От провалов к триумфу: как Valve пришла к успеху со Steam Deck
Железное прошлое, настоящее и будущее Valve.
Чем сегодня известна Valve? В первую очередь в голову приходит магазин Steam, изменивший рынок дистрибуции. Тут же по соседству располагается звание разработчиков легендарных Half-Life, Counter Strike и Dota 2.
С 2022 года в копилку достижений Valve добавился портативный Steam Deck – устройство, на котором можно играть во множество игр из библиотеки Steam, лежа в кровати. И с «декой» компания наконец-то добилась в области железа успеха и признания как среди геймеров, так и в индустрии.
Сама история появления Steam Deck – результат работы над ошибками. Портативка буквально построена на костях неудач Valve середины 2010-х. Рассказываем, что из себя представляли те эксперименты компании и какое наследие они оставили в Steam Deck.
Steam Machines (2015)
Осенью 2012 года вышла ОС Windows 8, примечательная не только плиточным интерфейсом в духе планшетов. В новую редакцию системы Microsoft внедрила собственный магазин приложений, что выглядело как заявка на конкуренцию Steam. Valve приняла вызов и уже в 2013 году представила первые портативные ПК, которые журналисты назвали Steam Box. Позже Valve дала официальное название этой инициативе – Steam Machines.
«Паровые машины» должны были стать альтернативой игровым ПК на Windows и консолям – компактные ПК для гостиной под управлением Linux (SteamOS) с интерфейсом Big Picture. Тогда идея казалась перспективной. Valve получила поддержку Alienware (Dell), Gigabyte, Zotac и других, которые взяли на себя усилия по производству, и дала партнерам карт-бланш на начинку и, соответственно, ценник.
В итоге все пошло не по плану.
Изначально запланированный на 2014 год релиз откладывался из-за проблем с софтом и оптимизацией SteamOS. Некоторые партнеры, такие как Xi3 и Dell, выпустили компактные ПК с Windows 8 на борту, которые должны были быть сертифицированными Steam Machines.
Спустя год «машины» все же появились в продаже, но особого ажиотажа новинка не вызвала. Десятки конфигураций запутывали покупателей, библиотека игр под Linux была сильно ограничена, а вышедшие PlayStation 4 и Xbox One демонстрировали лучшую производительность и стоили дешевле. К середине 2016 года продажи устройств не достигли даже полумиллиона. Хотя с бизнесовой точки зрения Valve все же могла выдохнуть, магазин приложений Microsoft так и не стал популярным.
Инициатива Steam Machines просуществовала еще пару лет, а в 2018 году ее свернули окончательно.
Steam Controller (2015)
Относительно успешным (продали более миллиона!) в то время устройством Valve был только фирменный геймпад. Компания создала контроллер, который мог заменить мышь. Steam Controller получил два сенсорных трекпада с тактильной отдачей, гироскопом и гибкой системой переназначения кнопок.
Но устройство оказалось слишком экспериментальным. Схема управления была непривычной и требовала адаптации, а разработчики игр редко адаптировали возможности геймпада. В итоге устройство осталось нишевым, а в 2019 году производство окончательно свернули.
Steam Link (2015)
В 2015 году Valve выпустила маленькую коробочку Steam Link для стриминга игр с ПК на телевизор. Идея была схожа с тем, что предлагалось в Steam Machines: перенести игровой опыт куда угодно, но по сети.
Как и геймпад, Steam Link оказался довольно нишевым. Valve распродала все запасы и свернула производство устройств в конце 2018 года.
SteamOS – опередившая время система
Ключевую роль в истории сыграла SteamOS – собственная ОС от Valve на базе Linux. Она разрабатывалась как открытая система для Steam Machines, с целью даль пользователям консольный опыт для игр из библиотеки Steam.
Однако ранние версии системы были проблемными. Ограниченная поддержка драйверов и малая библиотека совместимых игр под Linux сделали SteamOS непопулярной.
После такого количества неудач, причем по всем фронтам, большинство компаний бы просто бросили попытки и смирились. Но Valve не отступила.
📌Сравнили модели Steam Deck. Чем отличаются и какую выбрать?
Кульминация опыта в Steam Deck (2022)
Когда в 2021 году Valve анонсировала Steam Deck, скепсиса было много: компания занимается производством самостоятельно, да и слишком свежи были воспоминания о Steam Machines и других экспериментах. Но именно работа над ошибками и наработками сделали портативку успешной.
• От ранних SteamOS «дека» получила базу, которая к 2021 году была доведена до удобной, гибкой и стабильной платформы. SteamOS 3.0 в связке с Proton превратила Linux в полноценную игровую платформу. У пользователей появилась возможность играть в игры под Windows на портативном устройстве практически без проблем.
• От Steam Machines унаследовали идею «ПК в консольном формате».
• От Steam Controller в качестве вспомогательных инструментов были взяты трекпады, которые не заменяют привычные кнопки и стики.
• От Steam Link в наследство достались функция стриминга Remote Play.
Steam Deck объединил сразу несколько факторов успеха: мощное мобильное железо для ААА-игр, удобная эргономика, открытость системы и, самое главное, снятие барьеров между Windows и Linux.
Труды компании воплотились в недорогой и гибкой портативке, способной запускать такие игры как Cyberpunk 2077 и Elden Ring, и на которую при желании можно накатить Windows и другой сторонний софт. Портативный ПК получил множество восторженных отзывов, а за 3 года Valve уже продала более 4 миллионов устройств.
«Как геймер, это устройство, которое я всегда хотел. Как разработчик игр – мобильное устройство, которого ждали наши партнеры», – Гейб Ньюэлл, генеральный директор Valve.
Масштаб успеха и влияние на индустрию
Пожалуй, лучшим показательным моментом успеха Steam Deck является его влияние на индустрию. Портативный ПК не просто занял нишу, став катализатором нового типа устройств (PC-handhelds), но и дополнительно простимулировал производителей консолей.
📌Все, что известно о портативных Xbox. Достойные ли это конкуренты Steam Deck?
Так появились конкуренты разной мощности на Windows: Asus ROG Ally, Lenovo Legion Go, MSI Claw. В октябре 2025 года к ним присоединится Microsoft с двумя версиями портативной ROG Xbox Ally. Sony же выпустила PS Portal, довольно нишевое устройство для удаленной игры на PlayStation 5, а еще компания планирует полноценно вернуться на рынок портативок. По слухам, через несколько лет вместе с PS6 в продажу поступит ее портативная версия под кодовым названием PS6 Canis.
Что до Linux, то еще несколько лет назад никто не воспринимал систему как игровую платформу. Сегодня же она стала фундаментом успешного устройства.
Будущие железные планы Valve
Valve прошла через провалы Steam Machines, Steam Controller и ранних версий SteamOS, но не отказалась от идеи и риска. Эти ошибки стали фундаментом для будущего успеха, компания сделала выводы, доработала софт и в итоге создала Steam Deck.
При этом в компании не скрывают, что хотят в будущем выпустить условный Steam Deck 2, однако его придется подождать. По словам архитектора Steam Deck, во второй версии компания хочет добиться существенного роста производительности без ущерба времени автономной работы.
«Мы хотим дождаться технологического скачка в вычислительной мощности без ущерба жизни батареи, прежде чем выпустим второе поколение Steam Deck. Мы в этом заинтересованы и работаем в данном направлении», – Лоуренс Янг, архитектор Valve.
По другой инсайдерской информации с популярного форума NeoGAF, Valve планирует выпустить наследника через 3 года. Каких-то дополнительных подробностей инсайдер не озвучил, однако в 2028 году первому Steam Deck исполнится 6 лет – приличный срок по меркам консольных поколений. К тому времени, возможно, и появятся желаемые Valve технологии.
Что до других железных разработок Valve, то в прошлом году в сеть утекли рендеры прототипов Steam Controller 2, а в августе 2025-го на сайте Geekbench обнаружили тесты кастомного чипа Valve Fremont. Для какого устройства создан чип, остается загадкой. Он может стать сердцем как наследника Steam Deck, так и нового поколения Steam Machine.
2 сентября компания также зарегистрировала новый товарный знак Steam Frame в категории «Консоли, аксессуары и контроллеры». Учитывая достижения SteamOS 3.0 и слухи о новом чипе с геймпадом, можно предположить, что Valve вернется к идее стационарной «паровой машины».
* * *