В Grounded 2 лучший сеттинг в выживалках. Жаль, что больше ничего не завезли
Обзор новинки от Obsidian.
До сих пор не могу поверить, что в 2020-м мастера ролевых игр из Obsidian выпустили выживалку. Еще удивительнее факт, что первая Grounded стала главным хитом в истории компании. На старте раннего доступа она возглавила чарты Steam, к июлю 2025-го общее количество игроков перевалило за 13 миллионов. Ни Fallout: New Vegas, ни Pillars of Eternity таким не хвастались.
При этом в Grounded хватало минусов. Бои напоминали бездумное закликивание, гринд настойчиво душил, квесты бесили однообразием. Зато был невероятный сеттинг, где дети уменьшились до размера букашек и даже на травинки смотрели словно на высотку. Так обычные вещи становились дикими: брошенный на землю мусор напоминал наследие титанов, капля росы утоляла жажду на весь день, а паучки казались величайшей угрозой на районе.
29 июля Obsidian отправила в ранний доступ Grounded 2. Подход ничуть не поменялся: мир по-прежнему невероятен, но ко всему остальному есть вопросы.
Главное об игре Grounded 2:
- Жанр: выживалка.
- Разработчик: Obsidian.
- Дата выхода: 29 июля 2025 г.
- На что похоже: Valheim, The Forest.
- О чем игра: дети уменьшаются в размере и ради спасения копаются в зловещих тайнах корпорации.
- Как поиграть: выгоднее всего скачать игру в Game Pass.
- Страница в Steam.
Выживать в мире букашек приятнее, чем на острове и в пустыне
В мире Grounded есть корпорация, которая уменьшает людей в размерах и проводит эксперименты. Однажды жертвами опытов становятся невинные дети. Отныне они выживают в мире букашек и ищут путь к спасению.
Завязка базовая, но за ней кроется, на мой вкус, лучший сеттинг в жанре. Я выживал на заснеженных равнинах и необитаемых островах, в пустыне и космосе – и нигде так сильно не влюблялся в мир. Потому что Obsidian взяла обычный задний двор и наполнила его волшебством.
Вот вы бродите по миру и натыкаетесь на следы пикника. На столе валяется банальная пробка от шампанского, но вы ее даже сдвинуть не можете. Пробка кажется наследием всемогущей цивилизации. Говорят, эти существа могут переступить через бордюр без предварительной постройки лестницы!
На соседнем столе валяется недоеденный хот-дог. Вы могли бы питаться им несколько лет, однако блюдо уже забронировано. По нему ползает армия жуков, пауков и прочих букашек. С такой толпой герою ваших размеров лучше не связываться. А жаль, между столами как раз перекинута пластиковая ложка. Кто-то просто неуклюже ее бросил, а вам она кажется величественным мостом.
Исследуете мир дальше и натыкаетесь на пластиковую банку с газировкой. Великаны невероятны раз осушили ее парой глотков, но слишком безответственны, если не дошли до мусорки. Впрочем, вам чужая лень только в плюс: забираетесь в банку, видите внутри пространство размером с торговый центр и находите недопитую каплю. Да, всего лишь каплю, но она зарядит энергией на целый день.
А вот на земле лежит монетка. На ней набиты лик какого-то важного человека и многозначительная надпись «Свобода». Вы с благоговением ее рассматриваете и идете дальше. Потому что отнести монету в убежище не получится, с ней и десять муравьев не справятся.
Вещи великанов – еще не самое интересное. К примеру, на пути встречается улитка. Она огромнее вас раз в двадцать и чертовски быстра, но при приближении почему-то прячется в панцирь. Не бойся, трусишка, я тебя не трону. Зато божья коровка рассматривает вас с любопытством и спокойно бредет дальше. Муравьи вообще не обращают на уменьшенных детей внимания. Не трогайте их личинки и однажды станете союзниками. Быть может, даже прокатитесь на муравье.
Жаль, что в мире насекомых не только муравьи и божьи коровки. Еще там есть пауки, и вы возненавидите их с первой встречи. Огромные размеры, жуткие красные глаза, восемь мохнатых лапок. Такое существо живет в каждом дворе, но в данных обстоятельствах пугает сильнее зомби, демонов и ксеноморфов. Неудивительно, что в игре есть режим для арахнофобов. Я и сам подумываю его включить.
Недавно я рассказывал, что я не захожу в выживалки без улетной фишки – например, механики диаблоида из V Rising или скайримовости из Enshrouded. В Grounded 2 таких особенностей нет, однако сеттинга достаточно, чтобы утонуть в игре. Obsidian преподнесла обычные вещи очаровательными, пугающими и грандиозными. Есть в таком подходе что-то завораживающее.
📌 Игры про выживание мертвы. Жанру отчаянно нужна революция
Очаровательный мир был и в первой части, а больше ничего интересного нет
Я буду и дальше запускать Grounded 2 ради чарующего мира, но с тоской отмечу: в первой части уменьшенные дети выживали ровно так же, а ничего улетного для продолжения не придумали. Обычно двойка в названии намекает на эволюцию идей и увеличение размаха. Но что нового добавила Obsidian? Я бы выделил два изменения: боевая система и инструменты.
В оригинале бои напоминали бездумное закликивание, которое прерывалось лишь блоками и парированием. Теперь же стычки часто превращаются в танец. Однажды я забрался в логово насекомых и на глазах муравья-воина стащил личинку. Так начался безжалостный бой, где я запоминал мувсет врага, рывком заходил ему за спину и размахивал оружием словно средневековый копейщик. Победил лишь с четвертого раза и вообще дрался по неловкой причине: рядом с муравьем потерялся весь мой лут.
При этом герои с помощью экипировки превращаются в воина, разбойника или даже мага. Разобрали на части божью коровку? Натяните ее крепкие останки на себя и станете танком со щитом. Разнесли пару больших пауков? Их куски сгодятся для ловкого разбойника с парой кинжалов в руках. Если играете в компании, распределите роли и быстро станете королями мира насекомых.
Другой плюс в том, что вместо привычных топора и лопаты у героев один омни-инструмент. Он прокачивается в лаборатории и годится для всего: рубки травы, раскалывания камней, выкапывания ям. Главное, что омни-инструмент не ломается и не занимает место в инвентаре. Подошел к кусту, зажал одну клавишу, и герой сам достал нужный девайс, приступив к делу. Это чертовски удобно и должно быть в каждой выживалке!
Вопрос вот в чем: достаточно ли улучшенных боев и удобных инструментов, чтобы назвать Grounded 2 полноценным продолжением? Нет, скорее эти нововведения сгодятся для крупного обновления. Да и на фоне других выживалок новинка от Obsidian выделяется исключительно сеттингом. Для жанра такие сражения давно не стандарт, а необходимый минимум. В той же Enshrouded и комбинации веселее, и даже стелс имеется.
Главная беда в том, что продолжение настолько недоделано, что его и выпускать не стоило. Половина карты на старте раннего доступа – звенящая пустота без активностей и занятных точек интереса. Оптимизация – кошмар даже на сносных видеокартах вроде RTX 4060: в Full HD вы получите 40 FPS на высоких настройках и жалкие 23 на ультрах. Большая часть сюжетных заданий – гринд и бестолковый поиск нового ресурса. Собери стебли сорняка и построй что-нибудь. А теперь победи паука и снова собери что-то из его лапок. Скука!
А как быть с боссами? Это в основном скорпионы, тараканы и богомолы, которые в первой части считались опасными и все-таки обычными врагами. У них даже атаки особо не поменялись, только урон и полоска здоровья выросли.
Obsidian уже выложила дорожную карту, куда вошли боссы, доработанные локации, нововведения вроде зиплайнов и, главное, поддержка русского языка. Все это появится примерно через полгода. Возможно, тогда игра станет невероятной, но прямо сейчас она цепляет только сеттингом.
Стоит играть?
Для меня мир Grounded 2 достаточно привлекателен, чтобы провести в нем десятки часов. Увы, наполнение этого мира, механики и оптимизация кажутся минусом. Если идея копошиться в банке с колой и гоняться за божьей коровкой не интригует вас, новинку лучше отложить. Быть может, через полгода она придет в отличную форму и заслужит внимание.
* * *