Какие игры вдохновили режиссера «Ущелья»? 5 отсылок в новом боевике с Аней Тейлор-Джой

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Кажется, автор «Синистера» и «Доктора Стрэнджа» любит S.T.A.L.K.E.R., Uncharted и не только.

14 февраля на стриминговом сервисе Apple TV+ состоялся релиз «Ущелья», нового фильма от режиссера «Синистера» и «Доктора Стрэнджа» – Скотта Дерриксона. 

Помимо постановщика, за экраном сидели и другие именитые деятели индустрии: оператор – Дан Лаустсен («Джон Уик», «Форма воды»), сценарий – Зак Дин («Форсаж 10»), композиторы – культовые Трент Резнор и Аттикус Росс из Nine Inch Nails с двумя «Оскарами». 

 

По синопсису в годовую вахту на наблюдательные посты сторожевых башен назначаются два высококвалифицированных оперативника-снайпера из разных стран: американский экс-морпех с депрессивными наклонностями Ливай (Майлз Теллер из «Одержимость», «Парни со стволами») и литовская наемница с олдскульным панковским плейлистом Драса (Аня Тейлор-Джой из «Ход королевы», «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»). Каждая башня стоит на краю широко раскинутой и строго засекреченной расщелины. Из-под зловеще обволакиваемого тумана, в которой наружу рвется нечто незыблемое – возможно, из самого ада. 

Загружаю...

Дерриксон не только опытный хоррор-мейкер с карьерным портфолио в четверть века, но, как оказалось, и заядлый геймер. Он миксует тональности своего свежевышедшего кино так же необычно, как жонглирует интересными рефренами на любимые игры; осознанно или нет – решать нам.

Ниже отсылающая на конкретные видеоигровые проекты выдержка со сценами, взаимствованиями и образами из «Ущелья» – картины, что невообразимым попурри сочетают в себе мистический хоррор, романтический боевик и адвенчуру про выживание на гиблых землях.

Until Dawn («Дожить до рассвета»)

В интервью для портала Games Radar режиссер признался, что подростковый хоррор Until Dawn очень близок ему. Настолько, что повлиял на новую полнометражную работу.

Until Dawn от разработчиков из Supermassive Games (ныне авторов антологии The Dark Pictures) славился изобретательной деконструкцией слэшеров о подростках: игра в формате интерактивного кино собирала в себя все жанровые условности, клише и тропы – от хижины в заснеженном лесу (с одноименным фильмом 2011-го «Ущелье» роднит Сигурни Уивер в роли корпоративной злодейки) до бродящего подле нее маньяка и мстящих духов в подвале лачуги. И это лишь для того, чтобы крупным сюжетным и субжанровым поворотом во второй половине хронометража перевернуть правила игры; повергнуть игроков в шок и заставить воспринимать историю иначе, а к меняющим русло повествования выборам относиться умнее.

Дерриксон поступает аналогично. Набив руку и наработав известность преимущественно на ужасах, автор презентует «Ущелье» примерно так же, как ему свойственно – как мистический хоррор, но про сторожащего у черта на куличиках врата в адову пропасть вояку. Только вот уже на отметке первой четверти фильма то внезапно оборачивается своеобразной мелодрамой, а дальше – больше. Персонажи попадают непосредственно на днище расщелины, которую населяют антропоморфные твари – жертвы биохимической бомбы, чья ДНК потерпела изменения – и вскоре попадают в лабораторный бункер ответственных за произошедшие метаморфозы ученых.

Загружаю...

И там персонаж Майлза Теллера на пыльном столе у трупа находит бобину с кинопленкой, включая которую на проектор высвечивает запись с медленно трансформирующейся в монстра ученой женщиной. Как тут не вспомнить предельно схожий момент из запутанных коридоров психиатрической лечебницы Блэквуд в Until Dawn?

Оммаж налицо. Особенно если нафантазировать к напряженным сценам «Ущелья» всплывающие кнопки для QTE – поверьте, кино заиграет иначе. 

Экранизация самого Until Dawn готовится к выходу 25 апреля 2025 года.

The Last of Us («Одни из нас»)

Непосредственно в дизайне так называемых «полых людей» – агрессивных жертв биооружия, названных так в честь одноименного стихотворения Т. С. Элиота, – легко разглядывается влияние щелкунов из The Last of Us: если плоть первых слилась с флорой и фауной, то вторых – с паразитирующим грибком кордицепса.

Для того же Games Radar Дерриксон подтвердил источник вдохновения. 

По лору картины, после разработки Робертом Оппенгеймером атомной бомбы страны мира организовали секретную коалицию и разрабатывали на границе государств новую форму биохимическое оружия. Естественно, ни к чему хорошему это не привело. Из-за землетрясения и последующей детонации урон оказался непредсказуем – все зараженные в области поражения были подвержены обоюдному слиянию ДНК: живая плоть скрещивалась меж собой, включая близлежащие построения, тем самым сформировав один большой полуболотистый органический биом с опаснейшей средой. 

У обоих зараженных виден характерный чужеродный массив в области черепа, что демонизирует узнаваемость человеческого облика в существе – плотный нарост грибницы у кликеров из проекта Naughty Dog и заросшие мхом древесные породы, что обратили кости у «полых людей». В эпизодах преследования можно разглядеть даже схожесть их передвижения и паттернов атаки из-за телесных трансформаций. А также ими всеми движет одно – инстинктивный голод. 

Загружаю...

В целом оба вида – это иллюстрация сплетения природы и людской оболочки, где первая очевидно превалирует над второй.  

Silent Hill

В том же интервью Дерриксон сравнил экшен-составляющую «Ущелья» с Overwatch:

– С самого начала фильм напомнил нам шутеры вроде Overwatch, но когда секреты ущелья внизу стали явными, фильм перешел в боевые сцены, напоминающие антиутопические игры вроде The Last of Us или Silent Hill, – создатель «Ущелья» для Games Radar.

Но интересно другое – прямой оммаж на излюбленный миллионами фанатов маленький туманный городок, скрывающий кипу тайн. 

В «Ущелье» действительно много тумана, он покрывает своей толщей все пространство: от мутировавших лесов до болезненно измененного населенного пункта, атмосфера в котором жутко переплетается с игровым миром серии игр от Konami. Деревянные постройки, – а главное, мрачная и на первый взгляд заброшенная церковь, что скрывает боссфайт! – увядшие признаки некогда живущей здесь общины и пугающие нечеловеческие призвуки из сокрытого в густой дымке леса.

Порождения «Ущелья», кстати, так или иначе тоже могут похвастаться схожестью с оными из Silent Hill. Например, меж паукообразными головами из сцены в церкви и Ползающими из первых двух частей SH есть нечто общее. И если в большинстве проектов японской франшизы период полураспада и злого влияния был символично обрисован распространяющейся ржавчиной, то в мире «Ущелья» – древесной органикой; определенно, между образами есть родственная по замыслу создателей связь.

Загружаю...

Массовое самоубийство бывших жителей городка, найденных с капсулами цианида в той самой церкви, может еще отсылать к Outlast 2. Тот, в свою очередь, основан на трагичной истории Джонстауна; это была сектантская община, пока свыше 900 человек единоразово не покончили с собой.

Ландшафт местами также чрезвычайно напоминает «Аннигиляцию» Алекса Гарленда со всеми своими фантастическими эксцессами со слиянием человека и природы.

Uncharted 4: A Thief’s End («Путь вора»)

В попытке побега со дна проклятого ущелья наверх к своим сторожевым вышкам герои Теллера и Тейлор-Джой заводят затерянный на глубине пропасти американский Jeep Wrangler времен Второй мировой войны, мотивируясь его мощной лебедкой

Когда они поднимаются на машине в подцепленном за трос состоянии – еще и в вертикальном положении по обрыву в практически строгие 90 градусов – невозможно не вспомнить заключительную часть похождений авантюриста и охотника за сокровищами Нейтана Дрейка из франшизы Uncharted от тех же Naughty Dog.

В четвертой части геймерам в нескольких главах выпадает возможность управлять практически идентичным джипом по относительно открытой территории близ города Кингсбей – и со зрелищной погоней позже как в его закоулках, так и центре – на Мадагаскаре в поисках пиратского артефакта. Вокруг машины в том числе строилась небольшая промокампания у игры, ведь функция иметь полноценное транспортное средство на большой локации была нова для серии. А знаете, что еще было у джипа из квадриквела о Нейтане Дрейке? Поднимающая на любой склон лебедка, которой в прохождении приходилось пользоваться не раз!

Даже если этого вам мало, то персонаж Теллера во время облавы при подъеме наверх достает из ножен ранее отобранный у «полого человека» кавалерийский клинок. Именно на схожих пиратских шпагах случился финальный поединок Нейта с антагонистом Рэйфом в тонущем остове судна английского пирата Генри Эвери.

Загружаю...

Sic parvis magna.

S.T.A.L.K.E.R.

Вероятно, это натягивание совы на глобус, но посудите сами.

Запретная зона на труднодоступном куске планеты? Есть. Правительственные эксперименты с подземными комплексами? Есть. Авария, послужившая появлению и распространению небывалых аномалий? Есть. В эпицентре событий герои, которым нечего терять? Есть. Мутировавшая флора и фауна? Есть. Давящая атмосфера на обломах провинциальной цивилизации? Частная научная корпорация со своими интересами? Называющаяся, кстати, Dark Lake – невольно вспоминается озеро Колдрон из Alan Wake. Да тут полное бинго, в общем!

Теоретически, глубокая дыра даже граничит с Восточной Европой, а в истории есть контекст Холодной войны.

Конечно, все совпадения случайны; это общий набор для постапокалипсиса. Но, если учесть наличие в фильме россыпи цитат за авторством поэтов и драматургов, – то это не исключает знакомство создателей «Ущелья» с трудами братьев Стругацких или же хотя бы кино Тарковского. 

Или вовсе с самой видеоигровой франшизой о Чернобыльской зоне на волне новостей на то время о разработке и выпуске сиквела, раз уж Скотт Дерриксон оказался ценителем видеоигровой индустрии. Ничего не исключаем, но и не доказываем – хоть и сцена с аномальным переплетением биомассы в проходе под подтекающими ракетами навевает вайбы биофагов из The Callisto Protocol, скрещенных со «Слоновьей ногой» под ЧАЭС. А упоминаемые ранее паукообразные существа с черепком невольно отсылают к надоедливой Плоти. 

Тем не менее «Ущелье» в своем роде тоже настоящий артефакт – попробуйте еще сыскать подобное кино. 

Популярные комментарии
Всеволод Токарев
На самом деле это не видение TLOU. Это такое своеобразное промо Avowed xd
Владимир Илларионов_1116650248
А что не сравнили с игрой once human
2 комментария Написать комментарий