Моя новогодняя игровая история: шпионы, шестидесятые, абсурд

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

***

 

Я думаю, у многих есть свои новогодние традиции, если говорить, например, о кино. Кто-то смотрит старые советские комедии, кто-то освежает в памяти сюжеты фэнтезийных фильмов из серий вроде «Гарри Поттера» или «Властелина колец», кто-то запускает на ноутбуке марафоны с любимыми сериалами.

Наверное, то же самое и с играми. Уверен, у каждого найдется такая, которую особенно хочется запустить именно в праздники. При этом ее сюжет никак не связан с Новым годом и Рождеством, просто однажды в детстве тебе под елку положили заветную коробочку с диском, затем ты провел за ней все каникулы, возможно, даже прошел, и игра, таким образом, крепко «приклеилась» в твоей голове ко всей той движухе, что традиционно разворачивается в конце декабря – начале января.

В детстве я любил проводить праздничные вечера за игрой в PES, NBA Live и, конечно, GTA San Andreas. Но «новогодней» для меня почему-то в итоге стала игра, которую я случайно (а может быть, и не совсем) достал с пыльной полки.

Загружаю...

Речь идет о шутере The Operative: Contract J.A.C.K. Его я вообще купил в слякотную погоду, в самом начале апреля 2006 года перед одной из футбольных тренировок. Точно не помню причину своего выбора, возможно, меня убедила рекомендация продавца, но факт в том, что на тот момент атмосферой и геймплеем «Джека» я не проникся. Запустил пару раз на еще первом своем ПК, а после отложил диск куда подальше.

Только спустя годы я узнал, что, оказывается, игра является своеобразным спин-оффом для некогда популярной шпионской саги No one lives forever, а особо преданные фанаты NOLF относятся к этому творению 2003 года крайне критично и вообще выносят за рамки серии. Почему – вы поймете чуть позже.

Я же реабилитировал «Джека» под конец зимних школьных каникул 2010-го, после долгих поисков незатейливой игры на пару вечеров. И уже тогда шутер мне «зашел». Скорее всего, понравилась сама атмосфера и довольно простой, но яркий сюжет с многочисленными перемещениями по Земному шару (и не только). Так, вам предложено побывать в Великобритании, Италии, Чехословакии, на Мальте и даже в открытом космосе.

Позднее я проходил игру еще дважды – в новогодние каникулы 2011-2012 и 2012-2013 годов. А после мой интерес к миру видеоигр на время угас. Долгое время я предпочитал не играть самостоятельно, а скорее читать статьи о тех или иных франшизах или же смотреть видео.

И вот однажды я все же изучил историю всей серии NOLF – довольно скоротечную, но вместе с тем и насыщенную. В промежутке с 2000 по 2003 год вышло три игры от Monolith Productions – собственно, две части The Operative: No one lives forever и Сontract J.A.C.K, в которых обыгрывается тема международного шпионажа шестидесятых.

Год назад, опять же, в первых числах января я скачал первую часть «Никто не живет вечно» и тем самым, возродил старую традицию. В этой игре, разработка которой велась в конце девяностых, вам предстоит управлять Кейт Арчер – в прошлом воровкой, а теперь разведчицей на службе у секретной британской организации UNITY. Ваша задача состоит в том, чтобы помешать разрушительным для мира планам врагов из H.A.R.M., одним из «топ-менеджеров» которой является плохой русский с повязкой на глазу – Дмитрий Волков. Ради этого вам предстоит побывать в абсолютно разных местах – от арабских дворцов до восточногерманских военных баз, от затонувших кораблей до альпийских курортов. Продвигаясь по уровням, вам не только нужно устранять противников (здесь, кстати, присутствует вариативность – если у вас достаточно внимательности и терпения, можете прибегнуть к стелсу и пройти игру относительно тихо и бескровно), но и собирать секретные сведения, взламывать двери с помощью специальных приспособлений, замаскированных под косметические принадлежности, отвлекать охрану монетами и механизированными «собаками-кошками». И это еще неполный список.

Загружаю...

В одной из миссий вас попросят примерить на себя роль журналиста и провести интервью, в другой – увести людей с улицы, где готовится теракт, в третьей – пробраться сквозь комнату с лазерными лучами, используя специальные очки (самое сложное задание лично для меня).

Важен и социальный момент. По ходу сюжета Кейт не раз и не два слышит в свой адрес предубеждения со стороны коллег-мужчин, но всегда достойно на них отвечает. Когда словом (особенно ярко это проявляется в сценах с фейковым американским агентом Гудменом), но чаще всего – делом. Диалоги из некоторых кат-сцен звучат свежо и актуально даже сейчас, спустя двадцать пять лет.

Но надо понимать, что в первую очередь NOLF – игра юмористическая, этакая пародия на шпионские истории. Стереотипы в этом «Остине Пауэрсе» или «Кингсмане» от мира видеоигр выкручены на максимум. Если перед нами американец, то он обязательно будет светить наигранной улыбкой и бросать самоуверенные фразочки, если шотландец – глушить виски и носить килт, если немка – иметь пышные формы, облаченные в народный костюм, как с «Октоберфеста» и носить фамилию «Вагнер». Ну и, конечно, если на экране показывают Сибирь, то там обязательно будет морозно и снежно, и пускай на календаре - середина сентября. А так в целом игра довольно увлекательная, если не считать парочки неприятных багов, вроде темного экрана под водой.

Загружаю...

Агент Арчер пройдет (как кажется) и через смерти близких людей, и предательство, но в итоге игра выкатит абсолютно обескураживающий финал, который обнулит практически все усилия Кейт (и наши, разумеется) в виде почти двадцати пройденных заданий. Но зато станет понятно, что впереди нас ждет еще как минимум одна игра.

И ее (если точнее – оригинальную англоязычную версию) я скачал уже в начале этого года. В принципе, вторая часть развивает концепцию первой, но в чем-то сиквел все же сложнее. Уровни стали больше, и если раньше тебя не пускали на новую локацию, пока ты не выполнишь определенные поручения, то теперь все иначе. Если что-то забыл или просмотрел – придется возвращаться через всю карту и несколько загрузочных экранов.

Однозначно улучшилась графика, а уровень абсурда, и так достаточно высокий, увеличился в разы. Вот только когда кат-сцена подходит к концу, все шутки необходимо отложить в сторону, ведь враги только в диалогах выглядят глупо и несуразно, сражаются они при этом умело и отважно. Если ты будешь действовать неосторожно, то противник (будь то японские ниндзя, советские солдаты, прекрасно владеющие английским, хоть и с характерным акцентом или индийская полиция) успеет добежать до сигнализации и вызвать подмогу. И тогда даже на легком уровне сложности тебе не жить.

Загружаю...

Что касается личных предпочтений, то первая часть мне показалась более свежей и харизматичной, что ли. Например, музыка (для меня очень важный момент) из NOLF-1 запомнилась лучше. Несмотря на высокие оценки (91 из 100 от Metacritic) шпионская серия не смогла собрать широкую фан-базу, став мимолетным хитом, который вскоре, как и большинство игр девяностых и ранних нулевых окажется под лавиной более технологичных и продвинутых франшиз.

Напоследок «Монолиты» выпустили того самого «Джека», с которого я начал свое повествование. И тут фанаты, ждавшие очередную оригинальную шпионскую историю, оказались разочарованы, ведь они получили «голый» шутер на те самые пару вечеров, коих и без того были выпущены десятки, если не сотни. Никаких тебе психологичных кат-сцен (их в принципе здесь ничтожно мало), взломов ворот и дверей, документов с грифом «Совершенно секретно», сложных комбинаций и навороченных гаджетов. На сей раз нам предлагают посмотреть на пародийную Вселенную с другой стороны – а именно со стороны организации H.A.R.M. Они, как настоящие стереотипные злодеи полагаются не на ум и смекалку, а на тупую силу, а потому управлять мы будем не разведчицей, а киллером по имени Джон Джек. Задача здесь одна – гнать напролом с автоматом наперевес и расстреливать все, что движется в твою сторону. А моментов, где нужно поразмышлять, почти нет. Концовка вполне типична и вновь связана с предательством. После неудачи с Contract J.A.C.K. Monolith закрыли серию.

Сейчас сообщество поклонников NOLF откровенно небольшое, но при этом очень преданное. Они надеются, что однажды обе игры (а может и все три, включая нелюбимого ребенка «Джека») будут загружены в Steam. Возможно даже, учитывая современные тренды, фанаты дождутся и ремастера. Но вопрос здесь сложный. Из-за организационных изменений (слияний и расформирований) у разработчиков и собственников движка долгое время права на игру находились в подвешенном состоянии. Около десяти лет назад NOLF под свое крыло вроде как взяла студия Night Dive, специализирующаяся на перевыпуске старых игр, да и то с ограничениями. Новости о планах на релиз выходили как минимум трижды за последнее десятилетие – в 2014, 2019 и 2023 годах. Так что, как говорится, продолжение следует…

Загружаю...

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Кислота