«Гладиатор 2» – набор исторического кринжа. Зато Педро Паскаль прекрасен

Вурдалаки и газеты в Древнем Риме.

Рейтинг «Гладиатора 2» после первых отзывов на Rotten Tomatoes обнадеживал – 78% свежести по сравнению с 79% у первого «Гладиатора».

У фильма было мощнейшее промо по всему миру: тут вам и анонс бесплатных боев в Колизее, и музыка Jay-Z в трейлере, и Франческо Тотти разгуливает по улицам Рима в каноничных доспехах. А Педро Паскаль и Пол Мескал на всех презентациях – просто красавчики.

До похода в кино я опасался лишь одного – Ридли Скотта в кресле режиссера. В свои 86 лет он будто творит по принципу «сперва ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя». Скотт орудует внушительными бюджетами и берется за серьезные истории, но жонглирует фактами, а порой эксплуатирует свое же наследие, выпуская историческую отсебятину. Чего только стоят противоречивые «Дом Gucci» и «Наполеон» с Хоакином Фениксом.

Отзывы историков, которые после просмотра «Гладиатора 2» хватались за головы, тоже не добавили фильму очков. Я хотел быть беспристрастным и убедиться лично, стоит ли неискушенному зрителю тратить деньги на фильм. 

Загружаю...

Спойлер: мои опасения были не напрасны. Но начнем с плюсов.

Педро Паскаль и Пол Мескал тащат фильм на себе и роскошно смотрятся в кадре

События фильма происходят через 16 лет после смерти Марка Аврелия – его мечта о справедливом Риме практически угасла. Страной правят два новых императора – братья Каракалла и Гета. В государстве процветает тирания и коррупция.

Дуэт Педро Паскаля и Пола Мескала и правда хорош – харизматичные актеры примерили благородные роли. Просто смотри, любуйся и сопереживай! Тем более у каждого героя драматичная история.

Пол Мескал сыграл Луция – это сын Максимуса, которого скрывают в Нумидии, чтобы спасти от имперских козней и возможной смерти. В Африке парень возмужал, стал частью нумидийского народа и помнит, о чем мечтал его дед.

Педро Паскаль – Марк Акаций, прославленный военачальник. Он женат на Луцилле, вдове Максимуса, мечтает положить конец тирании и тайно убить обоих императоров. Римские доспехи будто созданы для Педро, а его глубокий грустный взгляд заставляет сопереживать.

На протяжении всего фильма молодой, смекалистый и верящий в добро Луций двигается навстречу опытному и отважному Акацию. Попсовый и ванильный заход, но кому-то может понравиться.

На этом плюсы заканчиваются. Дальше – бездарные ляпы и странные фантазии Ридли Скотта

Я мог бы занести в плюсы красивые виды Древнего Рима, детализированные наряды, атмосферные сцены. Но не могу – ведь почти после каждого роскошного кадра зрителя тычут лицом в нелепую выдумку режиссера. Бюджет в 300 млн долларов, толпа профессионалов в твоем распоряжении, лучшие декорации индустрии – всем этим распорядились слишком небрежно. 

На простых мелочах без больших сюжетных спойлеров объясню, почему Ридли Скотту противопоказано снимать исторические картины.

●  Масштабная битва. Со стен крепости летит шквал стрел – все военачальники в доспехах и шлемах, солдаты вообще стоят черепахой. Только красавчик Педро Паскаль (Акаций) многозначительно смотрит вдаль с непокрытой головой. Дальше Акаций стремительно идет в бой с мечом в руке – шлем оказывается у него на голове на 1 секунду, но затем герой сбрасывает его назад.

Загружаю...

● Пол Мескал (Луций) такой же отважный! Рубится без шлема на фоне экипированных воинов.

В одной сцене Луций отвлекся от боя, но вооруженный враг решает аккуратно толкнуть его со стены вместо того, чтобы наверняка фатально рубануть мечом.

● Луций падает со стены в воду – нам показывают, что там, вероятно, глубоко, ведь герой не разбивается. Через пару минут видим на том же месте абсолютно мелкое побережье, у стен замка воды вообще нет. Что за внезапный отлив? 

● Враги видят раненого Луция в воде, но вместо того, чтобы добить или отвести к другим пленным, мужики с двух сторон по-братски приобнимают его и нежно ведут к берегу. Какие изящные манеры!

● Кто такие братья-императоры Каракалла и Гета? Почему они правят Римом после смерти Максимуса? Почему трон не заняла Луцилла, единственная наследница, и не передала власть сенату? Про это нам не расскажут, а просто ставят перед фактом двумя строчками в начале фильма: «Рим опять погрузился во тьму».

● Луций вызван на кулачный бой, его соперник – массивный мужик в перчатках с металлическими шипами. Враг многократно бьет Луция по лицу – челюсть главного героя должна рассыпаться! Ладно-ладно, хотя бы на лице оставьте вмятины от шипов… Нет, не оставили.

● Римляне степенно сидят в местных «кафешках» с террасами, пьют вино, читают газеты. Стоп. Ничего, что печатный станок изобретут 1200 лет спустя?

● На арене Колизея бойцы сражались с… ВУРДАЛАКАМИ. Окей, по сюжету это какие-то бешеные обезьяно-людоеды, но посмотрите на их внешний вид! Что это за подвид? Или это псы? Оборотни? Добавь им крылья – и вот отменные чудовища для хоррора. А еще в них стреляли дротиками, чтобы вызвать бешенство.

Загружаю...

● Хотите эпичной добавки? Держите наездника на гигантском носороге. Историки уже отметили, что носорогов такой породы не могло быть в Колизее, но даже если не лезть в такие подробности, в глаза бросается забавный ляп. В один момент носорог просто замрет в кадре и будет размышлять о бренности жизни, а в конце сцены ему на попу непонятно откуда приземлится птица.

● Колизей превращается в аквариум с акулами. Еще на предпоказах все возмутились – ведь римляне вообще вряд ли знали, что такое акула.

В ответ Ридли Скотт достал базовый джокер из рукава: «Чувак, если ты можешь построить Колизей, то ты можешь затопить его чертовой водой. Ты шутишь? А выловить пару акул в сети из моря? Конечно, они могли так сделать».

● В фильме часто вспоминают Максимуса и его подвиг. Но сперва намекают, что его имя запрещено произносить даже шепотом. После оказывается, что где-то в соседней комнате есть стенд в его честь с красиво развешенными артефактами.

● Возможно, Ридли Скотт вдохновился «Гарри Поттером и Тайной комнатой». Вы точно хохотнете с кнопки в каменной стене, которая, хоть и выглядит как небольшой каменный блок, нажимается легким прикосновением женщины.

● Лучники заслуживают восхищения. В одной сцене они не могут в упор расстрелять кучку подплывающих на судне врагов. А в другой все стрелы с еще большего расстояния летят точно в цель, пронзая врага. И ни одной мимо! И никого больше не задели!

● Постановка боев ужасна. Взять драку один на один: мы часто видим, как рука актера даже при полном размахе и близко не достает до врага. Кажется, что создатели даже не стараются сделать кадр правдоподобным.

● Логика в «Гладиаторе 2» вообще часто отсутствует. Почему кто-то громко и смело рассказывает о своих кознях, когда император только покинул кадр? Почему не пользуются шансом пронзить из лука заклятого врага, а убивают стоящего рядом безобидного персонажа. Очевидно же, что последует месть. 

Загружаю...

● Графика тоже хромает, будто это вовсе не картина 2024 года. Видно вырезанных героев на переднем плане, легко различается подставленный фон. Все животные явно рисованные, на заднем плане они выглядят халтурно и странно двигаются – попытка в реалистичный CGI провалена. Например, в какой-то момент носорог просто стоял, как подвисший NPC в игре.

● Мое любимое. Мартышка в костюмчике и памперсе!

Первый «Гладиатор» возродил жанр пеплума. Второй «Гладиатор» его не похоронит, но станет отличным примером, как из большого амбициозного проекта сделать фильм под попкорн без попытки соблюсти историю.

Самое большое разочарование – зрителю не предлагают ничего нового. По сути сюжет и драматургия те же, что и в первом «Гладиаторе», но персонажи слабее, а сценарные ходы банальнее. Чего стоит сцена знакомства гладиатора с императором – сиквел буквально копирует фрагмент из первого фильма. Но сцена из оригинала стала культовой, многие фанаты помнят реплику Максимуса наизусть, а здесь – пару непримечательных строк от Луция.

Чего вообще я жду от режиссера, который в ответ на обвинения в исторической недостоверности «Наполеона» ответил:

«Как и вся история, это пересказывалось другими людьми. Наполеон умирает, а через десять лет кто-то пишет об этом книгу. Затем кто-то берет эту книгу и пишет другую. И в итоге, спустя 400 лет, в учебниках можно увидеть много всего выдуманного. Когда у меня возникают проблемы с историками, я им говорю: «Извини, приятель, ты там был? Нет? Тогда будь добр, заткнись».

Так что фанаты Ридли Скотта могут быть спокойны. Я там был? Не был. Возможно, в Древнем Риме были акулы в Колизее, макаки-вурдалаки, кнопки в стенах и сам режиссер с машиной времени, наблюдавший все это великолепие с макушки египетской пирамиды.

Загружаю...

* * *

Популярные комментарии
Фауст_1116489900
Тарантино вот о таких как Ридли и говорит, что режиссер не должен снимать до старости иначе вылезает кринж. Чужого обосрал, Наполеона обосрал, добрался до Глатиатора. хорошо хоть Бегущего уберегли от рук сиквелиста. пс. эх, Педро, какой принц получился бы, если бы его не убил Скала.
Andy93
И самое раздражающее, что дед постоянно топит за какую то историчность. Сделай он это все и скажи, что комикс аля «300» Снайдера и половина бы поп не горела. Но дед считает что он дофига серьезный творец, совмещающий исторический реализм и эпичность
Сергей Демещик
Если без спойлеров, у него очень интересная и важная роль, с которой он 100% справился. Как по мне, Вашингтон в рамках сценария и задумки команды Ридли Скотта сыграл круто. Оскар ли это - тут сказать сложно. НО к актеру вопросов нет - очень хорошая игра. Да и в целом в фильме актеры действительно старались. У меня претензии как раз ко всему, кроме актеров.
Ответ на комментарий Kobe81pts
Что по Дензелу Вашингтону? Пишут что он чуть ли не претендент на Оскар за роль
Еще 20 комментариев
23 комментария Написать комментарий