За что мы любим S.T.A.L.K.E.R: 10 историй Кибера

Ностальгируем.

Дождались. 20 ноября выходит S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl. Почему прямо сейчас это самая ожидаемая игра в Steam? Почему, несмотря на все проблемы и годы переносов, интерес к серии не угас? 

Редакция и блогеры Кибера делятся историями, как впервые познакомились со «Сталкером» и за что полюбили.

Сдавал металл, чтобы обновить комп и поиграть в «Тень Чернобыля»

Я повелся на рецензии «Тени Чернобыля» в печатных журналах, где минусы упоминали с тактичной обтекаемостью, и сразу обзавелся лицензионным диском. Увы, вместо расхваленной атмосферы получил бесчестную дуэль с игрой, которая противилась каждому шагу. Вылетала, самовольно меняла разрешения, не запускала скрипты, теряла сюжетные объекты, похищала модельки оружия.

Загружаю...

Несмотря на хаос, я настойчиво продвигался по сюжету – ради постсоветского очарования, фразочек про маслины и всеобщей загадочности. Но потом на горизонте появился бар с ареной. Сколько бы раз я туда ни заходил и как бы себя ни вел, игра неизбежно крашилась.

Я грешил на драйверы, старое железо и нехватку энергии Ци в доме. После восторженных рецензий подумать не мог, что проблема на стороне разработчика. В итоге пошел на радикальные меры и устроился на летнюю подработку ради нового ПК. Судьба сделала меня разнорабочим на стоянке спецтехники. Красил контейнеры, вытаскивал тонны мусора и укутывал теплотрассу пеной, после которой чесался до начала осени.

Местный босс оценил старания и разрешил сдать весь найденный металл. За гаражами как раз валялась гигантская рельса, которую крановщик согласился погрузить в фуру. Когда железяку тащили над гаражом, мужик, глядя на мой страх, кричал: «Не бойся, все нормально будет!» Нормально, конечно, не было – рельса вывалилась и раздавила гараж. Не знаю, как уважаемые люди решали вопрос, но железяку я сдал в тот же день.

Денег с подработки и шабашек хватило, чтобы обновить ПК. Помню, как привез домой новый системный блок и установил «Тень Чернобыля». И что вы думаете? Игра все так же баговала и бесповоротно умирала на арене у бара.

Тот случай выжег теплые чувства к «Сталкеру», так что следующую вылазку в Зону я предпринял лишь пять лет спустя, когда сеть переполнили приличные фанатские сборки. А ведь хорошая оказалась игра, когда работала.

Загружаю...

Играл в «Зов Припяти» под «Ролтон»

«Сталкер» сильно помог мне наладить общение со школьным другом. Он был фанатом серии, но до «Зова Припяти» на тот момент еще не добрался (вроде бы из-за древнего компа). Так что он приходил ко мне, и мы по очереди играли. Это уникальные воспоминания. После школы, если нет никаких занятий, мчишься домой, но обязательно заглядываешь в магазинчик за чипсами или «Ролтоном». Вдоволь наевшись, добираешься до дома, неловко объясняешь взрослым, что у нас гости, и садишься за компьютер. Точнее, за ноутбук. Уже и не вспомню, как мы решали, когда один заканчивает играть, а второй начинает. Надеюсь, что как-то по-джентльменски.

«Сталкер» не был моей любимой игрой, но мрачный депрессивный вайб, конечно, цеплял. Пока друзья бродили по реальным заброшкам, я зависал в Зоне, знакомился с необычной речью ее обитателей и особенно кайфовал от советской архитектуры. Подкупало, что есть игра, в которой можно наткнуться на узнаваемые здания.

Оценил хоррор

Впервые поиграл в «Сталкер: Тень Чернобыля» на тетином ноутбуке лет в 6-7. Боялся выходить из ямы Сидоровича, высматривал собак и аномалии в бинокль. Боялся всего, но было интересно. А набравшись смелости, я с зажатым шифтом и страхом в глазах несся к базе новичков

Загружаю...

Изобрел стримы «Сталкера» без интернета

В «Сталкер» мы играли вместе со старшим братом. Я был молод и, честно говоря, боялся играть один (особенно в «Зов Припяти»). Я отвечал за нажатие кнопок – сохранение, бинты, аптечки и еда с водкой, а брат – за все остальное. Так получилось, что я же и читал все сюжеты – себе и ему. Это было что-то между кооперативным прохождением и первобытным стримом.

Мы прошли всю трилогию. У нас не было интернета, поэтому многие вещи мы узнавали либо от других ребят, либо на своем опыте.

Однажды в школе я услышал разговор старшеклассника, который рассказывал, что в «Тени Чернобыля» есть правильные и неправильные концовки. Естественно, концовка, в которой нас завалило железом, оказалась неправильной. В тот же день мы стали искать сохранения, с которых могли бы пройти иначе. Нашли и прошли. «Меченый, какого черта!?»

Горжусь (именно горжусь!), что мы сами нашли оазис в «Зове Припяти». Мы обошли буквально всю Зону в этой части: Затон, Юпитер, Припять, лаборатория, путепровод. Его нигде не было. Мы думали, что оазис под колесом обозрения, но оно находилось за пределами карты (мы смотрели в бинокль и ничего не понимали). Мы уже подумали, что это лишь байка Зоны, но я вспомнил, что однажды прятался от выброса в странном тоннеле. Он был нашей последней надеждой.

Когда мы нашли оазис, я подумал, что мы могли бы сколотить группу не хуже, чем у Стрелка.

Еще в «Зове Припяти» мы сами придумали себе челлендж и выполнили его: собрать всю броню и оружие Зоны и прокачать его на полную. Богаче нас, наверно, был только Сидорович со своими консервными банками. «Зов Припяти» мы прошли полностью, но и представить не могли, что концовка у нас опять была неидеальной. Когда узнали, начался новый забег…

Равнодушными нас оставило только «Чистое Небо». Хотя того самого пулеметчика на Кордоне ненавидели, наверно, все.

Загружаю...

Не поиграл в «Сталкер» из-за отца

Моя история знакомства со «Сталкером» – боль и смех. Не потому, что я не мог пройти квест или игра мне не понравилась. Мне даже не удалось сыграть в нее по-нормальному. Во всем виноват… отец.

Когда я родился, он был совсем молодым и тоже увлекался геймингом и поп-культурой. Я всегда проходил новые игры позже друзей. Компьютер тогда стоял в гостиной – и как только я запускал новый тайтл, подходил папа и говорил что-то в духе: «О, а что это?». После небольшого рассказа следовало: «Дай-ка я поиграю». Так я мог забыть об игре на ближайшие недели, потому что из школы я возвращался поздно — примерно в одно время с папой.

То же самое случилось с «Тенью Чернобыля», а потом и с «Чистым небом». До игр я толком и не дотронулся, зато был зрителем импровизированного домашнего стрима.

Мы вместе выслушивали замечания мамы, что оба слишком много времени проводим у компьютера.

Любит игру без прохождения

Наверное, моя история знакомства со «Сталкером» самая необычная. Я никогда особо не котировал игры (даже условные DOOM и F.E.A.R), где есть хоть малейший шанс нарваться на скримера. А мои друзья тащились от подобного, мечтали после института поехать в Зону отчуждения, смотрели десятки роликов диггеров и людей, которые незаконно пробирались на охраняемую территорию.

Я реально и осознано первый раз увидел «Сталкер», когда Мэддисон проходил его на стриме. Но сам пройти игру я не смог. Я скачал самый популярный на тот момент мод – «Мизери», и он настолько надрал мне пятую точку, что пришло понимание – я казуал.

Загружаю...

Ради сюжета играть тоже не мог, ведь многократно видел его на стримах и слышал обрывки квестов и концовок от друзей. Но мне очень нравится концепция, плюс я прочитал множество книг по серии.

Блог: Аррртем Старостин

Страдал даже с читами

Я играл в самый первый «Сталкер», «Тень Чернобыля».

Было слишком мало времени между Lineage 2 и Дотой, поэтому после нескольких дней честного гуляния по Припяти я включил читы. Но даже с читами я не смог пройти миссию на АЭС, было жесть как страшно и темно, слишком боялся заходить дальше. Кое-как прошел до конца, получил одну концовку и больше в кампанию не совался.

Но в игре был мультиплеер. Мы с друзьями собирали компы в одной хате, цепляли их по локалке и играли как в CS. Тоже было прикольно.

Не выдержали нервы от страха

Блог: Кобольд-бригадир говорит

Мой первый опыт в «Сталкере» выдался довольно нетипичным. Во-первых, это была последняя часть на тот момент – «Зов Припяти». Во-вторых, я прочувствовал не экшен, а хоррор-составляющую.

Причем о существовании серии я в свои 11 лет особо и не знал. Интернет появился совсем недавно, и семья запрещала мне что-то скачивать, поэтому я жил только флеш-играми и дисками, доставшимися от знакомых или купленными в местном магазинчике.

И тут друг зовет поиграть – говорит, что нашел что-то крутое и интересное. Представьте себе эту картину. Я – совсем молодой парень (который уже успел разок неплохо испугаться хорроров и не люблю их) захожу вечером в, казалось бы, довольно светлый «Сталкер»...

Загружаю...

Но в первой же миссии происходит нападение на Скадовск с бандитами. При этом довольно быстро я успел заблудиться в здешней темноте, наслушаться монстров и столкнуться с бюрерами. Все это в атмосфере ночи, которая в этой части была гораздо темнее, чем в той же «Тени Чернобыля». Сложность явно была низкой, так как умирал я долго... Но умирал, ведь в темноте и панике не знал, куда стрелять и что делать. После смерти нервы не выдержали, и я передал управление другу и дальше только наблюдал.

Конечно, спустя несколько лет, когда я узнал о «Сталкере» уже из ютуба и форумов, я попробовал снова. Прошел все три части и испытал парочку модов (и дико горел с собственной упертости – хотел пройти ЧН, помогая бандитам). Поэтому теперь я не боюсь ни темных лабораторий, ни тем более простой ночи. Но все равно не забуду, как все начиналось.

Готовился к игре по Стругацким и Тарковскому

Блог: Vdoxnoven1e

Со «Сталкером» я познакомился очень поздно: хайп по первой части прошел, а о второй ходила куча слухов. Однажды мы собрались с друзьями в дискорде и вместо игры в привычный для нас всех CS решили обсудить величайшие игры. Кто-то в шутку вспомнил про World of Tanks, а потом речь зашла о «Сталкере».

На тот момент у меня только появился нормальный компьютер, а о легендарной игре я слышал мельком. Чтобы не показаться незнающим, я быстро прогуглил базовую информацию и что-то ответил. После того разговора я решил все же попробовать «Сталкер» на вкус, но сначала ознакомился с матчастью.

Загружаю...

Основой моего погружения в игру стала легендарная книга братьев Стругацких «Пикник на обочине»: несмотря на интересность и атмосферность произведения, я осилил его не с первого и даже не со второго раза. Потом я посмотрел не менее простой, но при этом еще более атмосферный «Сталкер» Тарковского.

Наконец, я скачал и игру и начал прохождение. Сидел до глубокой ночи, и меня не смущала не лучшая графика – ведь намного интереснее было проходить локацию за локацией, чем попросту критиковать революционную для 2007 года игру. Именно в ней я познакомился с понятием лиминальности. В темных коридорах, где гул и мигание аварийной лампы вызывали дрожь по всему телу, постоянно хотелось обернуться и проверить, не стоит ли кто у меня за спиной. Причем в реальной жизни.

Игру я прошел относительно быстро, но я все равно готов из раза в раз возвращаться в привычные локации Зоны, чтобы ощутить эту атмосферу и посидеть возле костра с гитарой. «Сталкер» – великая игра. Наверное, лучшая, созданная на постсоветском пространстве. Все еще жалею, что познакомился с ней так поздно.

Загружаю...

Блог: Поиграли и хватит

Из-за бага перепроходил десятки раз

Долгое время S.T.A.L.K.E.R. для меня оставался мифической игрой, о которой я слышал много всего невероятного, но опробовать никак не получалось. Зато я прочел практически все книжки серии, а всего у меня их накопилось более 70 штук.

Поворотным стал выход «Зова Припяти». К тому моменту у меня наконец появился собственный ноутбук и деньги на покупку диска. 

И вот я кликаю по заветной иконке и проваливаюсь в игру с головой. Шикарная атмосфера, мутанты, артефакты, аномалии – часто я забывал о квестах и просто гулял по Зоне. Но так продолжалось ровно до тех пор, пока я не добрался до самой Припяти. Как только главный герой с напарниками выходил из туннеля, игра вылетала и выдавала ошибку. Несмотря на все мои попытки решить проблему, «Сталкер» ни в какую не хотел работать дальше. Расстроенный я все же признал поражение и нажал на «Новая игра». 

Так продолжалось примерно полтора месяца, пока я случайно не пожаловался другу. Он обрадовал меня: рассказал, что знает, как как исправить ошибку. На следующий день он принес мне диск с патчем. К тому моменту я уже выучил наизусть каждый уголок Затона и его окрестностей, выбил все достижения, знал все варианты квестов и диалогов и вообще перепрошел все раз тридцать. Разумеется, до злосчастного туннеля. 

Поэтому в момент установки файла я все же сомневался, что он поможет. Но желание увидеть финал истории, да и просто прогуляться по легендарному городу оказалось сильнее. «Новая игра», я кабанчиком пробегаюсь по всем основным квестам, тот самый туннель, поднимаюсь наверх и… игра продолжилась! Я был самым счастливым в мире человеком. А игру я потом перепрошел еще очень много раз.

* * *

Хорошо помнишь игры «Сталкера»? Проверь себя в тесте

Загружаю...

Правда ли посадят за покупку S.T.A.L.K.E.R. 2? Наши юристы оценили реальные риски