OG породила культуру стоять до конца. Почему это навредило всем?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Надо уметь вовремя сдаваться.
TI8 всегда вспоминается как турнир, который перевернул представление о возможностях аутсайдеров. OG была командой, которую никто не воспринимал всерьез, а она взяла чемпионство, оставив за бортом PSG.LGD. Их философия «игры до конца» произвела революцию в восприятии самой Доты, породив культуру бесконечного терпения и веры в камбэк. С годами стало очевидно, что это наследие навредило – как профессиональной сцене, так и зрителям.
В современной Доте успех все чаще достигается через медленное и методичное подавление соперника. Игроки OG первыми открыли дверь в этот мир мучений. Возможно, в этом есть вина не только двукратных чемпионов Инта, но и самой игры, которая все больше поощряет такой стиль.
Falcons – главные адепты стиля OG. Для них Дота – поток цифр
Мне иногда кажется, что Sneyking, Aui_2000 и их бывший тиммейт 33 настолько преисполнились в своем познании, что для них Дота – это поток цифр и бесконечный код, как в «Матрице». Они видят не героев, а проценты; не линии, а графики эффективности. В этом потоке данных они нашли универсальный рецепт победы:
- ты не должен атаковать, пока не создал идеальные условия;
- ты не должен рисковать, пока не уверен, что победишь;
- ты должен забрать у оппонента все: золото, контроль карты, инициативу. Лишить его пространства, задушить, а затем спокойно завершить игру.
Современная Дота вознаграждает тех, кто действует максимально осторожно и не рискует зря, кто превращает каждую ошибку соперника в маленький шажок к победе. Это незрелищно, но работает. Команды, которые пытаются играть агрессивно и быстро закрывать игры, часто упираются в механики камбэка – мощь тир-2 вышек и другие элементы, которые делают это крайне сложным.
Тир-2 вышки – крепости. Команды вынуждены играть медленно
Одним из столпов этого подхода стали тир-2 вышки.
Если тир-1 все еще можно снести на ранних стадиях игры, то тир-2 превращаются в крепости, которые служат барьером для любой агрессии. Бывает, доминируешь на линии, сносишь тир-1 на 10-й минуте и по инерции идешь дальше, но сталкиваешься со стеной. Т2 – фейсконтроль: оценит твою одежку, и если она слишком дешевая (например, с <10к нетворса), не пропустит тебя. Ее тяжело пробить без серьезного осадного орудия вроде Shadow Fiend или Beastmaster c эншент-крипом.
Я смотрю много профессиональных матчей. По ощущениям, тир-2 падает до 15-й минуты в одной из тысячи игр. Не уверен, что это нормально. Даже если у команды есть очевидное преимущество, она вынуждена отступить, потому что риски слишком велики. Тяжело зафорсить телепорт кор-героев, Пугна с бластом и глиф отбивают любое желание подходить. Ведь пока ты теряешь время, тебя поджимают на других линиях и занимают твой лес. Вместо продолжения давления игра замедляется: команды начинают фармить, искать ошибки и ждать более поздних таймингов. Это делает раннюю агрессию бессмысленной, а стиль игры – более медленным и выматывающим.
Valve усилила тир-2 вышки, чтобы предотвратить ранние пуши и игры на 20 минут. Стала ли Дота более зрелищной? Эффект как раз обратный. Все больше матчей, где команды либо выжидают, либо вынуждены играть медленно, потому что их просто физически не пускают дальше. Это еще одна причина, почему удушение стало доминирующим подходом в профессиональной Доте.
Копировать OG – бессмысленно. Делая так, команды лишь унижаются
Вернемся к OG. На TI8 она доказала, что никогда нельзя сдаваться. Принцип «мы еще в игре, пока стоит трон» вдохновил целое поколение игроков. Но это породило культуру затягивания времени, а не героических камбэков. Команды перестали признавать поражение, даже когда оно очевидно, и цепляются за ничтожные шансы.
OG показала, что можно выиграть вопреки любым вероятностям. Но их победа была исключением и редким чудом. Большинство команд, которые копируют этот стиль, унижаются на глазах у зрителей и откладывают неизбежное. В их действиях нет ни героизма, ни здравого смысла. Это всего лишь следование культуре, когда-то созданной OG.
Золотой состав VP понимал, когда писать «GG». Это честность и профессионализм
Вспомним золотой состав Virtus.pro, который доминировал в 2017–2018 годах. Парни и сами могли устроить любому 2 по 20, но при этом знали, когда вовремя сдаться. Если игра не шла с самого начала, они не мучили себя и зрителей. Solo просто колил «GG», команда шла готовиться к следующей карте.
Игроки VP понимали, что в каждой игре есть точка невозврата, после которой шансов на победу практически не остается. Они не искали чудес там, где их быть не могло. Они не цеплялись за призрачные надежды, а сосредотачивались на следующем этапе. Зачем тянуть, если все очевидно? Для меня их стиль игры и готовность признать поражение остаются примером зрелости и уважения к себе, сопернику и зрителям. Это честность и профессионализм
OG в свое время вдохновили игроков не сдаваться, но их наследие стало токсичным. Они породили стиль игры, где ранняя агрессия почти невозможна, а тир-2 вышки (не говоря уже о хайграунде) стоят неприступной стеной. Медленное удушье соперника стало универсальной стратегией. Это приносит успех и убивает зрелищность.
Команды вроде Falcons доказали, что этот подход работает. А идейные наследники VP, Gaimin Gladiators, сломались в этих условиях и взяли, как им кажется, более стабильного и сильного керри, чтобы укрепить лейт-гейм.
Может, уже пора признать, что OG – уникальная аномалия, а не пример для подражания? Может, пора вернуть времена, когда команды могли исполнить пуш, брали риски и умели проигрывать с достоинством? Virtus.pro показала, что в этом нет ничего постыдного. Не каждая игра требует героизма и эпических попыток камбэка. Иногда нужно просто сдаться и двигаться дальше.
В конце концов, Дота – это не победы. Проигрывать тоже надо уметь. В этом Virtus.pro была куда более великой, чем OG.