Скрытые характеристики оперативной памяти, которые влияют на FPS

Ранки и банки.

Представьте два компьютера. Одинаковый процессор, одна и та же видеокарта, одинаковый объем оперативной памяти с одинаковой частотой и таймингами. Казалось бы, производительность в играх должна быть идентичной. 

Но один выдает стабильные 100 FPS, а второй едва держит 90. Разница в целых 10%! Как такое возможно? Ответ кроется в деталях, о которых почти не говорят, – в физическом строении планок оперативной памяти, их ранках и банках. Давайте разбираться.

Ранки

Посмотрите на две планки ОЗУ. На первый взгляд – одинаковый объем, частота, тайминги. 

Загружаю...

Но присмотритесь: на одной распаяно 4, на второй 8 черных чипов, а на третей – 16.

Почему так? Чипы памяти бывают разной емкости (1 ГБ, 2 ГБ, 4 ГБ) и, что ключевое, разной битности. 

Битность – количество бит данных, которое чип может передать за один такт по своей линии связи. Основные типы – 4-битные (серверная оперативная память), 8-битные и 16-битные. 

Весь модуль ОЗУ передает данные процессору по 64-битной шине за один такт. Эти 64 бита формируются из данных, передаваемых всеми чипами модуля одновременно. Если чипы 16-битные, то их нужно всего 4 (4 чипа по 16 бит – 64 бита). Если чипы 8-битные, то их нужно 8 (8 чипов по 8 бит – 64 бита). 

Но посмотрите третью эту планку. 

Более наглядная схема.

У нее 16 чипов по 8 бит каждый – 128 бит. Вдвое больше, чем может передать модуль за раз. Такую память называют двуранковой (Dual Rank). Планка с 8 чипами по 8 бит (64 бита) – одноранковая (Single Rank).

***

📌Канальность памяти – важный параметр оперативки. Как он влияет на работу ПК?

Как это работает и почему двуранк быстрее?

За 1 такт планка оперативной памяти может передать всего 64 бита данных – это физическое ограничение шины.

В одноранковой памяти все 4 или 8 чипов работают одновременно каждый такт для заполнения 64-битной шины. 

В двухранковой памяти чипы разделены на два независимых блока – ранка, по 8 чипов в каждом. В один конкретный такт работает только один ранк, заполняя 64 бита. Второй ранк в этот момент «отдыхает». 

Загружаю...

Грубо говоря, они работают в таком порядке.

Преимущество такого подхода кроется в задержках. ОЗУ не может мгновенно ответить на запрос процессора. Ей нужно время, чтобы найти нужные данные и отправить их на обратно. 

В одноранковой памяти, чипы, пока обрабатывают один запрос и передают результат, не могут начать готовить ответ на следующий запрос. Процессор вынужден ждать.

В двуранковой памяти, пока первый ранк передает результат запроса, второй ранк может сразу начать обработку следующего запроса от процессора. Когда первый ранк освободился, второй как раз готов передать свой результат, а первый получает новый запрос. Ранки работают поочередно, скрывая задержки друг друга. Это и дает прирост производительности (обычно 5-10% в играх и тяжелых задачах).

Тесты в Cyberpunk 2077.

Но у двуранка есть минусы: 

  • Выше цена – каждый чип на планке стоит денег, и чем их больше, тем выше ее себестоимость. 
  • Хуже разгон – одноранковые модули легче разгоняются.

Больше энергопотребление. Два ранка потребляют значительно больше энергии, что критично для ноутбуков: можно потерять 30-60 минут автономной работы.

Банки

Проблемы с производительностью могут возникать и из-за структуры внутри самих чипов памяти. 

Загружаю...

Вернемся к планке с 4 чипами по 16 бит (одноранковая). Физически чипов меньше, чем в другой одноранковой планке с 8 чипами по 8 бит. 

Но объем одинаковый! Значит, внутри каждого 16-битного чипа находится больше данных, организованных в независимые разделы – банки (Banks). 

Данные распределяются по банкам равномерно. Когда процессор запрашивает данные, контроллер памяти ищет их, последовательно обращаясь к банкам чипов – от первого банка первого чипа до последнего банка последнего чипа. Однако здесь кроется проблема – банковские конфликты:

  • Сценарий 1 (Хороший): необходимые данные (например, части A и B) находятся в разных банках. Память быстро переключается между ними без задержек.
  • Сценарий 2 (Плохой): части A и B находятся в одном и том же банке. После чтения части A память обязана закрыть этот банк, затем последовательно пройти через другие банки в чипе и только потом сможет вернуться к исходному банку, чтобы прочитать часть B. Это вызывает значительные задержки, а следовательно – падение FPS.

У каждого чипа оперативной памяти фиксированное число банков. При одинаковом объеме планка с 8 чипами по 8 бит имеет больше общее количество банков, чем планка с 4 чипами по 16 бит. 

Вот тут проблем с банками точно не будет.

Больше банков – выше вероятность, что следующие нужные данные окажутся в другом банке, доступ к которому можно начать без задержек. Вот и разгадка загадки из введения: планка с 4 чипами, одним ранком и меньшим банков сильнее подвержена задержкам, что и приводит к падению FPS на, казалось бы, идентичном компьютере. А у компьютера с двуранковой памятью таких проблем не будет.

Загружаю...

***

📌Лучшая оперативная память для ноутбука: как выбрать?

Какие планки покупать?

Двухранковые 

Лучший выбор для максимальной производительности в топовых игровых ПК. Оптимальная конфигурация – 4 ранка в системе. Достигается это двумя путями: 2 двуранковых модуля (2 планки по 2 ранка) или 4 одноранковых (4 планки по 1 ранку). Лучше не устанавливать 4 двуранковых модуля (8 ранков) в одну систему. Контроллеру памяти процессора будет тяжело разобраться, с каким работать в каждый такт. Заплатите много, а прироста FPS не увидите.

Одноранковые на 8 чипов 

Золотая середина для игровых ПК среднего класса. Разница в цене с двуранком значительна – эти средства лучше направить на более мощные видеокарту или процессор. А еще такие планки обладают лучшим потенциалом для разгона.

Одноранковые на 4 чипа

Не покупайте их в игровые ПК! Разница в цен с 8 чиповым одноранком минимальная, а экономия не компенсирует потерю FPS из-за частых банковских конфликтов. Зато они потребляют меньше всего энергии. 

Их ниша – маломощные ноутбуки, где приоритет – долгая работа с простыми задачами вроде браузера или печати документов. С такой памятью вы сможете выиграть еще 20-30 минут работы без подзарядки.

Помните: ранки и банки – важные параметры ОЗУ, напрямую влияющие на реальную производительность, особенно в играх. Учитывайте их при выборе памяти для энергоэффективной или мощной системы.

***

Мессенджер MAX пока не готов покорять. Внутри интересные задумки, копипаст дизайна и баги

RTX 5050 – самая смешная видеокарта. Цену завысили, память не завезли

Популярные комментарии
Sasha Impruve
Спасибо за статью!
1 комментарий Написать комментарий