«28 лет спустя»: как снятый на айфон хоррор затмил летние блокбастеры

Андрей Загудаев ставит «лайк» Дэнни Бойлу.

Спустя 25 лет с момента, как яростный вирус выбрался наружу, Великобритания все еще остается карантинной зоной. Военные патрулируют территорию с воды, а остатки выживших сбились в маленькие поселения по всей стране. Чуть больше повезло 12-летнему Спайку (Элфи Уильямс) и его семье. Их община проживает на острове, связанным с «большой землей» лишь каменным перешейком, который невозможно преодолеть во время прилива. Мать Спайка (Джоди Комер) тяжело больна, поэтому хозяйством и обучением мальчика стрельбе из лука занимается его отец (Аарон Тейлор-Джонсон).

Однажды он берет Спайка на боевое крещение – на охоту на материке. Во время вылазки они, разумеется, сталкиваются с разными видами зараженных, но главное – ближе к ночи мальчишка замечает высокий костер на горизонте. Вернувшись домой, он узнает от одного из местных, что там предположительно может жить врач (Рэйф Файнс), который гипотетически способен вылечить его мать.

Загружаю...

Главное о фильме «28 лет спустя»:

  • Дата выхода: 20 июня 2025 года.
  • Жанр: хоррор
  • Режиссер: Дэнни Бойл («Миллионер из трущоб», «На игле», «Пляж»)
  • Актеры: Элфи Уильямс («Темные начала»), Джоди Комер («Главный герой», «Последняя дуэль»), Аарон Тейлор-Джонсон («Быстрее пули», «Довод»), Рэйф Файнс («Конклав», фильмы про Гарри Поттера) и другие.
  • Где смотреть: в кинопрокате.
  • О чем фильм: роман взросления, упакованный в обертку стремительного хоррора про зараженных

«28 лет спустя», как неуклонно подмечается в каждой второй рецензии на фильм, – название-обманка, чтобы сохранить стилистическую и смысловую цепочку имен картин внутри франшизы. Оригинальный фильм Дэнни Бойла с Киллианом Мерфи вышел в 2002 году, а это лишь 23 года назад. Но кто мы такие, чтобы придираться по мелочам.

Важно другое: первый фильм Бойла был нишевым прорывом, который вдохнул новую жизнь в жанр хорроров про зомби. Это был минималистичный, страшный фильм, где каждый элемент находился на своем месте и почти в идеальных пропорциях. Подобное сочетание и сделало «28 дней спустя» предметом культа у поклонников жанра. Фильм сняли на модную цифровую камеру начала нулевых, которая добавляла картинке зернистости и как будто натуральности, а почти все экшен-сцены (по меркам зомби-хорроров) поставили на ультразвуковых скоростях.

📌 «Балерина»: шумный, но бессмысленный спин-офф «Джона Уика»

Спустя 25 лет, конечно, удивить фанатов франшизы и вообще ужастиков намного сложнее. И новый фильм, с одной стороны, пытается это сделать: картина снята на несколько десятков айфонов титулованным оператором Энтони Дод Мантлом. Благодаря ему сверхчеткая, чуть пластиковая картинка «28 лет» гипнотизирует и пугает еще сильнее, чем «зерно» в оригинала. Особенно это проявляется в экшен-сценах, где использовались специальные приспособления с телефонами, расположенными по цепочке, для эффектных круговых съемок, которые добавляли в самые яркие эпизоды атмосферу видеоигр.

Загружаю...

Но выбор «айфонов» в качестве основных камер – не только модный ход, но и небольшой технический эксперимент. Сам Дэнни Бойл перед выходом фильма рассказывал, как миниатюрные по современным киношным меркам камеры дали возможность авторам снимать там, где было бы сложно расположиться с большими устройствами. Насколько это притянуто за уши, решать вам, но в фильме действительно немало сцен, которые разворачиваются в замкнутом или довольно тесном пространстве. 

Впрочем, фильм хорош не только в моментах с убийствами зараженных, но и между ними. Природа в «28 лет спустя» играет важную роль. Бойл и сценарист Алекс Гарленд как будто сознательно избегают человеческих построек, почти любого стекла и бетона, чтобы как можно больше сцен снять на открытом воздухе. И это тоже не просто стилистический штрих. Природа во франшизе – возможно, главный бенефициар пандемии, а ее очищение от влияния людей (по крайней мере, в зараженной Великобритании) – простейшая, но все еще действенная метафора недальновидности человечества.

Если отвлечься от визуала, то в центре фильма Дэнни Бойла легко распознать очередную историю взросления, рассказанную к тому же довольно грубыми и широкими мазками. Первое боевое крещение Спайка, размолвка с отцом, «уход» из семьи и «большое приключение», в котором он станет не мальчиком, а мужчиной. Если убрать из пересказа имена и обстоятельства, то эта сюжетная последовательность описывает подавляющее большинство подобных историй. Но эти сюжеты, простые и даже предсказуемые, продолжают работать.

Загружаю...

📌 «Миссия невыполнима: Финальная расплата»: эффектный финал великой франшизы

Историю, заветренную литературой, кино и сериалами, Бойл с Гарлендом как могут освежают схватками с зараженными, видами британской природы, а также довольно мрачной психоделической концовкой, которая отсылает больше всего к «Апокалипсису сегодня». В ней появляется облитый йодом герой Рэйфа Файнса, а сюжет из романа взросления превращается в обезоруживающий монолог (или диалог со зрителем – это с какой стороны посмотреть) о смерти. И в момент, когда можно заговориться, навернуть многозначительности и пафоса, авторская группа стоит по струнке и бьет себя по рукам. Всей развязке Бойл уделяет всего несколько минут, и их оказывается достаточно, чтобы дотянуться до аудитории и не утомить ее.

Если поставить себе цель придраться к новой картине, то сделать это будет не очень сложно. Например, тут может искренне раздражить логика поведения некоторых героев. Некоторым, уверен, будет недостаточно экшена, другим – сюрпризов и какой-то исключительности, которая бы могла сделать «28 лет спустя», как и когда-то оригинальный фильм, картиной-событием.

📌 «Грешники»: обзор стильного хоррора про вампиров от режиссера «Черной пантеры»

Ну и важно понимать еще одно: «28 лет спустя» – старт трилогии (или дилогии, если два фильма соберут мало денег в прокате). И его, скажем так, открытый финал – мостик ко второй картине, которая уже снят другим режиссером, а не жирная точка в истории. Поэтому, возможно, фильм Бойла еще сильнее заиграет в связке с продолжением, которое, по слухам, будет снято несколько в ином стиле.

Загружаю...

Но «28 лет спустя», даже держа в голове все претензии, – сверхтехничный, напряженный хоррор и в какой-то степени отличный летний блокбастер для всех, кого не пугают сверхреалистичные сцены с убийствами и расчленкой. Фильм Бойла идет почти два часа, но кажется, что минут 40. Такого стремительного темпа я не видел в большом коммерческом кино уже давно.

📌Китайский мульт догоняет «Титаник» (уже $2,2 млрд сборов!). Наш обзор «Нэчжа побеждает Царя драконов»

Популярные комментарии
kartmanes
ох уж эта "расчленка"
1 комментарий Написать комментарий