Интервью с киберспортивным менеджером - о том, чем же они занимаются. Про работу в 9Pandas, CYBERSHOKE и не только
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Сегодняшним гостем нашего скромного интервью стал Дмитрий Жданов aka бывший менеджер 9Panda, CYBERSHOKE и не только. Начал он свою карьеру в данной сфере ещё со школьной скамьи, и я решил, что Дима - идеальный человек для раскрытия темы работы киберспортивного менеджера команд не первого эшелона. Их задачи весьма обширны, а многие до сих пор не понимают чем же именно они занимаются - это сегодня и постараемся исправить. Буквально сегодня он покинул организацию CYBERSHOKE - обязательно обсудим и это. Встречайте, любите и жалуйте!
— Давай начнем с самого базиса, как и всегда! Расскажи о себе, кто же ты? — Привет всем читателям! Меня зовут Дима, мне 24 года. Большинство из вас могут меня знать по нику dimar1o. Работник сферы киберспорта. — Как ты познакомился с CS? — С CS меня познакомил мой школьный друг, который мне показал чемпионат StarLadder StarSeries. Это был 2015 год. Там играли NAVI, это я точно помню. Меня заинтересовал киберспорт как соревнование, и я начал сам разбираться в игре и в сцене. — Ты попал в киберспорт откладывая деньги со школьных обедов. Расскажи подробнее как это было - все мы знаем как люди делают первые шаги в качестве киберспортсменов/комментаторов, но то, как становятся менеджерами, до сих пор остается загадкой для многих. — Все довольно просто: у меня довольно долго не было компьютера дома. Когда я услышал про киберспорт, то я решил, что могу быть киберспортсменом. Пошел с этой идеей к своему папе, которому все рассказал и предложил купить мне игровой компьютер. Мой папа - бизнесмен, и он решил подойти к этому вопросу с точки зрения бизнеса. Он мне объяснил, что вероятность того, что я стану успешным киберспортсменом (а на меньшее в нашей семье не соглашаются) ничтожно мала, а инвестиция - довольно большая. Я принял этот его аргумент и решил, что мне все равно интересен киберспорт, поэтому я придумаю для себя другую роль, которая напрямую не связана с самой игрой. Таким образом и родилась идея стать менеджером. Я, безусловно, тогда понимал, что у некоторых команд есть люди, которые помогают им с административными вопросами и решил, что я могу стать таковым. — В прошлом интервью с тобой был полностью пропущен этап твоего профессионального роста, и я, каюсь, тоже не так глубоко погружен в твою биографию чтоб знать это. Расскажи подробно - как ты добирался ДО Панд? Ведь 9Pandas даже не были твоей первой профессиональной организацией - до этого были как минимум еще Venkonas, в которых, как я понимаю, у тебя было больше возможностей в плане действий. — Если рассказывать подробно, то читатели уснут. Постараюсь рассказать максимально понятно и так, чтобы Морфей не прилетел ни к кому!
Начал я, как ты правильно отметил, с создания своей собственной организации Venkonas. Мне было интересно делать что-то свое. Я начал туда набирать людей из обсуждений в группах ВК «Ищу команду». Таким образом, собрался первый состав. До сих пор, кстати, нахожусь на редкой, но связи с членом того первого состава.
Потом, вплоть до 2019 года, менялось много составов, игроков, тренеров и т.д. Дольше всего в составе организации был мой «партнер» - Рома Самородин. Для всех вас это имя может ничего не сказать, но это человек, который мне нереально помогал всегда.
В 2019 году я обратил внимание на московскую LAN сцену. В до-ковидное время это была лучшая школа жизни. Не все представляют, сколько профессионалов вышло из тех клубов, в которых мы иногда даже спали, потому что задержки достигали 5-6 часов.
На мск сцене был состав Podjigay, в который входили следующие игроки: molz, so cloze, Kre1N, Get_Jeka и SELLTER. Я решил предложить этим ребятам минимальные деньги за их игру (по 120 долларов на человека) + тренером у них стал pixel (ему я платил около 10000 рублей). Таким образом, у нас собралась реально крутая команда, которая вскоре вышла на HLTV под тегом Venkonas. После этого частью организации еще был Patsi, deffo (сейчас он ушёл в VALORANT) и hugeon, но к концу 2019 года состав и организация перестали существовать, по нескольким причинам: 1. Главные игроки команды покинули состав (Sellter ушел в Revolt, Patsi в Spirit Academy и т.д.) 2. Инвестор, которого я привлек для осуществления этого проекта (для справки, этот человек не был моим родственником) не был доволен тем, как развивается организация, и решил оставить поток денег. Я же решил не обманывать ребят, сказал им как есть и мы расстались хорошими знакомыми.
Примерно в то же время я начал работать в диджитал агентстве Ailove в отделе брендированных коммуникаций, через полтора года ушел на похожую позицию в Skillbox, откуда уже и вернулся в киберспорт с Пандами. — В какой-то момент ты оказался менеджером в 9Pandas. Как это было? — В Venkonas играл человек с ником MooN. В один момент он отказался от CS:GO и перешёл в PUBG и познакомил меня с менеджером своей команды – Сашей Севериновым под ником Dyrem, сейчас он СЕО BetBoom Team. Когда 9Pandas набирала состав, то Dyrem порекомендовал меня СЕО организации, Мише Артемьеву. Он сказал, что я подхожу на должность менеджера, и взял в команду. Всё очень просто и, как обычно в киберспорте, через знакомства.
— 9Pandas на CS2 Major. Их там не было. С той ситуации прошло много времени, но я думаю, что все ее помнят - не все игроки получили визы и вас дисквалифицировали. Как это черт возьми произошло? — Паспорта с визами выдали слишком поздно. Нам нужно было их получить в пятницу, 15 марта, а мы получили их в понедельник, 18 марта. Фактически, это дни, которые идут подряд для людей, которые работают только в будни. Поэтому, можно говорить о том, что нам не хватило одного дня.
Подали на визы мы на 1 день позже, чем сделали это игроки команды AMKAL. Они все получили, мы - нет. Это я знаю по слухам, но могу ошибаться. Можно было сделать по-другому? Да, наверное, но это бы не гарантировало никаким образом получение виз все равно. — Вопрос, который я хотел задать больше полугода: Какие были эмоции у тебя и у ребят когда все поняли что всё, шансов нет? Честно признаюсь, даже я тогда пустил пару скупых мужских слез, ведь для всех игроков это была мечта, которую они уже достигли, но которую у них отобрали. — С твоего позволения, я не буду говорить, какие эмоции были у игроков, так как это очень личный вопрос и я бы не хотел на него отвечать за них. Уверен, что если они захотят, то дадут свой комментарий. Я чувствовал опустошение. У меня просто упал мир. Я не мог даже поплакать или сделать что-то еще. Меня просто отрезало из мира на минут 15-20. Потом - огромная грусть и тяжесть в последующие несколько недель. Ближе к середине мая стало уже отпускать. Я - человек, который очень критически настроен по отношению к себе самому и мне очень сложно себя хвалить, но легко себя журить. — Как прошёл ваш первый командный разговор после всей ситуации? Было ли обсуждение? — Этот разговор был, весь менеджмент орги участвовал в этом, но из-за состояния я не помню деталей и не думаю, что даже если бы помнил это публичная информация. — Не секрет, что 90% людей, в том числе и некоторые медиа личности, тогда обвиняли менеджерский штаб в том, что такое вообще допустили. Как ты отнесся к таким обвинениям? — Я никак не отнесся. Мне было важно, чтобы никто из моей семьи никаким образом не пострадал от этих обвинений в мою сторону в моем паблике.
Еще после того, как вышла новость, что у меня белый флаг на liquipedia, я прочитал много нового про себя *улыбается*. После этой ситуации у меня уже развился иммунитет на «публичную порку». Как говорил Невзоров: «Нужно один раз испортить себе репутацию», а потом, это я уже от себя добавляю, ты становишься более раскрепощенным и больше готов принимать. — Последней твоей организацией стала CYBERSHOKE. Как ты туда попал? Ты перешел туда вместе с аналитиком и твоим другом - был ли этот переход «по знакомству»? — В CYBERSHOKE я попал по приглашению CEO этой организации - Гриши Doney. До и после «виз» мы с ним общались насчет того, чем бы я мог помочь этой организации. Меня привлекло, на тот момент, что: 1. Тренером, как ты отметил, будет Леша Nevar, к которому я испытывал и продолжаю испытывать исключительно положительные чувства 2. Грише был важен мой опыт и знания, а не моя репутация. Он мне предложил достаточный уровень свободы, который мне подходил. Поэтому я и оказался в CYBERSHOKE. Можно ли говорить, что по знакомству? Ну мы с Гришей познакомились в январе, а пришел я в мае. Скорее нет, чем да. Они увидели возможность: освободился специалист, надо его пригласить к нам.
— Идея этого интервью мне пришла из этого вопроса. Я долго думал как бы его сформулировать так, чтобы никого не обидеть: В чем разница твоей работы в 9Pandas и в CYBERSHOKE? Основной поинт в том, что CYBERSHOKE практически не посещают LAN турниры и уровень команды, объективно говоря, немного ниже. Отражается ли это и на твоей деятельности? — Основная разница не в количестве LAN турниров, хотя это тоже фактор сравнения. Основная разница в размерах организации. CYBERSHOKE - организация, где не очень много людей, все знакомы друг с другом, неформально общаются. Мне, лично, так работать намного легче, так как, по большому счету, задач меньше и можно себя посвятить другим задачам, которые ты сам себе можешь придумать. Про то, как было в 9Pandas я предпочту умолчать, не потому что было плохо, но по другим причинам. Скажу лишь то, что в пандах, когда я там находился, работали исключительные профессионалы. — В чем главная трудность работы менеджером? — У всех менеджеров есть свои сильные и слабые стороны и, как следствие, у каждого возникают свои трудности. Лично для меня главной трудностью всегда является история с финансами команды. У меня не самые лучшие скиллы, которые я принес в свою жизнь из бакалавриата, поэтому мне иногда было сложно считать и документировать расходы команды правильно. Но, благо, все финансовые менеджеры, с кем я имел честь работать, помогали мне справляться с этими задачами, за что я им благодарен. Если нужен более красивый ответ, то самая главная трудность в том, что твоя работа - это нон стоп процесс, который, если ты все правильно не распланируешь и не сделаешь подготовительные действия, может занимать и по 18 часов в день, что тяжело. — Расскажи про свой обычный рабочий день. Как он проходит? — Прикол в том, что очень сложно описать свой типичный день, так как каждый день могут быть разные задачи. Однако, если постараться, то примерно получается так: Просыпаюсь, обрабатываю какие-то ночные запросы от игроков, делаю утренние дела, иду на учебу, учусь, возвращаюсь домой, ужинаю, делаю вечерние дела, которые за день накапали, немного отдыхаю и ложусь спать. — Ты часто продвигаешь мысль, что работа в киберспорте очень далека от «красивой сказки». Что скрывается за ширмой путешествий и красивой жизни? — За этой ширмой скрывается разлука с родственниками и близкими, невозможность жить по своему расписанию, ты не управляешь собой. Сложно находить время для отдыха от всех людей. От тебя каждый день ждут твоего максимума, который ты не всегда можешь дать. По хорошему, тебе даже болеть не очень то и можно. Если говорить в общем, ты приносишь львиную долю своего времени и сил на алтарь своей работы. Многие могут выгорать от такого, но я преклоняю колено перед теми, кто научился держать себя в нужном тонусе и соблюдать баланс. Это сложно, но возможно.
— Ты безумно молодой для менеджера, тебе 24 года, особенно если вспоминать, что ты этим занимаешься уже долгие годы. Быть молодым в данной сфере - это плюс или минус? — Не все зависит от возраста, большую роль играет твой опыт. Если ты в 18 лет уже многое умеешь, то добро пожаловать. Если ты в 30 еще тюфяк, то никакой возраст тебя не спасет. Однако для мироощущения тебя другими людьми, я могу уверенно сказать, возраст чаще мне мешал, чем помогал. Но если правильно научиться работать с этим фактором, то его можно перенести в свой плюс. Я не один такой, кто не такой взрослый, но работает менеджером, просто я, кажется, один из самых медийных из этой когорты. — Расскажи о женском киберспорте, в прошлом интервью этот момент вырезали. Какие перспективы ты в нем видишь? — Это сложный, но, вместе с тем, хороший вопрос. Я имел честь поработать с прекрасной женской командой, пока был в 9Pandas. Девушки были лидерами своей сцены. Кстати, не знаю, когда выйдет это интервью, но костяк этой команды пробился на очередной для себя LAN в Швеции. Если говорить про развитие сцены, то, к сожалению, оно идет очень медленно, медленнее, чем хотелось бы. По большому счету, у девушек есть только один ТО, который устраивает сколько-нибудь хорошие ланы - ESL. Я верю в то, что в будущем и другие ТО смогут заинтересоваться этой сценой и вывести ее на хороший уровень. Больших перспектив я не вижу, но я хочу пробовать сам пытаться совершать какие-то попытки популяризации женского киберспорта. Хотя бы даже через интервью, но это уже хороший шаг, для начала. — Почему в СНГ с женским киберспортом все настолько плохо, что лучшей команде региона все комьюнити деньги собирало на поездку в Швецию? Сказано никому не в упрек, просто в мужском киберспорте такое даже представить трудно. — Скажу честно, что на определенном этапе я пытался помочь девушкам из этой команды найти организацию. Ни в коем случае не говорю, что я был главным человеком и т.п, точно не так. Но я верю, что какие-то мои действия смогли им помочь. Насколько мне известно, они связывались с подавляющим большинством организаций с предложением взять их к себе. Даже, что интересно, они писали Aurora, но там они, на тот момент времени, не встретили поддержки.
Я очень не хочу звучать крамольно, но есть факт, что женский киберспорт не смотрят так активно как мужской. Организации живут за счет спонсорской поддержки. Спонсоры приходят на аудиторию. Все взаимосвязано. Но тут важно понять, что проблема существует, что в СНГ никому не интересна сильнейшая СНГ команда. Как ее можно решить? Нужно, чтобы был «пионер». Что я имею ввиду: есть четыре главных стейкхолдера - команды, организации, спонсоры и ТО. Один из этих стейкхолдеров должен сделать первый шаг, чтобы или набрать аудиторию, или рискнуть, вложив деньги. Ведь для спонсоров есть понятный импакт: они могут говорить о себе как о бренде, который поддерживает женское комьюнити, что в эпоху sustainabilty очень важный маркер компании. Проблема в том, что мало кто обращает внимание на такую узко-специализированную тему как «Женский CS». Нужен популяризатор, который сможет ходить к брендам и говорить, что это важная история, которую нужно реализовывать. Понятно, что есть еще IESF, но это, наравне с чемпионатом от ФКС России, немного другая история, которая проходит раз в год. Не поймите меня неправильно, это хорошо, что такое существует! Но нужна регулярность здесь. — Почему менеджеры в Доте - это чуть ли не звезды(Korb3n, Lukawa, Гунина, Jamba), а в CS к ним отношение в комьюнити как в водоносам? Разница менталитета из разных игр или разница в деятельности? — Это очень хороший вопрос, о котором я, честно говоря, не задумывался. У меня, в процессе обдумывания ответа на этот вопрос, родилось несколько мыслей. Во-первых, медиа в Доте начали свое существование намного раньше. И поэтому они раньше поняли, что есть ряд вопросов, которые нужно адресовать именно менеджерам, а не кому-то еще. Во-вторых, именно эти люди охотнее идут на то, чтобы развивать свои медиа каналы, просто так совпало. В-третьих, думаю, что, действительно, разница самих игр тоже повлияла на то, что менеджеры в Доте намного популярнее своих коллег из CS. В-четвертых, Дота, все-таки, намного более популярная игра в СНГ, чем CS. Это стоит признать. В-пятых, всякие штуки типа True Sight и т.п. тоже имеют свой эффект на то, чтобы популяризировать менеджеров.
У меня была возможность сравнить подходы, так как я ездил с командой 9Pandas на The International в 2023 году. Я бы не сказал, что есть какие-то огромные различия в работе менеджеров во время LAN турнира. Да и в формате буткемпов тоже нет отличий в работе в обоих дисциплинах. У нас, в CS, менеджеры не уделяют время развитию своего бренда. Я могу вспомнить только Сашу «sweetypotz» Щербакова, менеджера Сloud9, который активно и успешно ведет телеграм канал. Если кого-то забыл, простите, но больше я никого не помню, у кого сравнимая аудитория с нашими коллегами из Доты.
— Насколько твои действия влияют на команду? Ощущаешь ли ты себя как часть коллектива в команде? — Безусловно, я ощущаю себя частью коллектива. «Часть команды - часть корабля». Действия менеджера, в идеале, не должны быть заметны. Ты, как специалист, должен делать работу до того, как она реально понадобится. И, таким образом, создается ощущение у команды, что все уже готово и им не нужно додумывать. У меня далеко не всегда такое получалось делать, но я считаю себя всегда часть команды, мне так легче работать. — Очень многие медиа личности озвучивают мысль, что в «закулисье» киберспорта не хватает квалифицированных кадров. Это правда? — Я не думаю, что это правда. У всех сейчас есть достаточное количество специалистов. Как я писал после ухода из 9Pandas, ко мне обратились только CYBERSHOKE и Ruby с предложением работы. Остальным организациям, мне кажется, не то чтобы не нужен был именно я, но, в целом, специалисты моего профиля. — У тебя достаточно непростые отношения с работой в киберспорте/спорте. В школьные годы ты сделал выбор в пользу учебы, после 9Pandas также озвучивал мысль о том, что возможно уйдешь из сферы и погрузишься в учебу, и, насколько я понимаю, сейчас ситуация такая же - ты ушёл из CYBERSHOKE в пользу учебы в ВУЗе. Что в действительности является твоей страстью в жизни? — Во-первых, я действительно погружаюсь в учебу сейчас больше, чем в работу в киберспорте. Я уже учусь на магистратуре по направлению «Международный менеджмент в сфере спорта» с сентября этого года. Мы в CYBERSHOKE пытались найти вариант того, как я могу быть полезен организации в этот период, но мы совместно поняли, что это не самый лучший вариант, поэтому обоюдно приняли решение разойтись на время моей учебы. После того, как я закончу свой этот этап - вернемся к обсуждению того, чем бы я мог помогать.
Это не история про уход из киберспорта, а про повышение квалификации и приобретение знаний, которых мне не хватает. — Кто лучший менеджер в CS за всю историю? Кроме тебя! — Вопрос сложный. Если мы говорим про человека, который работал как менеджер команд, то я назову двух людей - Lk и Dart. Это люди, с которых я беру пример, и к мастерству которых я надеюсь когда-то приблизиться.
Если мы говорим про функционеров-менеджеров, то я бы сказал, что покойный Sneg1 для меня выделяется. Я не беру в расчет его общественно-политическую позицию и карьеру после ухода из ВП, а только этот его период. Ну и назову еще Рому Дворянкина. Он привнес в киберспорт корпоративность. Если говорить про заграничных людей, то пример ocelote - хороший. Но, опять же, только в разрезе его деятельности как функционера, не общественных высказываний.
— Как стать начинающим менеджером в 2025 году? — Искать связи, писать всем, кому только можно. Повышать свою собственную экспертность. На позицию менеджера очень редко берут не из действующего пула специалистов и почти никогда не берут людей не по знакомству. Если вы хотите попасть в киберспорт таким путем - вы должны пробивать путь себе сами как можете. — Твое любимое блюдо? — Сложно выделить что-то одно, но скажу так: любая еда, которую готовят мои родные - это всегда то, что я буду готов есть вечно. — После учёбы вернешься ли ты потом в киберспорт? — Я очень хочу потом вернуться в киберспорт. Я не уверен, в какой роли я могу это сделать и примет ли меня потом индустрия. Велика вероятность, что я уже никому не буду нужен. Однако я хочу верить, что у меня получится. — Какую бы должность ты бы хотел занять в киберспорте, если не менеджера? — Мне всегда было интересно стать спортивным директором. — Тут вопрос от подписчика: Почему сейчас в России так много талантов, но так мало трофеев? — Вопрос сложный в своей интерпретации. Сначала дам понять свое понимание: идея в том, что очень много российских игроков существует на профессиональной сцене, но эти российские игроки берут мало трофеев. Если вопрос было об этом, то я вынужден не согласиться с этим высказыванием. Успехи G2 и Спирит - это не рядовые трофеи, а призы чемпионатов с большим именем. Понятно, что их могло бы быть больше, но тут вопрос в конкуренции, она не стоит на месте и есть еще много разных команд и игроков, кто претендует на победы.
Наша не самая регулярная рубрика: ВОПРОС В ОТВЕТ, где гость задаёт 1 вопрос мне! — Пытался ли ты вступить в прямой диалог с harumi? Получилось ли у тебя? Какой исход этого конфликта ты видишь приемлемым для аудитории и для себя лично? — Да, было у нас с ним много диалогов - всё, что я для себя из них понял, это то, что с Владом смысла общаться нет. Это не моё интервью, так что и срач здесь не хотелось бы разводить, но скажу - если человек даже с 5-ой попытки не может понять, что ТАК ДЕЛАТЬ НЕ НАДО, то он и никогда не поймёт, а таких людей в медиа сфере быть не должно. Вот такое получилось интервью! Надеюсь, что смогли мы вам раскрыть суть работы киберспортивного менеджера, а также, что вы полноценно поняли что же Дима за человек! Большое ему спасибо за участие и за ответы, желаю ему больших успехов в учёбе и не только. Вам - спасибо за внимание и до новых встреч! Следите за мной на Кибере и не только 🙌