Vulkan, OpenGL и DirectX – в чем разница?
Полное сравнение.
Разработчики часто сталкиваются со сложным выбором между основными API для работы с графикой. Каждому из подходов присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые напрямую влияют на производительность, сложность разработки игр.
То же самое касается и игроков – не зная основы работы API, тяжело выбрать лучший в настройках.
В этом тексте мы детально рассмотрим вопрос и сравним три самых популярных API для игр: OpenGL, Vulkan и DirectX.
Что такое графические API?
Прежде чем сравнивать, важно понять базу. Графический API (Application Programming Interface – интерфейс прикладного программирования) – это набор функций и инструментов, который позволяет программам взаимодействовать с видеокартой.
Если представить видеокарту в роли оркестра, то API – дирижер, который объясняет музыкантам, что и как играть.
API переводит сложные низкоуровневые команды из нулей и единиц в понятные программистам, предоставляя удобный способ рисования на экране.
OpenGL: классика в мире графики
OpenGL (Open Graphics Library) был разработан в 1992 году и с тех пор приобрел огромную популярность. Он поддерживается на многих платформах, включая Windows, macOS, Linux и даже мобильные устройства.
Главные особенности:
- OpenGL упрощает множество низкоуровневых операций, что делает его отличным выбором для начинающих разработчиков. Он позволяет быстро создавать прототипы и сосредоточиться на творческой части, а не на технических сложностях.
- Существует бесчисленное количество учебников, форумов и библиотек, которые значительно облегчают изучение и работу.
- Традиционно OpenGL использует однопоточную модель, где команды выполняются последовательно. В сложных современных играх это не позволяет в полной мере использовать мощности многоядерных процессоров.
Vulkan: Новая эра графических API
Vulkan, представленный в 2016 году, создали как ответ на потребность в более эффективном API, который даст разработчикам полный контроль над железом.
📌Этот i9 продают за 6000 рублей – в чем подвох?
Главные особенности:
- Vulkan предоставляет низкоуровневый доступ к оборудованию. Это означает, что разработчики сами управляют памятью, потоками и синхронизацией, что позволяет создавать оптимизированные под конкретное железо приложения.
- Vulkan изначально разработан для многопоточности, позволяя распределять задачи между ядрами процессора, что критически важно для современных систем.
- Обратной стороной контроля является сложность изучения. Vulkan требует от разработчика глубоких знаний архитектуры GPU и написания большого объема кода даже для простых задач.
DirectX: Стандарт экосистемы Windows
DirectX – набор технологий и API от Microsoft, главным компонентом которого для графики является Direct3D. Это закрытый, проприетарный API, ориентированный исключительно на платформы Microsoft (Windows и Xbox).
Главные особенности:
- DirectX (особенно версия 12) невероятно глубоко интегрирован в операционную систему, что позволяет добиться высокой производительности и стабильности на ПК с Windows.
- DirectX – не только графика (Direct3D), но и звук (DirectSound), ввод (DirectInput) и сетевой код (DirectPlay), что делает его комплексным решением для разработки под Windows.
- DirectX не работает на macOS и официально не поддерживается на Linux (хотя и может быть эмулирован). Это его главное ограничение.
Где больше FPS?
Ответ на этот вопрос неоднозначен и зависит от конкретной игры, драйверов и железа.
OpenGL сегодня часто проигрывает в гонке FPS более современным API из-за своей архаичной однопоточной модели. Он может быть достаточен для проектов с невысокими требованиями, но в ААА-играх часто становится узким местом.
Vulkan и DirectX 12 – низкоуровневые API, которые при правильной оптимизации со стороны разработчиков показывают схожую, высокую производительность. Они позволяют снизить нагрузку на процессор и более эффективно загрузить видеокарту.
Разница для разработчиков
https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/5/54/4a1b9a73a4690bf67afe76f6d6fea.png
OpenGL
Идеален для обучения и быстрого старта. Простой синтаксис, обширные ресурсы. Однако для сложных высокопроизводительных проектов его возможности ограничены.
Vulkan
Дает полную свободу и контроль для оптимизации, но заставляет писать много кода и самостоятельно управлять памятью и потоками.
📌Почему большинство современных процессоров – брак на производстве?
DirectX
Также сложен в освоении, но Microsoft предоставляет проработаные инструменты и документацию. Но необходимо учитывать, что работа ведется только на C++.
Совместимость
OpenGL
Работает везде: Windows, macOS, Linux, Android, iOS. Однако из-за невысокой производительности его будущее под вопросом.
Vulkan
Также поддерживается на большинстве платформ и операционок.
DirectX
Эксклюзив для экосистемы Microsoft (Windows, Xbox). Не работает на macOS, на Linux можно только эмулировать.
Что выбрать для игр?
Как игрок, вы редко выбираете API напрямую – обычно это делают разработчики. Но часто в настройках можно переключиться между вариантами.
- Играете на Windows? В первую очередь пробуйте DirectX. Он чаще всего лучше всего оптимизирован. Если DirectX недоступен, переключайтесь на Vulkan.
- Ваш основной выбор на Linux или macOS – Vulkan или эмуляция DirectX через Proton.
- Столкнулись с артефактами, вылетами или просадками FPS, особенно в инди-играх или старых проектах? Попробуйте переключиться на OpenGL (или более старую версию DirectX). Эти API менее производительные, но часто более стабильны из-за простой и отработанной модели.
* * *
Apple создала самый бесполезный продукт
Почему большинство современных процессоров – брак на производстве?