«Василиса и Баба Яга» – искусство. Ради творчества авторы отказались от госденег и набрали кредитов

Российская игра, заслужившая вашу поддержку.

«Василиса и Баба Яга» отлично показала себя на Кибер Фесте. Вышла в финал и получила призы от Яндекс Игр, 1С Game Studios и креативной студии «Сирена». Чем приключение Василисы по миру славянских сказок зацепило пользователей и экспертов? Тем, что все анимации, локации и фоновый трек полны очарования.

По сюжету злая мачеха выгоняет Василису из дома. Все, что остается у девочки, – волшебная кукла от мамы и надежда исправить ситуацию с помощью Бабы Яги. К ней Василиса и держит путь – через леса, болота и подводный мир.

Загружаю...

Геймплей простой, зато насыщенный. Иногда героиня просто идет вперед, иногда прячется в кустах от знакомых по сказкам монстров и с помощью куклы сражается с боссами вроде Водяного и Лешего. Не забудьте о загадках, где нужно по легким намекам отыскать выход из морской пучины, или мини-играх, в которых мы месим тесто и печем пироги. «Василиса» проходится за 2-3 часа и благодаря смене механик, локаций, настроений вообще не наскучивает.

Главный секрет в том, что в эти часы вложено запредельное количество любви и внимания к деталям. Вот Василиса плывет по болоту: кусты подозрительно шевелятся, звездное небо и Луна притягивают внимание, из воды то и дело выныривают пугающие русалки. Все это под саундтрек – спокойный и вместе с тем тревожный.

А вот героиня идет по жуткому лесу, освещенному будто красным Солнцем. На деревьях сидят вороны, деревья будто смотрят на тебя, на фоне растения, к которым страшно приближаться – не дай бог съедят.

Такая проработка делает «Василису и Бабу Ягу» очаровательной игрой и вообще большим искусством. Чтобы она стала такой, разработчики потратили несколько лет и прошли суровые испытания. Рассказываю о сложном пути к релизу с комментариями разработчицы Любы Нурмухамбетовой.

Загружаю...

📌 Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!

Разработчики так любят игры, что геймифицировали театр

Идейные вдохновители «Василисы и Бабы Яги» – две девушки, Ася Юрина и Люба Нурмухамбетова. Еще недавно они были театралами, которые много лет ставили кукольные спектакли по всей стране. Почему же перескочили в игры? Потому что с самого детства любят их всем сердцем.

«В детстве я играла на 8-битной Dendy, а следующие поколения вроде Sega Mega Drive пропустила. Спустя годы я включила на PlayStation Resident Evil. Игра сильно превзошла мои ожидания. До сих пор вспоминаю клетчатый пол из кухни в особняке Спенсера, настолько сильное впечатление он произвел».

Люба и Ася познакомились в театральной академии. Одна училась на художника-постановщика, вторая – на художника-технолога. Девушки сдружились на фоне любви к театру и играм и после выпуска начали ставить спектакли по всей стране. Уже тогда они пытались внедрить в классическое представление элементы игр.

«Мы ставили «Секрет планеты Тарий» в Мурманском театре кукол. Это история о роботе, который спасает планету. Был момент, где робот проваливается в подземелье и должен выбраться. Мы обыграли это под платформер: растянули ширму для теневого театра, сделали за ней платформы, и герой по ним прыгал. Получился кусочек игры в представлении».

Загружаю...

Работа в театре специфическая. Когда ставишь спектакль, на другие дела времени не остается. Но если постановок нет, ты полностью свободен. Именно в момент такой свободы Ася и Люба загорелись идеей – сделать настоящую компьютерную игру.

«У нас есть спектакль «И снова весна» для маленьких детей. Рассказывает, как меняются времена года. Мы взяли этот спектакль и в рамках чистого эксперимента превратили в игру. Вообще не разбирались в разработке, но было весело. Как и во время работы над второй игрой «Одноглазый Кутх», где многие решения до сих пор кажутся сомнительными. После этих экспериментов мы распробовали геймдев и решились на амбициозный проект «Василиса и Баба Яга».

Совмещать театр и серьезную разработку невозможно, так что основную деятельность пришлось оставить. Было страшно, но желание сделать полноценную игру победило. Способствовал и тот факт, что идея родилась в эпоху коронавируса, когда театры закрылись. Тогда жизнь театрального постановщика стала совсем нестабильной».

Загружаю...

Разработчики отказались от денег ИРИ

Люба и Ася вкладывали в «Василису» собственные деньги, но на полную разработку их не хватало. Тогда они подали заявку на финансирование в ИРИ, выиграли конкурс – и внезапно отказались от сотрудничества.

«Мы просили у ИРИ 5,5 млн рублей. В обмен должны были обеспечить 50 тысяч скачиваний. Это единый показатель для игр, на которые выделяют меньше 10 млн. Когда уже выиграли конкурс, начали разбираться в нюансах и засомневались. Потянем ли юридические требования? ИРИ требует очень много строгих отчетов.

Хотя главной причиной стала дата выполнения обязательств. В договоре прописан день, когда разработчик отчитывается о скачиваниях. Собрали 25 тысяч загрузок вместо 50? Возвращайте половину денег.

Проблема в том, что финальная дата ограничивает творчество. Что если в процессе ты придумал новую локацию, которая точно улучшит игру? Или мини-игры, которые добавят динамики? Ты попросту не можешь их внедрить, потому что часики тикают. Времени на нововведения нет, нужно четко придерживаться плана. Подобных сомнений набралось так много, что мы отказались от денег ИРИ».

📌 Календарь выхода российских игр в 2024 году

Ради релиза набрали кредитов

Как делать игру, если денег нет? Одной из надежд стала краудфандинговая кампания на Boomstarter. Целью поставили 900 тысяч рублей. Этой суммы хватило бы на озвучку и подарки спонсорам – кулоны и куклы, которые Ася и Люба изготавливали сами.

«Это были эмоциональные горки, когда мы сильно сомневались в успехе. Весь месяц занимались только кампанией и продлили ее на две недели, потому что сумма не набиралась.

Загружаю...

Легче собирать деньги, когда есть большое комьюнити. По статистике, если в твоем сообществе тысяча человек, сто из них вложатся в кампанию. Но собрать вокруг себя много людей – трудная задача. К счастью, у нас было комьюнити, которое поддержало на старте».

Помощь пришла от игровых, фольклорных и музыкальных сообществ, а также от YouTube-канала iXBT. Когда все рассказали об игре, кампания раскачалась. Со временем поток затих, но люди уже поняли: кампания действительно может состояться, ведь большая часть уже собрана. На этой волне надежды сумма постепенно росла и в последний момент перевалила за желанные 900 тысяч.

Увы, краудфандинг закрыл лишь вопросы с музыкой, переводом и текстами для внутриигровой энциклопедии. Люба и Ася долго искали издателя: готовили презентации, ходили на шоукейсы. Потом решили, что справятся сами. Недостающую на разработку сумму попросту взяли в банке – с верой, что игра окупится. Впрочем, совсем без помощи разработчицы не остались.

«Сами бы еще долго все делали. Наш друг, CEO студии AGAVA Алексей Яровит, предложил помощь и выделил несколько программистов на фуллтайм. Они работали с нами последние месяцы и очень помогли».

Загружаю...

По дороге к релизу Ася и Люба прошли сквозь суровые испытания. Ради творчества отказались от государственных денег, вдоволь понервничали во время краудфандинга, влезли в кредиты – и в итоге сделали одну из самых очаровательных российских игр 2024-го.

Есть ли гарантии, что старания окупятся? Вообще никаких. Но если какие-либо разработчики и заслуживают усиленной поддержки, то именно эти.

«Василиса и Баба Яга» – главное об игре

* * *