лол, валаорант и тд. Я на личном примере убедился, что простейшие вещи, такие как командная игра, объяснить людям крайне сложно. Все дело в том, что молодёжь сама себя загнала в угол. Объясню на примере CS. Есть фейсит, да, он задумывался, как отличное место для улучшения индивидуального скилла. Там вы можете увидеть наглядные цифры (эло), которые указывают, насколько стали лучше или хуже. Но это не совсем так… Пик глобального уровня игры (не индивидуальный, а комплексный) давно позади. Сейчас уже давно идет период стагнации. Если на заре появления фейсита для людей это было ресурсом, чтобы улучшать навыки игры, как командные, так и индивидуальные. То сейчас нет ни намека на компетитив игру на фейсит. Сейчас люди готовы мать родную продать и сестру, и собаку, лишь бы у них были цифры побольше. Каждого игрока волнует не то, как он получает новый опыт, улучшает навыки, а то, сколько цифр за сутки ему дали или забрали. Отсюда и стагнация, регресс.

Когда «киберспортсмен» стал постарше.

Ближе к 18-19 годам человека начинают часто посещать мысли «а может нафиг этот кс?». И он все меньше и меньше времени уделяет игре, отвлекаясь на другие вещи. Этот этап — последний толчок, сталкивающий вас в реку под названием жизнь. И в этой жизни нет места для кс. Верней время есть, но уже только как хобби. Но на самом деле, все максимально просто. Если у вас закрадываются мысли о том, что «хватит, пора остановиться», достаточно просто взять какую-то декаду. Например, сезон есиа (3-4 месяца), учебный год и т.п. Попробовать для себя устроить - «last dance». То есть, даже не имея контрактов, команды и т.п, просто отведенное время отработать на максимум, на совесть.

Достаточно пофантазировать, что вам дали контракт. Получится ли отработать его на максимум? После посмотреть на результат. Почти всегда люди не понимают, что это значит, и продержаться на максимальной самоотдачи у них не выходит больше одной-двух недель. Если вы не смогли даже для себя стать «Профессионалом», то о чем может быть речь? А если вы реально отработали 6-12 месяцев и не прожигали время, то поверьте, у вас все получится, просто нужно работать дальше. Я не знаю ни одного, кто смог «работать» хоть какой-то значимый, ощутимый срок, например: 8 часов - тренировок и роста в кс, 6 дней в неделю, 24+ недели подряд. Многие играют 8 каток на фейсите и считают - ну я тружусь, 7-8 часов погружен в КС! Все это самообман. 8 фейсит игр - это 8 раз выработанный дофамин вашим мозгом, который кроме удовольствия ничего не несет. Вы 8 часов выкидываете в пустую, не аппая никакие свои навыки. Работа - это сложно и не всем под силу стать «профессионалом».

Ну и пару слов от себя и про себя... Совсем недавно я нашел ответ, почему мне так легко дается понимание игры КС2? Почему мне требуется намного меньше просмотра демок с лучшим КС, чтобы аппаться и узнавать новое? Что помогает мне легко разбираться в игре и определять, что будет работать, а что нет? И я нашел ответ - это безграничная любовь к данному ремеслу. Я реально всем сердцем люблю КС и уважительно к ней отношусь. Я не могу позволить сесть играть пьяным, не могу позволить намеренно руинить тиммейтам или стрелять в них, будь это ММ, фейсит или турнирная игра. Я реально дорожу игрой. Мне кажется, это и дает обратный эффект. Совет: просто любите игру, не занимайтесь в ней фигней, если вы встали на путь киберспортсмена, то чем раньше вы сможете стать в локальном плане профессионалом, тем быстрей добьетесь и в глобальном.

P.S. Девушки (отношения) и киберспорт - не совместимы! Это истина, аксиома. Да бывают редкие исключения, но поверьте, это не про вас.

P.S.2. Это основная часть проблем с чем сталкиваются на своём пути желающие попасть в киберспорт. Это не все трудности, проблемы, их гораздо больше, также бывают индивидуальные проблемы…

FROM CBUMP TEAM WITH LOVE - Alexander fra1L Travnikov. Тренер, менеджер, мама, папа, нянька состава по CS2. *Под редакцией SMM | PCL - Владислав

P.S.3. Готов рассмотреть краткосрочную или долгосрочную работу. Отдельно работаю с разбором дем игр, построение дефолтов, решение игровых и внеигровых командных проблем. TG: @admiralkunkka

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Тренерская работа в CS2
Популярные комментарии
Дима Комов
Очень интересная статья, подчеркнул для себя крайне важные моменты, спасибо!
1 комментарий Написать комментарий