Обзор Silent Hill f. Самая противоречивая игра года
Настоящий?
25 сентября вышла Silent Hill f – первая за 13 лет новая часть культовой серии и первая игра франшизы, действие которой разворачивается в Японии. Я прошел новый «тихий холм», чтобы ответить на два бессмысленных вопроса и рассказать, какой получилась игра.
Все о Silent Hill f: гайды, боссы и советы для прохождения
Главное о Silent Hill f
- Жанр: survival horror.
- Разработчик: Neobards Entertainment, Konami
- Дата выхода: 25 сентября.
- На что похоже: серия Silent Hill, серия Fatal Frame.
- Где играть: PlayStation 5, Xbox Series X/S, ПК (в российском Steam игра недоступна).
О чем игра
Япония 1960-х годов. На маленький сельский городок Эбисугаока спускается зловещий туман: улицы искажаются, повсюду появляются чудовищные цветочные наросты и жуткие создания, подчиняющиеся таинственному духу. Атмосфера традиционной японской эстетики переплетается с тревожным ощущением конца привычного мира.
Главная героиня, школьница Хинако, оказывается в эпицентре этого ужаса. Ей предстоит бороться не только за выживание, но и с собственными внутренними демонами: психологическими травмами, чувством вины и давлением общества. В итоге городской кошмар и личные переживания героини сливаются воедино, превращая каждую встречу с чудовищами в отражение ее борьбы за свободу и независимость.
Два бессмысленных вопроса
Возможно, на Западе по-другому, но у нас практически все публичное обсуждение Silent Hill f сводится к двум вопросам:
- это настоящий Silent Hill?
- не слишком ли много в творении гонконгцев из Neobards Entertainment феминизма?
И оба этих вопроса, как по мне, не имеют смысла.
Что значит «f» в названии Silent Hill f
Я могу понять претензии истинных фанатов серии, которые засыпают в обнимку с пресловутым туманом, а просыпаются с именем Джеймса Сандерленда на устах. Для всех остальных, кто постит «это Silent Hill Press F to pay respects», «Konami убила серию», «вот раньше-то было» и прочее – вы вообще о какой серии говорите? Последняя полноценная часть «тихого холма» вышла 13 лет назад. Франшиза Silent Hill уже давно если не под двухметровым слоем земли лежит (спасибо полякам из Bloober Team), то точно активно пованивает. Так что любая игра с заглавными S и H в названии – уже благо, особенно такая.
Я не фанат, но что-то мне подсказывает: Silent Hill – это вовсе не про то, что ты едешь мимо странного городка, остановился, а Пирамидоголовый взял и кое-что ухватил. Эти игры про то, как люди пытаются пережить травму, как внутренний кошмар проявляется в мире реальном, где монстры – это искаженные образы самих героев, их стыда, боли и ошибок. И в такой трактовке Silent Hill f – настоящий Silent Hill.
Да, это игра, где школьница бунтует против навязанного традиционным обществом образа женщины. Но разве темы насилия над женщинами не всегда были важной частью этой серии? Разве не было в Silent Hill 2 Анжелы и Абстрактного папочки? Разве стандартные для серии чудовища – не максимально сексуализированные женские образы? А в Silent Hill 3 — разве Хизер метафорически не сопротивлялась идее «обязательного материнства», где беременность и рождение ребенка становятся формой контроля?
Silent Hill 2 сводит меня с ума. Настолько пугающих звуков и тумана в играх еще не было
Но это все частности. Сама по себе тема «школьница против патриархата» – это жуткое упрощение идей заложенных в игре. Важен не синопсис, а нарратив — то, как эта история рассказана, какие образы она вызывает, какие смыслы открывает, и чувства пробуждает.
Если внимательно слушать персонажей, читать записки, вникать в суть событий и разбирать символику, то постепенно становится ясно: и Хинако не самый надежный рассказчик, и с отцом все далеко не однозначно, и сама идея брака и женской роли не отвергается. Более того, мужчины тут отнюдь не выставлены поголовно злодеями, зачастую именно женщины оказываются куда более жестокими.
Конечно, можно сколько угодно спорить о «салентхилловости» игры и до посинения взвешивать там «повестку». Просто шум вокруг этих вопросов мешает обсуждению главного: каким же все-таки получился новый Silent Hill. А это в первую очередь…
В каком порядке играть в Silent Hill? Разбираем запутанный таймлайн
Silent Hill f – это игра контрастов
Простите за клише, но лучше фразы, чтобы описать двойственность игры, я не нашел. Потому что на любой удачный, хорошо сделанный элемент тут найдется что-то спорное или даже неудачное.
Первое ощущение от Silent Hill f – раздражающе предсказуемое и абсолютно не интригующее начало. На протяжении первых пары часов игра изо всех сил старается доказать, что она Silent Hill: стандартная погоня, заскриптованные битвы, обязательный монстр за закрытой дверью, смерть близкой подруги (которой уделили от силы минуту экранного времени до этого) и город, чьи улицы на деле представляют собой сплошные коридоры, коридоры, коридоры. Все это ощущается как аттракцион без страха, атмосферы и напряжения – не дай бог поколение TikTok испугается или заскучает.
Дальше начинается и вовсе аниме: героиня попадает в Темное святилище – местный аналог потустороннего пространства, где встречаешь сладкоголосого седого красавчика в лисьей маске, который явно неровно дышит к главной героине.
Черт, не ту картинку скинул…
НО... как только разработчики позволяют тебе самому исследовать довольно обширную и разнообразную локацию из улочек, полей и заброшенных домов, становится действительно интересно и атмосферно. Вот тут врач проводил странные эксперименты и зачем-то собрал целую коробку вырезанных человеческих глаз. Пойдешь по другой дороге – забредешь в заброшенный храм, связанный с семьей той самой убитой подруги. История вдруг углубляется, а разработчики бережно подсовывают интересные геймплейные ситуации, чередуя напряженные эпизоды с тихим, созерцательным исследованием. Которое, естественно, прерывается внезапным появлением неубиваемого мини-босса. В общем, отлично сделанный и работающий геймплей сурвайвал-хоррора.
И такая двойственность – во всем. Silent Hill f – безумно красивая игра. Здесь яркие, пронзительные цвета сталкиваются с гнетущим мраком и создают редкий по силе контраст. Детализированное воспроизведение японской эстетики 60-х превращает улицу и интерьеры в живые декорацию, где за орнаментами и привычными формами прячется тревога. Визуальный ряд густо насыщен мифологическими мотивами: цветение и гниение, красота и смерть переплетаются в причудливый узор. И какие же здесь сочные и реалистичные текстуры! Я редко обращаю на них внимание, но даже засохшие пятна крови на платье Хинако вызывают восхищение.
НО… физика в игре чуть лучше, чем ужасна. Враги периодически проваливаются сквозь стены и двери, Хинако способна застрять в любом кусте, а развешенное белье, так красиво колышущееся на ветру, внезапно становится непреодолимой преградой.
Боевая система компетентная и в ней действительно интересно разбираться. В ее основе действительно лежит скелет механик из соулслайков: сильный и слабый удар, уклонения, парирование и даже один спецприем. Каждое оружие ощущается уникальным – со своим мувсетом, скоростью атаки и особенностями. При этом боевка органично вплетена в нарратив. Главная героиня – обычная школьница, а не ниндзя: ее движения немного неуклюжие, удары медленные, выносливость теряет быстро, а враги наносят ощутимый урон. Ты постоянно ощущаешь уязвимость Хинако, и это работает на атмосферу: учитывая сеттинг и образ главной героини, сражения должны быть именно такими — сложными, опасными и напряженными. В теории это все должно сделать сражения интересными.
НО… не делает. Бои скорее душные и однообразные. Врагов всего 6–7 видов (плюс вариации), урона они требуют слишком много, часть постоянно возрождается, а разработчики не стесняются закидывать ими в самых неприятных комбинациях. И вот ты опять заперт в коридоре с «любимой командой на случай зомби-апокалипсиса»: один станит по области, другой быстрый с плохо читаемыми атаками, третий долбит сериями. Самый лучший выход и часто единственный выход (оружие надо ремонтировать, а за убийства врагов ничего не дают) – пробежать мимо. И вроде все логично, Silent Hill f все-таки про игры выживание, здесь должно быть душно, сложно и напряженно. Но тогда возникает вопрос: а зачем тогда вся эта боевая система?
Работает эта двойственность и в обратном порядке. Город в Silent Hill f действительно лишь декорация, безусловно красивая, атмосферная и детально проработанная. И в отличие от других частей серии, здесь он не ощущается полноправным участником событий, не обладает собственной потусторонней личностью. Это просто фон.
НО… японская мифология здесь вплетена в сюжет великолепно. Она не ограничивается визуальными штампами или экзотикой ради антуража: мотивы легенд и фольклора становятся частью символики, рождают образы чудовищ и напрямую влияют на нарратив. Традиционная эстетика 60-х органично переплетается с мистикой и мифологическими архетипами, превращая кошмар в нечто аутентичное и одновременно универсальное. Вот только в этих екаях, кицунэ, дощечках эма, свадебных ритуалах, сказках и легендах нужно хотя бы минимально разбираться. Иначе целый пласт символики и сюжета упустите.
Еще это абсолютно не страшный Silent Hill. Я вообще стараюсь проходить хорроры с включенным светом и желательно в компании. А тут – ну, пару раз вздрогнул от скримеров
НО… это удивительно трагичная игра, в ней столько боли и человеческой драмы. Ты искренне сопереживаешь Хинако, и даже второстепенные персонажи не выглядят декорацией – у каждого собственная маленькая трагедия, которая резонирует с общей историей. Silent Hill f не пугает, а будоражит ощущением неизбежности, рока и утраты.
Мне очень понравилось, насколько изобретательно команда Neobards Entertainment подошла к игровому процессу. В игре почти нет повторяющихся загадок и однотипных ситуаций. То ты решаешь классическую головоломку с правильной расстановкой предметов, то проходишь лабиринт с разноцветными ключами, открывающими разные проходы, то ищешь ключ на огромном футбольном поле. Мой любимый момент – загадка с чучелами. Она в идеальных пропорциях интригующая, странная, в ней есть место и сражениям, и вопросу «а что я вообще должен делать». При этом ее содержание отлично работает на нарратив и историю.
НО… ближе к финалу вся эта изобретательность куда-то делась. Разработчики решили, что игрок недостаточно насладился их боевкой. В итоге тебя заставляют проходить подряд однотипные арены с одинаковыми и, по совместительству, самыми душными врагами.
НО… при этом для дополнительных концовок авторы сделали сразу двух новых боссов. Это крутое решение и еще один повод, помимо сюжета, перепройти игру.
Почему вы должны попробовать Silent Hill f
Перечислять плюсы и минусы Silent Hill f можно бесконечно, но даже их абсолютно полный список не даст ответа на главный вопрос: какой получилась игра? Ведь художественное произведение – это не просто сумма элементов, механик и тропов. По-настоящему важно то, как все это вместе работает.
И в Silent Hill f есть эта цельность: история, визуальный стиль, атмосфера и геймплей не существуют по отдельности, а переплетаются и поддерживают друг друга. Все работает на одно ощущение: трагичное, тревожное, но притягательное путешествие вглубь чужого кошмара.
Сначала это банальная история про японскую школьницу из неблагополучной семьи. Но постепенно сюжет обрастает деталями, персонажами, событиями, и вот уже Хинако кажется покинутой и преданной всеми. Игровой процесс вторит этому ощущению: долгие напряженные схватки, ближний бой холодным оружием, который словно символизирует ее травмы и страдание.
Затем начинаешь замечать все больше несоответствий между реальностью и восприятием главной героини, будто она сама жаждет, чтобы ее жизнь казалась чередой страданий. Хинако превращается в ненадежного рассказчика, застрявшего между реальностью и иллюзиями. Ее восприятие мира искажено болью и страхами. Параллельно мифологическая часть, то самое «сказачное аниме», становится метафорой взросления и инициации, смерти и перерождения героини в новое существо. Это кстати, классическая трактовка сказок для психоанализа и культурологии.
Ты не злишься на игру, даже когда она оставляет слишком много вопросов без ответов. Вся эта недосказанность ощущается органичной частью замысла. Не устроила концовка (а здесь она одна для всех при первом прохождении)? Так это не финальная точка, а приглашение копнуть глубже. Хочешь узнать больше? Отправляйся за дополнительными финалами — тем более игра по пунктам объясняет, как до них добраться.
Задушили сражения? Но они и должны быть такими — вязкими и выматывающими. А если чувствуешь, что устал страдать, просто смени сложность (я так и сделал ближе к финалу).
Silent Hill f — это история твоего путешествия в глубины травмированного подсознания. Это твои личные выводы и твой опыт, который рождается в соприкосновении с ее образами.
Возможно, Silent Hill f — не «настоящий» Silent Hill, и уж точно – не идеальная игра. Но это точно хорошая игра. А это уже немало.
* * *
Что показали на State of Play? Marvel’s Wolverine, ремастер Deus Ex и новый шедевр от ZA/UM
FC 26 – первая интересная Фифа за годы. Но разработчики перемудрили с реализмом
Панк на Кибере. Как киберпанк повлиял на искусство новой волны