«Гладиатор 2» – набор исторического кринжа. Зато Педро Паскаль прекрасен
Вурдалаки и газеты в Древнем Риме.
Рейтинг «Гладиатора 2» после первых отзывов на Rotten Tomatoes обнадеживал – 78% свежести по сравнению с 79% у первого «Гладиатора».
У фильма было мощнейшее промо по всему миру: тут вам и анонс бесплатных боев в Колизее, и музыка Jay-Z в трейлере, и Франческо Тотти разгуливает по улицам Рима в каноничных доспехах. А Педро Паскаль и Пол Мескал на всех презентациях – просто красавчики.
До похода в кино я опасался лишь одного – Ридли Скотта в кресле режиссера. В свои 86 лет он будто творит по принципу «сперва ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя». Скотт орудует внушительными бюджетами и берется за серьезные истории, но жонглирует фактами, а порой эксплуатирует свое же наследие, выпуская историческую отсебятину. Чего только стоят противоречивые «Дом Gucci» и «Наполеон» с Хоакином Фениксом.
Отзывы историков, которые после просмотра «Гладиатора 2» хватались за головы, тоже не добавили фильму очков. Я хотел быть беспристрастным и убедиться лично, стоит ли неискушенному зрителю тратить деньги на фильм.
Спойлер: мои опасения были не напрасны. Но начнем с плюсов.
Педро Паскаль и Пол Мескал тащат фильм на себе и роскошно смотрятся в кадре
События фильма происходят через 16 лет после смерти Марка Аврелия – его мечта о справедливом Риме практически угасла. Страной правят два новых императора – братья Каракалла и Гета. В государстве процветает тирания и коррупция.
Дуэт Педро Паскаля и Пола Мескала и правда хорош – харизматичные актеры примерили благородные роли. Просто смотри, любуйся и сопереживай! Тем более у каждого героя драматичная история.
Пол Мескал сыграл Луция – это сын Максимуса, которого скрывают в Нумидии, чтобы спасти от имперских козней и возможной смерти. В Африке парень возмужал, стал частью нумидийского народа и помнит, о чем мечтал его дед.
Педро Паскаль – Марк Акаций, прославленный военачальник. Он женат на Луцилле, вдове Максимуса, мечтает положить конец тирании и тайно убить обоих императоров. Римские доспехи будто созданы для Педро, а его глубокий грустный взгляд заставляет сопереживать.
На протяжении всего фильма молодой, смекалистый и верящий в добро Луций двигается навстречу опытному и отважному Акацию. Попсовый и ванильный заход, но кому-то может понравиться.
На этом плюсы заканчиваются. Дальше – бездарные ляпы и странные фантазии Ридли Скотта
Я мог бы занести в плюсы красивые виды Древнего Рима, детализированные наряды, атмосферные сцены. Но не могу – ведь почти после каждого роскошного кадра зрителя тычут лицом в нелепую выдумку режиссера. Бюджет в 300 млн долларов, толпа профессионалов в твоем распоряжении, лучшие декорации индустрии – всем этим распорядились слишком небрежно.
На простых мелочах без больших сюжетных спойлеров объясню, почему Ридли Скотту противопоказано снимать исторические картины.
● Масштабная битва. Со стен крепости летит шквал стрел – все военачальники в доспехах и шлемах, солдаты вообще стоят черепахой. Только красавчик Педро Паскаль (Акаций) многозначительно смотрит вдаль с непокрытой головой. Дальше Акаций стремительно идет в бой с мечом в руке – шлем оказывается у него на голове на 1 секунду, но затем герой сбрасывает его назад.
● Пол Мескал (Луций) такой же отважный! Рубится без шлема на фоне экипированных воинов.
В одной сцене Луций отвлекся от боя, но вооруженный враг решает аккуратно толкнуть его со стены вместо того, чтобы наверняка фатально рубануть мечом.
● Луций падает со стены в воду – нам показывают, что там, вероятно, глубоко, ведь герой не разбивается. Через пару минут видим на том же месте абсолютно мелкое побережье, у стен замка воды вообще нет. Что за внезапный отлив?
● Враги видят раненого Луция в воде, но вместо того, чтобы добить или отвести к другим пленным, мужики с двух сторон по-братски приобнимают его и нежно ведут к берегу. Какие изящные манеры!
● Кто такие братья-императоры Каракалла и Гета? Почему они правят Римом после смерти Максимуса? Почему трон не заняла Луцилла, единственная наследница, и не передала власть сенату? Про это нам не расскажут, а просто ставят перед фактом двумя строчками в начале фильма: «Рим опять погрузился во тьму».
● Луций вызван на кулачный бой, его соперник – массивный мужик в перчатках с металлическими шипами. Враг многократно бьет Луция по лицу – челюсть главного героя должна рассыпаться! Ладно-ладно, хотя бы на лице оставьте вмятины от шипов… Нет, не оставили.
● Римляне степенно сидят в местных «кафешках» с террасами, пьют вино, читают газеты. Стоп. Ничего, что печатный станок изобретут 1200 лет спустя?
● На арене Колизея бойцы сражались с… ВУРДАЛАКАМИ. Окей, по сюжету это какие-то бешеные обезьяно-людоеды, но посмотрите на их внешний вид! Что это за подвид? Или это псы? Оборотни? Добавь им крылья – и вот отменные чудовища для хоррора. А еще в них стреляли дротиками, чтобы вызвать бешенство.
● Хотите эпичной добавки? Держите наездника на гигантском носороге. Историки уже отметили, что носорогов такой породы не могло быть в Колизее, но даже если не лезть в такие подробности, в глаза бросается забавный ляп. В один момент носорог просто замрет в кадре и будет размышлять о бренности жизни, а в конце сцены ему на попу непонятно откуда приземлится птица.
● Колизей превращается в аквариум с акулами. Еще на предпоказах все возмутились – ведь римляне вообще вряд ли знали, что такое акула.
В ответ Ридли Скотт достал базовый джокер из рукава: «Чувак, если ты можешь построить Колизей, то ты можешь затопить его чертовой водой. Ты шутишь? А выловить пару акул в сети из моря? Конечно, они могли так сделать».
● В фильме часто вспоминают Максимуса и его подвиг. Но сперва намекают, что его имя запрещено произносить даже шепотом. После оказывается, что где-то в соседней комнате есть стенд в его честь с красиво развешенными артефактами.
● Возможно, Ридли Скотт вдохновился «Гарри Поттером и Тайной комнатой». Вы точно хохотнете с кнопки в каменной стене, которая, хоть и выглядит как небольшой каменный блок, нажимается легким прикосновением женщины.
● Лучники заслуживают восхищения. В одной сцене они не могут в упор расстрелять кучку подплывающих на судне врагов. А в другой все стрелы с еще большего расстояния летят точно в цель, пронзая врага. И ни одной мимо! И никого больше не задели!
● Постановка боев ужасна. Взять драку один на один: мы часто видим, как рука актера даже при полном размахе и близко не достает до врага. Кажется, что создатели даже не стараются сделать кадр правдоподобным.
● Логика в «Гладиаторе 2» вообще часто отсутствует. Почему кто-то громко и смело рассказывает о своих кознях, когда император только покинул кадр? Почему не пользуются шансом пронзить из лука заклятого врага, а убивают стоящего рядом безобидного персонажа. Очевидно же, что последует месть.
● Графика тоже хромает, будто это вовсе не картина 2024 года. Видно вырезанных героев на переднем плане, легко различается подставленный фон. Все животные явно рисованные, на заднем плане они выглядят халтурно и странно двигаются – попытка в реалистичный CGI провалена. Например, в какой-то момент носорог просто стоял, как подвисший NPC в игре.
● Мое любимое. Мартышка в костюмчике и памперсе!
Первый «Гладиатор» возродил жанр пеплума. Второй «Гладиатор» его не похоронит, но станет отличным примером, как из большого амбициозного проекта сделать фильм под попкорн без попытки соблюсти историю.
Самое большое разочарование – зрителю не предлагают ничего нового. По сути сюжет и драматургия те же, что и в первом «Гладиаторе», но персонажи слабее, а сценарные ходы банальнее. Чего стоит сцена знакомства гладиатора с императором – сиквел буквально копирует фрагмент из первого фильма. Но сцена из оригинала стала культовой, многие фанаты помнят реплику Максимуса наизусть, а здесь – пару непримечательных строк от Луция.
Чего вообще я жду от режиссера, который в ответ на обвинения в исторической недостоверности «Наполеона» ответил:
«Как и вся история, это пересказывалось другими людьми. Наполеон умирает, а через десять лет кто-то пишет об этом книгу. Затем кто-то берет эту книгу и пишет другую. И в итоге, спустя 400 лет, в учебниках можно увидеть много всего выдуманного. Когда у меня возникают проблемы с историками, я им говорю: «Извини, приятель, ты там был? Нет? Тогда будь добр, заткнись».
Так что фанаты Ридли Скотта могут быть спокойны. Я там был? Не был. Возможно, в Древнем Риме были акулы в Колизее, макаки-вурдалаки, кнопки в стенах и сам режиссер с машиной времени, наблюдавший все это великолепие с макушки египетской пирамиды.
* * *