За что ненавидят Hollow Knight?

Шедевр, который хочется удалить.

Hollow Knight – игра, которую многие называют шедевром. Ее хвалят за визуальный стиль, музыку, глубину мира и отточенный геймплей. Проект небольшой австралийской студии Team Cherry стал эталоном для инди-игр и жанра метроидвании.

Однако даже у такого признанного хита хватает спорных моментов. Перед выходом Silksong разберем, что мешает некоторым игрокам полюбить Халлоунест так же, как это сделали фанаты.

Медленный старт и затянутый темп

Hollow Knight начинается с минимального набора приемов: обычный прыжок и удар гвоздем. Все поинтереснее открывается лишь спустя десятки часов (рывок, двойной прыжок и умение карабкаться по стенам).

Загружаю...

Многие признаются, что покидали игру еще до того, как она успевала раскрыться:

💬 «Начало показалось очень медленным, приходилось исследовать территории и почти ничего не находить, и это деморализовало – казалось, что прогресса нет».

Видеоблогер Joseph Anderson в масштабном эссе «Hollow Knight Critique» отмечает, что главный недостаток – темп: «Ваш призрачный жук мог начать хотя бы с еще одной способности, а игра так и не раскрывает потенциал всего набора умений». Другие пишут, что игра остается скучной вплоть до встречи с боссом в грибной деревне, а первые враги «почти бесполезны, и никакого руководства нет».

Проблема навигации

В Hollow Knight вы не получаете карту локации автоматически. Сначала нужно найти картографа Корнифера, который прячется в укромном уголке каждого нового региона, и купить у него черновой набросок. Но даже после этого карта не будет обновляться сама. Чтобы на ней появились новые проходы и комнаты, нужно дойти до скамейки и отдохнуть.

Загружаю...

Это еще не все. По умолчанию на карте не отображается ваше местоположение. Для этого нужно экипировать амулет, который занимает один из драгоценных слотов. Для многих игроков, привыкших к современным играм с навигацией и маркерами квестов, такой подход кажется неудобным и легко выбивает из ритма, особенно если сделать перерыв.

💬 «Я растворился в игре, впитал ее меланхоличную атмосферу и с упоением искал секреты. А затем по работе отвлекся на какое-то ААА, вернулся к Hollow Knight через неделю – и попросту заблудился. Пытался вспомнить переплетения уровней через гайды, но и они напоминали суровую головоломку, – говорит автор Кибера Святослав Лецкий. – Мир игры невыносимо многослоен и запутан, он не позволяет отвернуться ни на миг. А если отведете взгляд, почувствуете себя несчастным путником, проснувшимся в темном лесу. Куда идти? Где квестовые персонажи? Как вернуться к паркур-испытанию, что крылось где-то близко и при этом бесконечно далеко? Я на эти вопросы не ответил и забросил Hollow Knight».

Один из игроков на Реддите пишет, что много слышал о Hollow Knight и начал проходить с высокими ожиданиями, но быстро потерял интерес. Его раздражали постоянные блуждания, и игра перестала приносить удовольствие. В итоге он наиграл около пяти часов и бросил.

Даже заядлые поклонники метроидваний отмечают, что нелинейность в игре «выведена на совершенно новый уровень», а карта постепенно начинает бесить: «Карта ужасна. Я не понимаю, где нахожусь. Купив все значки у торговца, я все равно теряюсь <...> Почему они так усложнили карту?».

Загружаю...

Сложные боссы

Hollow Knight часто называют одной из самых сложных игр в жанре. Боссы требуют заучивания паттернов и быстрой реакции, что нравится далеко не всем.

💬 «Система боя тупая, даже после года игры боссы убивают из-за того, что нужно запоминать все их механики без объяснений», – жалуются на Metacritic. «Разработчики явно мало знают о боевой системе. Если вы фанат тысяч попыток пройти босса – игра для вас».

Один из игроков признается, что ему понадобилось больше сотни попыток, чтобы победить Хорнет во второй раз. Другой игрок на форуме GameFAQs написал пост о том, как сражался с боссами 15-20 часов, и впервые в жизни бросил игру:

Загружаю...

💬 «На победу над Серым принцем Зотом у меня ушло больше 20 попыток, еще свыше 20 – на Гримма. Сейчас я дошел до второй фазы и уже больше 40 раз погиб без особого прогресса <...> Я решил отложить его и попробовать «Колизей глупцов», но и там умер больше 30 раз, – делится он. – Помню, когда-то я думал, что Bloodborne – сложная игра, но теперь вся она кажется легкой прогулкой по сравнению с этими боссами».

При этом часть критики направлена не столько на сложность, сколько на реализацию механик. Некоторые боссы и испытания кажутся просто нечестными или плохо продуманными.

Классический пример – Маркот в Пантеоне Халлоунеста. Он летает и хаотично атакует копьями, а арена под ногами игрока постоянно исчезает. Эта битва больше зависит от удачи, чем от навыка.

💬 «Кто вообще додумался убрать чертов пол из боя с Маркотом? К черту Маркота. Это гребаное дерьмо нечестное. Из-за него так и хочется удалить игру к чертям. Да, игра прекрасна, но только не с Маркотом. Все боссы честные, кроме таких дерьмовых, как Маркот. Даже если босс неудачный, он все равно в сто раз лучше этого урода по имени Маркот. Мне хочется разнести экран в щепки только от одной мысли о нем. К черту этого типа. Честно, к черту его. Наверное, у меня останется плохое впечатление об игре только из-за Маркота, хотя я считаю ее одной из лучших игр всех времен. К ЧЕРТУ МАРКОТА».

Загружаю...

Абстрактный лор

История мира подается очень туманно и фрагментарно. Сюжет раскрывается через короткие диалоги, описание предметов и намеки в окружении. В игре практически нет прямых объяснений происходящего.

Такой минималистичный подход нравится любителям строить теории и искать скрытые смыслы. Но многих игроков он отталкивает. Чтобы понять лор Hollow Knight, нужно прикладывать усилия или идти смотреть многочасовые разборы на Ютубе. Для тех, кто предпочитает более традиционное повествование, сюжет игры может показаться непонятным, незавершенным или даже отсутствующим.

💬 «Я прошел Hollow Knight четыре раза и добился всего, что может сделать обычный игрок, но до сих пор почти ничего не понимаю в лоре. Я старался внимательно читать диалоги, смотрел видео о сюжете, но все равно не понимаю ключевых вещей», – пишут на Реддите. 

💬 «Да не переживай, – успокаивают комментаторы. – Никто толком не понимает сюжет, пока не начнет смотреть ролики на Ютубе».

Загружаю...

Беспощадный бэктрекинг

Халлоунест огромен, но не все его локации одинаково интересны. Некоторые отмечают, что часть зон ощущается пустой и затянутой. Например, Глубинное гнездо часто описывают как «однообразные темные пещеры, где легко заблудиться». Длинные коридоры с редкими врагами заставляют просто бежать из точки А в точку Б, не получая от процесса никакого удовольствия.

Проблема усугубляется огромным количеством бэктрекинга. Как и в любой метроидвании, вам часто приходится возвращаться в старые локации с новыми способностями. Но в Hollow Knight эти возвращения ощущаются особенно долгими. В начале игры у вас нет быстрых способов перемещения. Станции рогача расположены не всегда удобно, а до открытия трамвая и врат грез пройдут десятки часов.

💬 В обсуждениях Steam пишут: «Блуждания взад-вперед начинают сильно утомлять. Я победил двух боссов и так и не понял, как вернуться к нужному месту без читов – на этом игра для меня закончилась».

💬 «Да ладно вам, я прошел десятки метроидваний, и именно поэтому жалуюсь на чрезмерный бэктрекинг в Hollow Knight и отвратительную подвижность. Потому что я сравниваю ее с играми Castlevania, потому что я сравниваю ее с Metroid, потому что я сравниваю ее с такими играми, как Guacamelee, Axiom Verge, Cave Story и многими другими <...> Если отбросить идеальные оценки (ведь ни одна игра не бывает совершенной), то именно скучный бэктрекинг чаще всего называют одной из главных претензий к Hollow Knight».

Загружаю...

Раздражает и система сохранений. Скамейки часто расположены далеко от арен с боссами, поэтому после каждой смерти приходится долго добираться назад. Причем вам нужно не только добежать, но и сразиться со своим призраком, чтобы вернуть потерянные деньги и полную шкалу души. Игроки жалуются, что тратят больше времени на дорогу к боссу, чем на сам бой.

* * *

Несмотря на претензии, критики часто подчеркивают, что восприятие Hollow Knight во многом субъективно. Ютубер Snulch в эссе «Защищая Hollow Knight от тех, кто готов на него плевать» (Defending Hollow Knight from those who would spit upon it) разбирает самые распространенные претензии и показывает, как они работают на атмосферу и глубину.

Например, бэктрекинг помогает лучше запомнить мир, а скрытый лор усиливает погружение. Разочарование часто возникает у тех, кто ожидает легкой игры наподобие Ori, тогда как Hollow Knight строится на идее преодоления. Их претензии не надуманные – просто игра подходит не каждому.

Загружаю...

Hollow Knight – известнейшая метроидвания от небольшой команды. Авторы учитывают отзывы игроков, и многие ждут Silksong с надеждой, что вторая часть окажется не хуже первой. Silksong реален – и убедимся мы в этом уже 4 сентября.

* * *

Hollow Knight: Silksong выйдет 4 сентября. Все подробности о долгострое

Silksong, Silent Hill и другие самые ожидаемые игры сентября

«Милиционер» станет главной российской игрой. Рассказываю, как заромансил великана со сталкершей и случайно убил кота 😭