«Пункт назначения: Узы крови» – ходячий труп некогда культовой франшизы
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Блеклый и вялый самоповтор, утомляемый саму смерть.
От редакции: привет! Вы в блоге «Чертовски никита», где chertovsky пишет про игры и кино и делает крутые обложки для своих статей. Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новые тексты.
Наверняка у части некогда юных телезрителей нулевых за пазухой кроется кипа коллективных травм от просмотра хорроров в неположенное время – к примеру, тот самый случайно увиденный на ночевке с двоюродным братом лавкрафтовский эпизод каких-нибудь «Мастеров ужасов» категории «Б» в ночном эфире на «РЕН ТВ».
Долго же меня кошмарила в сновидениях человекоподобная крыса из «Снов в доме ведьм», которую Гильермо дель Торо позже в 2022-м переснял для своего альманаха ужасов с Netflix.
Или же сцена из того самого кино с бревнами, с кузова рассыпающимися по трассе и врезающимися с брызгами кровавой каши через лобовое прямо в черепа водителей – и то был «Пункт назначения 2», затянувший меня после просмотра в дебри своей хроники, отчитывающей на сегодняшний день целый юбилей в 25 лет.
Справедливости ради, кляузы наших локализаторов с бесчисленными «Пунктами назначения» про кинотеатры, аквапарки и прочее не в счет. Пока новая, официальная шестая часть саги не добралась до проката.
Но лучше бы не добиралась – как и не пыжилась в попытке обмануть смерть серии, случившуюся на пятом фильме и грамотно закольцевавшую оригинальную пенталогию вокруг рейса 180.
О чем новый «Пункт назначения»
Фильм стартует с ретроспективы 1960-х, с крушения торгово-развлекательной башни «Скайвью» – трагедии, которую предотвращает молодая и беременная девушка Айрис (Брек Бассинджер, игравшая Старгерл в сериальной супергероике от DC), запуская в дальнейшем цепочку нелепых смертей всех тех, кто умудрился обмануть костлявую и избежать гибели.
Но спустя время старуха забирает не только их, но и тех, кого они породили – от детей до внуков; ведь фактически их не должно было существовать вовсе. И тогда замученная видениями из прошлого о «Скайвью» внучка Айрис – Стефани (Кейтлин Санта Хуана, тоже отметившаяся в DC – в сериале о Флэше) – возвращается из колледжа домой, чтобы предостеречь свою родню, уладить кровные травмы и закрыть родительские гештальты.
В то время как сама поседевшая Айрис пользуется репутацией городской сумасшедшей-затворницы, возложившей на отшибе у леса базу с кольями и засовами – лишь бы не подпустить к порогу смерть.
Но это ненадолго.
Что не так с «Узами крови»
На первый взгляд, открывающая двадцатиминутная сцена поступательного разрушения «Скайвью» приносит долгожданное чувство ностальгии – каждая мелочь, трещинка, неосторожный жест и предзнаменование из динамика радио доставляет ровно те самые эмоции, что проживались зрителем в парке аттракционов из триквела или на мосту в пятой части.
Мы складываем пазл вместе с протагонистом, дабы соединить воедино будущую последовательность, которая приведет к кровавой катастрофе с оравой жертв.
Но спустя почти что 15 лет ожидания твой запрос, как для фаната саги «Пункт назначения», оказывается не удовлетворим: весь замес из пожаров, взрывов, обломков и расчлененки в американском антураже 1960-х во вступлении не отыгрывается на полную – даже начало «Корабля-призрака» 2002-го больше «Пункт назначения», нежели «Узы крови».
Буквально с момента показа «Скайвью» все происходящее скатывается в небывалый фарс даже по рамкам серии и беззубую рекурсию, замешанную с отдающими душком самоповторами – ни размозжение крупногабаритным объектом ребенка, ни взрывы газа, ни линчующий пополам лифт не взывают к чему-либо изнутри.
Это мы все видели в прошлых частях, оттого заигрывание с ожиданиями фанатов воспринимается не отсылкой, а издевкой, сжимающей размах некогда впечатляющих открывающих трагедий в «Пунктах назначения» до незаурядной местечковости, не отличимой от какой-либо другой нарисованной на компьютере замыленной катастрофы. Наступающая авария схожей башни из ромком-боевика «Без ответа» от Apple и то скукоживала сильнее. А ведь там Ана де Армас разваливала наемников.
Почему в это верилось, а в фатальный треск прозрачного пола на высоте в кучу метров из-за упавшей с люстры побрякушки в «Узах крови» нет? В фильме то объясняется введением башни в эксплуатацию раньше срока, но логики здесь убыло в целом даже по меркам самого «Пункта назначения».
Смерти стали скучнее
И проблема с главной фичей «Пункта назначения» – непосредственно, со сложными в своей реализации, многоступенчатыми и зрелищными путями убиться – остается и после пролога.
Сага руками непутевых сценаристов (и затесавшегося внезапно в пуле авторов Джона Уоттса, создателя трилогии о «Человеке-пауке» с Томом Холландом) утратила былой шарм из напряжения и действительной конфронтации с невидимыми, непоколебимыми законами мироздания, завязанными на смерти.
Здесь вам и газонокосилки; барбекю с газовым баллоном; вонзенный в стопу ноги острый предмет; вышедший из строя медицинский аппарат – самая трешовая, кстати, смерть, в своем безумии напоминающая слив бассейна из четвертой части; заклинившие железнодорожные рельсы и, естественно, аж несколько фур с бревнами наперевес – одна из которых будет в CGI-шапито в финальных минутах картины.
Фильм нарочно большую часть смертей представляет гротескными и абсурдными с легкой комедийностью, в то время как первые части хотя бы имели серьезный и драматичный тон; и второе работало более успешно для истории и зрителя, ведь там пушечное сценарное мясо умирало через тянущийся саспенс с драматичной реакцией окружающих, а не словно скрещенный сегмент из «Убойных каникул» с попурри «тик-ток»-фэйлов.
Тут даже на похоронах – коих несколько – практически не плачут, а в какой-то момент персонажи просто устанут на них ходить.
Но нужна ли серьезность в такого рода кино в наше время? В период бесконечных мета-деконструкций классических слэшеров времен телевещания – все же да, чем нет.
Нереализованный потенциал
Все это как будто было в том или ином виде, но детализировать оригинальным способом цепочку повлекших к убиению событий у фильма не выходит – героев так много, что запоминать их имена или хотя бы родственные связи нет особого смысла; переживать за судьбы – тем более.
Все равно минут через 15 хронометража кого-то быстро приберут чередой клиповой нарезки кадров. Выяснять порядок будущих убиенных по старшинству рождения вместе со Стефани тоже бессмысленно, ведь заглянувший на камео Тони Тодд (на которого из-за болезни без слез не взглянешь) в своих репликах о событиях прошлых частей «Пункта назначения» четко обозначит, что играясь с планами смерти все рано или поздно перемешается.
И семейный нарратив – вынесенный аж в название – мог бы подарить серии новую глубину. Но история тонет в клишированных репликах, плоских героях и узах меж ними толщиной с колосок, примитивном черном юморе (который отчего-то критики хвалят) и неказистых смертях.
В этом фильме никого спасать не хочется вовсе. Авторам же тем более делать того не хочется, как бы они не пытались привязать к нас к стаку главных героев, ведь «Узы крови» погрязли на стыке меж уважением, следованием первоисточнику и некоторой сатирой на клише с тропами внутри франшизы, превращаясь по итогу – каламбур – в безыдейный фарш с пустотами внутри.
И баланс столь неровный, что тон ленты считать не выходит вплоть до титров. Это все же жирная сатира или бойкое продолжение по заветам первоисточника? Неясно – лента, кажется, и сама затерялась в этом размышлении.
Возможно, адаптировать франшизу более безопасным способом следовало на каком-либо стриминге в формате сериала, а не полноценным полноформатным продолжением – спасибо хоть не полным ребутом.
Лучше пересмотреть оригинал
В результате, «Узы крови» пытаются одновременно сыграть на ностальгии и предложить нечто новое. Но ни то, ни другое не срабатывает.
Получилась не мрачная история о судьбе и смерти, а карикатура на саму себя – с вкраплениями аляповатого юмора и отходом от тотальной триллерной серьезности, но в этом вышло преуспеть получше даже у недавней спорной экранизации «Дожить до рассвета».
Поклонников ждет разочарование – хоть первые оценки преимущественно положительные, – а не травмированным скачущими по трассе бревнами новичкам лучше начать знакомство с оригинальных пяти фильмов. Заодно помянув Тони Тодда.
Когда же смерть бесповоротно настигнет и саму некогда культовую франшизу – непонятно. Вероятно, сперва ей нужно вписать в свой список продюсеров New Line Cinema, пинавших этот актив последние 15 лет в попытке вернуть серию на экраны.
Теперь имеем, что имеем – очередное ненужное продолжение с известным, но уже в большей части позабытым брендингом в наименовании.
* * *
А если вы уже посмотрели «Пункт назначения: Узы крови» или пока собираетесь – оставьте тоже мнение в комментариях.