«Микки 17» – гоголевский блокбастер от режиссера «Паразитов». Большое концептуальное кино, которое не цепляет

17 смертей Роберта Паттинсона.

В российских кинотеатрах вышел «Микки 17» – фантастическая комедия оскароносного корейца Пон Джун-хо («Паразиты») с Робертом Паттинсоном в главной роли. Каким получился один из самых ожидаемых фильмов года и почему это интересное, но совсем не обязательное кино – читайте в нашем отзыве.

Загружаю...

Далекое и совсем не радужное будущее: космический корабль поселенцев летит к заснеженной планете Нифльхейм, названной в честь мира скандинавской богини смерти. Возглавляет экспедицию политик-неудачник Кеннет Маршал (Марк Руффало) – любитель надувать губы, произносить пафосные, бессмысленные речи и ни разу не пародия на Дональда Трампа.

На другом краю пищевой цепочки – Микки (Роберт Паттинсон). Местный Иванушка-дурачок и гоголевский «маленький человек», работающий расходником – сотрудником, который должен постоянно умирать ради науки и выживания экспедиции, чтобы его затем вновь отпечатали на 3D-принтере для выполнения очередного смертельного задания.

После этой завязки в «Микки 17» начинается стандартная для Джун-хо какофония из тем, идей и сюжетов. Здесь и критика капитализма, корпораций и общества потребления – в этот раз корейский гений вслед за классиками неомарксизма повторяет, что отчуждение человека зашло так далеко, что ему даже собственное тело не принадлежит. В общем, гоголевский герой в тисках замятинской диктатуры.

Сатира на современную демократию, где лидерами и кумирами становятся те, кто уверенно говорит воодушевляющую чушь. Антиколониальное высказывание и экологическая повестка. Мрачное антиутопическое будущее и бунюэлевский памфлет на высший класс, нуждающийся в подтверждении собственной избранности настолько, что готов совершить геноцид ради тв-рейтингов и экзотики – аддикция Илфы Маршал (Тони Коллетт), местной Мелании.

Загружаю...

Много экранного насилия и экзистенциальная драма на фоне откровенной буфонады, идиотского юмора (Илфа – милфа) и сатиры на действующего президента США. Иронично, что в фантасмагорическом мире фильма Маршал дважды проиграл выборы, а в нашем – победил.

А еще «Микки 17» – нежная, проникновенная история любви Микки и Наши (Наоми Аки). Все собрано вместе в узнаваемом стиле Джун-хо, как всегда, с практически идеальным балансом между откровенным трэшем и большим кинематографом.

Видимо, поэтому «Микки 17» достаточно просто описать через синефильские ассоциации – это смесь «Бразилии» Терри Гиллиама, «Скрытого обаяния буржуазии» Луиса Бунюэля, «Сквозь снег» и «Окчи» Джун-хо.

Правда, звучит этот набор референсов гораздо лучше, чем то, какой в итоге получилась картина, потому что «Микки 17» чего-то не хватает. Вроде бы все есть для идеального рецепта соуса – премиальный шеф-повар, большой бюджет, правильные ингредиенты (Паттинсон давно доказал, что большой актер, Руффало – и подавно), сатира на капитализм – хорошо, политиков – отлично, нашу собственную глупость – великолепно. Однако все равно получилось скорее какое-то подогретое месиво, лишенное цельности и завершенности.

Сатира какая-то пресная. Ну да, главный злодей – самодур, популист, идиот, чудовище, а его избранница ничем не лучше, но даже при всех талантах Руффало и Коллетт они какие-то уж слишком заурядные политические животные. Не чета, к примеру, персонажу Тильды Суинтон в «Сквозь снег».

Загружаю...

Да, это антиутопическая фантасмагория, но она слишком долго притворяется серьезным сайфаем, чтобы было по-настоящему абсурдно смешно, и слишком несерьезная, чтобы было «1984».

«Микки 17» не хватает пространства, воздуха, динамики: ни тебе лихой погони, несуразной драки или другого экшена. Вроде и бюджет 150 миллионов долларов, а все основное действо – разговоры в узких коридорах и небольших комнатушках. Даже какой-то особой изобретательной сцены или кадра, который навсегда останется в памяти, нет. Странно такое писать о фильме режиссера «Паразитов» и «Воспоминания об убийстве».

А вот диалогов и особенно внутренних монологов персонажа Паттинсона в «Микки 17» переизбыток, и не сказать, что они какие-то запоминающиеся, смешные или важные. Местами, напротив, откровенно скучное повторение одного и того же.

Да и истории с моралью уж слишком банальны – власти плохие, простой человек несчастен, любовь – хорошо, гигантские пушистые тихоходки – местные эвоки.

При этом, конечно же, «Микки 17» лучше большинства современных голливудских блокбастеров, как минимум потому, что это настоящее искусство, а не очередной продукт для бездумного, комфортного потребления.

Это концептуальное кино с отличными актерскими работами, в котором почти нет компромиссов (где вы еще увидите такую постельную сцену на троих?), которое развлекает и одновременно незаметно пытается поговорить на важные темы. И здесь уж от человека зависит, что он услышит и какие выводы сделает.

Загружаю...

Только выйдя с сеанса, я понял, что вообще-то все комичные сцены со смертями Микки – это калейдоскоп страшных пыток. И как после этого на работу ходить?

* * *

7 главных аниме-сериалов весны 2025

10 самых популярных российских фильмов за рубежом

Кринж-кринжский: посмотрел «Универ: Молодые» – перезапуск культового сериала ТНТ

Популярные комментарии
Кирилл Новокщенов
Да, именно что неплохой, но необязательный фильм. Все темы по верхам, без глубины. Я не смотрел трейлеры, и до середины было очень стремно с этими жутиками, ненавижу насекомых и насекомоподобных тварей!
Осип Грегоровиус
"ненавижу насекомых и насекомоподобных тварей" мне кажется Джун-хо настолько мерзкими (они прям такой усредненный архетип всего самого мерзкого) специально их сделал, чтобы первой реакцией было именно отвращение.
Ответ на комментарий Кирилл Новокщенов
Да, именно что неплохой, но необязательный фильм. Все темы по верхам, без глубины. Я не смотрел трейлеры, и до середины было очень стремно с этими жутиками, ненавижу насекомых и насекомоподобных тварей!
2 комментария Написать комментарий