Почему Дота такая токсичная – и как здесь выжить. Простые и важные советы
Елизавета Петрова всматривается в бездну.
От редакции: Привет, вы в блоге Елизаветы Петровой или «Геймерши в душе». Здесь я пишу о киберспорте, турнирах и в целом о Доте. Подписывайтесь, будет интересно!
Я играю в Доту уже больше десяти лет, и все это время меня не отпускает вопрос: почему она такая токсичная и как с этим вообще жить?
С самого начала я не раскрывала, что я девушка, и никогда не пользовалась голосовым чатом. Только текст. Раньше меня задевали упреки от тиммейтов, порой всерьез задумывалась, а стоит ли вообще продолжать. Но несмотря ни на что, я до сих пор запускаю Доту.
Этот текст – попытка немного отстраниться, взглянуть на токсичность со стороны, поделиться парой цифр и теми простыми вещами, которые помогают мне не сгорать и не удалять Доту.
Откуда вообще столько злости и ненависти в Доте
Дота остается одной из самых популярных многопользовательских игр, ежемесячно в нее играет более 400 тыс. пользователей. Высокий уровень конкуренции и сложность игровых механик создают динамику, где токсичность – частое и привычное явление.
В сентябре 2021 года аналитическая фирма Newzoo проведела исследование и спросила свыше 2200 человек о том, сталкивались ли они с токсичностью в онлайн-играх. По его результатам авторы составили список игр с самым токсичным сообществом. И первую строчку в нем поделили Dota 2 и Valorant – 80% опрошенных геймеров сталкивались с травлей в этих онлайн-играх.
На мой взгляд, основная причина проявления токсичности – ощущение анонимности, которое присутствует в онлайн-пространстве. Каждый геймер может сказать что угодно и ему за это ничего не будет. Идеальные условия для высказывания негативных мыслей.
«Да [токсичность] – это не проблема Доты, это проблема интернета. Интернет в принципе очень токсичное явление. Это же компьютерная игра. Как бы сильно ты ни старался создавать себе иллюзию, что ты серьезен, – это компьютерная игра. Поэтому нужно уметь получать удовольствие от того, что ты делаешь. А если не получаешь, то [зачем] делать?», – отмечает Артем «Fng» Баршак, тренер Virtus.pro и бывший про-игрок.
Другая причина – одержимость победами и поднятием рейтинга. Любая ошибка ощущается как конец света. Игроки действительно стараются ради победы, а в случае неудачи ищут человека, которого можно обвинить в поражении. Ведь признать собственные ошибки сложнее.
Хотя многие исследования и твердят, что токсичная среда, постоянная критика и насмешки в играх вредят самооценке человека, думаю, это абсолютно не касается фанатов Доты. Игроки настолько привыкают к ней, что уже не воспринимают токсичность всерьез.
«Токсичность всегда будет присутствовать. Возможно, ее апогей – Дота. Но, мне кажется, мы настолько привыкли, что нам [все равно]. Невозможно токсичность воспринимать серьезно», – рассуждает Камиль «Koma’» Биктимиров, стример Spirit и экс-киберспортсмен.
Токсичность можно разглядеть даже в банальных внутриигровых механиках. Кто-то похвалил в матче – думаешь, что же ты сделал не так. Кто-то кликнул на героя – размышляешь, что тиммейт хочет от тебя. Кто-то нажал на состояние способностей персонажа – пытаешься понять, а когда нужно было использовать их.
При этом исследования показывают, что геймеры избегают определенных игр из-за репутации их сообщества. А 6 из 10 пользователей готовы прекратить игровой сеанс или полностью забросить игру после встречи в ней с токсичностью и травлей. По личному опыту хочется сказать: дотеры выше этого, никакой абьюз не пошатнет их любовь к игре.
Осознание проблемы есть, а что дальше?
Каждый дотер знает, что проблема с токсичностью была всегда. Но мы настолько привыкли, что обращать на нее внимание лишний раз абсолютно не хочется.
«Как я справляюсь с токсичными игроками? Хороший вопрос. Стараюсь фокусироваться на себе. В конце концов кто каждый день является главным персонажем твоей жизни? Какой-то рандомный 16-летний анимешник, прогуливающий школу и играющий в Доту без планов на будущее? Нет, это ты и твои планы на жизнь. Сосредоточься на этом и не теряй концентрацию», – говорит Артур «Arteezy» Бабаев.
В Доте часто встречаешь пользователя, который зашел в игру сразу с плохим настроением. Представим, что он поругался с близким, на него накричал начальник или он так хотел сыграть пару матчей, но у него возникли проблемы с интернетом, которые пришлось долго решать. Как коммуницировать с подобными людьми? Личные и банальные, но рабочие советы:
- Поддерживаем дружелюбную атмосферу – приветствуем и хвалим, шутим с тиммейтами.
- Относимся к токсичным игрокам с пониманием: некоторые только в глубине души осознают ошибки, но все равно обвиняют всех вокруг. Ведь завтра таким же игроком с плохим настроением можете стать вы.
- Иногда проще согласиться, чем продолжать спорить. Не стараемся доказать что-то человеку, который находится на пике эмоциональной нестабильности. Проще ответить: «Прости, друг, в следующий раз постараюсь нажать кнопки лучше!»
- Выявляем токсиков на ранних стадиях матча и не боимся заглушать их. Лучше сконцентрироваться на игре, чем слушать критику.
- Осознаем и принимаем, что выиграть все матчи – невозможно. Ожидаем окончания игры и начинаем следующую, а не тратим нервы на конфликты и доказывание правоты.
С помощью столь простых советов можно не только перестать обращать внимание на токсичных и конфликтных игроков, но и сохранить любовь к Доте.
Еще я никогда не продолжаю играть после 2-3 поражений подряд (лучше взять перерыв и заняться другими делами), не стесняюсь приглашать приятных игроков на следующий матч и помню, что игры – это в первую очередь про веселье, а не выживание. Чего советую и вам!
Современная Дота из-за огромного количества изменений стала еще более командной игрой, где теперь ценится не только механическое мастерство, но и способность наладить коммуникацию с союзниками. Возможность заглушать игроков и поддержание позитивной атмосферы снизит влияние токсичности. Это и помогает делать Доту игрой для удовольствия, а не главным источником стресса.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Геймерша в душе» – новости о киберспорте, турнирах и Доте