Маркировка игр и блокировка Steam. Чем грозит новый законопроект?
Больше не поиграем.
12 декабря в Госдуму внесут законопроект, регулирующий распространение видеоигр в России. Из документа следует, что игры должны будут пройти оценку качества, а издатели – обеспечить авторизацию пользователей по мобильному телефону или через портал «Госуслуги».
К каким последствиям для цифровых магазинов – Steam, GOG, Epic Games Store и других – это приведет, разбирается Кибер.
Маркировка и проблема контроля
У игровых онлайн-магазинов и издателей появится список критериев, по которым будут оцениваться видеоигры. Он включает в себя 7 пунктов, которые одобрило Минэкономразвития:
- жестокость;
- страх;
- секс;
- сквернословие;
- алкоголь и курение;
- наркотики;
- внутриигровые трансакции.
25 октября в России уже запускали эксперимент по добровольной маркировке игр. В нем участвуют VK Play, Lesta Games, Astrum Entertainment и RuStore. Однако в случае принятия законопроекта маркировка Минэкономразвития станет обязательной для всех.
Дополнительно цифровые площадки и издатели должны будут хранить и обрабатывать данные игроков на российских серверах. При несоблюдении этих условий распространение и реклама товара в РФ окажется под запретом.
Антон Горелкин, один из авторов инициативы и замглавы комитета Госдумы, так объяснил необходимость регулирующего отрасль закона:
«Впервые в истории у нас появится законопроект и, я надеюсь, закон, который станет системообразующим для игровой индустрии. Очень многие годы наша игровая индустрия существовала как будто в параллельной реальности. Это плод очень большой коллективной работы, здесь и министерства поработали, и депутаты. Законопроект поможет отстроить индустрию качественно, чтобы государство могло системно ее поддерживать».
В целях защиты нравственности, особенно молодой аудитории, депутаты и сенаторы также предлагают проводить экспертизу игр. Ее задача – удостовериться, что поступающие на рынок цифровые продукты не содержать запрещенную в РФ информацию. Инициировать экспертизу смогут как юридические, так и физические лица.
Прописаны в документе и меры по поддержке российского геймдева. Органы власти смогут брать на себя финансирование игр и давать разработчикам налоговые льготы.
Steam заблокируют? Риск есть, в Госдуме все опровергают
Всех распространителей игр на территории России обяжут идентифицировать игроков по мобильному номеру, через «Госуслуги» или Единую биометрическую систему. Опрошенные «Коммерсантом» специалисты уверены, что зарубежные онлайн-магазины не пойдут на такое. А это, в свою очередь, может стать предлогом для их блокировки.
Discord заблокировали в России. Мессенджер отказывался удалять запрещенную информацию
Законодателей не останавливает даже то, что риск наличия неприемлемого контента отражен в эксперименте по добровольной маркировке игр. «Другое дело, что предложенный закон, кажется, не собирается учитывать результаты этого эксперимента», – цитирует издание директора по развитию бизнеса группы компаний «Леста Игры» Гаухара Алдиярова.
К тому же нормы, прописанные в документе, могут создать для российского геймдева сложности, а не возможности. Например, административные и финансовые затраты на подключение к ЕСИА. Тогда как иностранные компании «продолжат реализовывать видеоигры среди российских пользователей без подключения к этой системе», считает собеседник «Коммерсанта».
Законопроект не обсуждался с экспертами из Ассоциации Игровой Индустрии (АИИ) и другими участниками рынка. В АПРИОРИ (туда входят VK Play, United Games, Astrum Entertainment) называют инициативу избыточной.
Горелкин в своем телеграме заверил, что «никакого запрета иностранных игровых сервисов законопроект не содержит, как и никаких невыполнимых требований». «Мы хотим, чтобы распространители игр дали их разработчикам возможность предупреждать пользователей об особенностях игрового контента (сцены жестокости, насилия, употребления алкоголя и наркотиков и так далее)», – написал депутат от «Единой России».
***
Похожая система маркировки и запрета видеоигр давно есть в КНР. Она направлена преимущественно на продвижение местных цифровых продуктов и цензуру нежелательных элементов. Однако эта система работает за счет развитой инфраструктуры – китайский игровой рынок огромен. Создание тех же условий в России потребует больших финансовых вливаний, которые окупить в наших реалиях почти невозможно.
В 2025 году в России стартует другой проект, «Зеленая маркировка», подготовленный Организацией развития видеоигровой индустрии. Участвующие игры будут промаркированы по категориям «Сделано в России», «Образовательный контент» и «Киберспортивная дисциплина».
В России заблокировали популярные аниме-сайты. Что произошло и где теперь смотреть аниме?
Как запрещали аниме в России: хроника борьбы с японскими мультфильмами