Что такое осень: 16 меланхоличных игр с пасмурной атмосферой

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Осень — идеальное время года, чтобы в упадническом настроении погрузиться в меланхолию и рефлексию. Для кого-то это лишь краткий момент, но для многих угнетающее веяние промозглых дней и шорох опавших листьев затягивается на недели, а порой и на весь листопадный сезон.

С каждым хмурым днем эта пора все сильнее способна погрузить в тоску. Возможно, дело в сером небе и промокших тротуарах, а может в возвращении к повседневной рутине после летних дней.

Но даже в этой хандре можно найти особое очарование. Чтобы лучше погрузиться в это настроение, я собрал список из 16 игр, которые идеально передают меланхоличную, пасмурную атмосферу — самое то для осенних будней: от вариативного детектива про похитителя детей до подростковых драм.

В этой статье я расскажу о каждой из них и о том, почему они способны наилучшим образом дополнить это тонкое осеннее чувство: про 8 рассказываю подробно, про еще 8 — тезисно.

Загружаю...

Heavy Rain

Дата выхода: 2010

Зачем играть: поиски маньяка в формате интерактивного кино

Кинематографическая интерактивная драма от Quantic Dream — одна из первых подобного рода, — затягивает в глубокий и напряженный сюжет, рассказывающий о поисках серийного убийцы по прозвищу Мастер Оригами.

История фокусируется на четырех разных персонажах: отце, детективе, журналистке и агенте ФБР; их пути переплетаются в попытке спасти жизнь мальчика, похищенного преступником. Решения, которые игрок принимает в ходе расследования, кардинально меняют развитие сюжета, что позволяет получить множество развилок. Глубокие диалоги и эмоциональные выборы делают Heavy Rain сильной психологической историей, которая крепко держит до самого конца. Финальный твист и вовсе цементировал себя, как один из самых мощных «вот это поворотов» в игровой индустрии.

Давящая осенняя атмосфера играет ключевую роль в настроении происходящего. Серое небо, постоянные ливни и холодные улицы города создают ощущение безысходности и надвигающейся угрозы; это идеально сочетается с заглавной темой — борьбой за жизнь на фоне бесконечных дождей, которые смывают не только надежды героев, но и шансы на спасение мальчика.

Фанатам майнд-геймов, финчеровских стрессов и интерактивного кино — строго советуется; от авторов Detroit: Become Human. В 2019-м переиздалась на ПК с кипой прочих проектов Quantic Dream.

The Vanishing of Ethan Carter

Дата выхода: 2014

Зачем играть: вкрадчивый симулятор ходьбы с интригующей завязкой

Мистический детектив про частного детектива Пола Просперо, обладающего паранормальными способностями — тот приезжает в долину Ред Крик на отшибе, чтобы расследовать исчезновение мальчишки Итана Картера, но сталкивается с тревожными тайнами в семье и окружении ребенка.

Медленно падающие с кроны деревьев золотые листья, залитые густым туманом леса и обветшалые дома — набор образов, создающих чувство заброшенности и тоски, без которых почти что невозможно визуализировать историю о загадочной пропаже ребенка в странной глубинке; вспомните, к примеру, «Пленниц» от любителя дюн Дени Вильнева. Это внешнее спокойствие контрастирует с напряжённостью истории и фантомными, порой пугающими видениями, что преследуют сыщика — ведь тот владеет неким даром, что неспроста привел его к этому делу.

Загружаю...

Проект акцентирует внимание на исследовании и погружении в атмосферу: игроки исследуют мир, чтобы собрать улики и восстановить ход событий. Здесь нет экшена или спешки — лишь медитативное погружение в увядающий городок, природа близ которого и сказания переплетаются как ветви ивы, а осенний пейзаж становится отражением духовных поисков и горьких бед героев.

Достойный симулятор ходьбы с фантасмагоричной кульминацией в духе Линча.

Brothers: A Tale of Two Sons

Дата выхода: 2013

Зачем играть: трогательная история про инициацию двух братьев

Эмоциональная эпопея о двух братьях, отправившихся в опасное путешествие по фэнтезийным землям на поиски лекарства для своего умирающего отца — и дорога тех знаменует взросление.

Игра выделяется уникальной механикой управления сразу двумя персонажами: старший брат отвечает за силу и решительность, младший — за ловкость и чуткость. Их сотрудничество — ключевой элемент игрового процесса, требующий координации и вовлечения для совместного решения головоломок от игрока или же игроков, поскольку тут предусматривается кооперативное прохождение; если вам A Tale of Two Sons что-то напоминает, то да — это дебют автора It Takes Two.

Визуальный стиль игры сочетает в себе сказочные пасторали и мрачные моменты — чуть ли не библейские, — где природа и архитектура создают ощущение путешествия по миру, одновременно прекрасному и опасному. Локации варьируются от мирных деревень до суровых горных вершин и древних руин, каждая из которых наполнена как атмосферой волшебства, так и растущим риском.

Загружаю...

Центральная тема Brothers: A Tale of Two Sons — это не только борьба за спасение близкого, но и взросление, принятие ответственности и горькая утрата; эдакий обряд инициации: из двух мальчиков — в мужчин. А что, как не ухабистая дорога, способно внутренне трансформировать героев?

В 2024-м игра получила обновленное издание.

Limbo

Дата выхода: 2010

Зачем играть: культовый платформер о застрявшем в мире теней мальчике

Некогда наделавший много шума монохромный инди-платформер, где игрок управляет путешествующим через гротескный бертоновский мир мальчиком в поисках своей сестры. Игра выделяется минималистичным визуальным стилем, гнетущей атмосферой и не очевидными концептуальными решениями, где каждый шаг на пути может привести к смертельной ловушке — будь то на вид не крутой овраг или же притаившийся за горизонтом монструозного размера паук.

Локации в Limbo полны скрытых угроз и символизма, создающих чувство тревоги и безысходности. Игра безмолвно рассказывает историю через окружающую среду, погружая игрока в одиночество, а каждый элемент нарративного дизайна работает на создание напряжённого и тягостного ощущения. Смерть в Limbo — что иронично, учитывая значение названия — это не просто часть процесса, а почти неизбежное испытание на пути; бесчисленные рестарты на пути мальчишки вам обязательны.

Игра избегает традиционного повествования и диалогов, создавая историю через окружающий мир и взаимодействие с ним. Limbo вызывает ощущение странствия по чуждому и враждебному пространству, где ребёнок со светочем в глазах вынужден сталкиваться с опасностями, которые символизируют нечто большее — страхи, утраты и борьбу за выживание.

Мрачный, загадочный стиль и открытая для интерпретаций концовка делают игру глубоким, эмоциональным переживанием — методом «проб и смертей», как говорили сами разработчики; идейным и духовным наследником Limbo является следующая игра от Playdead — Inside 2016-го.

Загружаю...

Night in the Woods

Дата выхода: 2017

Зачем играть: экзистенциальная драма, маскирующаяся под фантик со зверятами — не без мистики

Игра, которая с самого начала хитро имитирует безобидную плоскую казуальщину с милыми зверятами, но на деле оказывается суровой экзистенциальной драмой — ни то «Леди Берд» встречает агента Купера, ни то чистокровный Сэлинджер просочился в тысячу строчек диалогов.

Атмосферное приключение с акцентом на сценарий, рассказывающее о Мэй Боровски — антропоморфной кошке, бросившей колледж и с поражением вернувшейся в свой родной город Посум-Спрингс, в котором друзья детства «взрослели, пока та училась». Night in the Woods сочетает в себе элементы платформера и исследовательской адвенчуры, отсылая игрока на золотой рубеж квестов — начало нулевых. Но, погружаясь в мир маленького городка, мы вскрываем за повседневной рутиной его жителей мистические тайны уровня «Очень странных дел» и личные кризисы; что важнее — свой собственный, который сдружил бы Мэй на парной психотерапии с грозой диско Гарри Дюбуа, будь эта встреча возможной. Ведь ориентир на эмоциональный текст и шизоидность происходящего действительно роднит творение Алека Холовки с Disco Elysium

Главная сила Night in the Woods — ее персонажи и диалоги. Мэй встречает своих старых друзей и знакомых, сталкиваясь с тем, как они изменились за годы ее отсутствия. Темы взросления, внутренней борьбы, депрессии и поиска себя пронизывают весь сюжет. Город, который на первый взгляд кажется уютным и простым за аппликатурной рисовской и анимацией, постепенно открывает перед игроком тёмные стороны: экономический упадок, социальные проблемы и старые секреты — то придает игре глубину и неожиданную мрачность. Стоит героине стать свидетелем похищения таинственной призрачной фигурой одного из жителей на Хэллоуин — и та погружается в спираль.

Загружаю...

Хотя игра полна милых и забавных моментов, ее тон меняется по мере того, как Мэй начинает овладевать хандра и желание разобраться в тайнах близлежащего леса, словно Скуби-Ду. Пусть вас не смущают милые котики, ведь судьба Посум-Спрингс будет фееричной, а сама история населяющих его жителей поможет вам задать себе нужные вопросы и расставить внутри многое по местам.

К сожалению, в 2019 году Алек Холовка покончил с собой, оставив после себя сокрытый алмаз, который возможно разбирать на вложенные в него смыслы бесконечно долго — Night in the Woods.

Draugen

Дата выхода: 2019

Зачем играть: квест на вечер от автора Dreamfall — готическая повесть с заходом на фьорд-нуар

Квест от первого лица, погружающий игрока в мрачную тайну одной норвежской деревушки 1920-х; «фьорд-нуар» — заявлялось в промо. Игрок берёт на себя роль Эдварда Хардина, американского путешественника, который вместе с молодой спутницей Алисой — такой же загадочной — прибывает в обвитое скалистыми берегами рыбацкое село Граавик для поиска своей пропавшей сестры. Однако, расследование заводит тех в нечто более таинственное, чем можно было ожидать — в Граавике никого нет, в местных шахтах проклятие, а Эдварду вдруг начинает мерещиться всякое.

Главная особенность Draugen — это атмосфера и повествование. Живописные пейзажи норвежских фьордов и густых лесов контрастируют с нарастающим чувством изоляции и тревоги. По мере того, как Эдвард с Алисой исследуют пустынный городишко, они сталкиваются с намёками на тёмные секреты, сокрытые в прошлом Граавика. Диалоги между героями играют ключевую роль в раскрытии характеров и сюжета, добавляя игре прослойку психологической драмы, пока общая канва к финалу не обрастает плотным готическим флёром — и то отличная комбинация для трехчасовой игры, в которой воображение со временем вытесняет реальность происходящего.

Загружаю...

От создателя The Longest Journey и Dreamfall Chapters — Рагнар Тёрнквист знает толк в добротных историях, оттого замешал в Draugen и Эдгара Аллана По, и «Остров проклятых» и скандинавский миф.

A Plague Tale: Innocence

Дата выхода: 2019

Зачем играть: стелс-адвенчура про крепкие семейные узы на фоне крысиной чумы

Мрачная адвенчура, действие которой разворачивается в охваченной чумой и инквизицией Франции XIV века. Главные герои — дети Амиция и ее младший брат Гуго де Рун, вынужденные скитаться после гибели родителей по клочкам средневекового запада Европы. Удивитесь, раньше Asobo Studio занимались производством не asobo интересных гонок: Fuel и обе The Crew под крылом Ubisoft.

Детей преследуют ради таящей в себе сверхъестественные силы крови Гуго, а на пути тех подстерегают ордища крыс, разносящих Черную смерть — и лишь братско-сестринское доверие доведет сироток до безопасного места наперекор чумным ландшафтам и гнусным палачам.

Геймплей строится на стелсе и решении головоломок: девушка использует пращу для борьбы с врагами и взаимодействия с окружением, избегая прямых столкновений с солдатами инквизиции или прочими угрозами — все, чтобы отвлечь или же привлечь полчища прокаженных грызунов для прокладывания маршрута вперед. Взаимодействие с Гуго, который обладает уникальными способностями, играет ключевую роль в продвижении сюжета — благодаря его дурной крови.

Игра впечатляет своим упадническим духом: окрапленные ливнями средневековые виды запустения и смерти на каждом шагу, постоянное чувство опасности и страха. Темы выживания и утраты невинности проходят лейтмотивом, заставляя прожить эмоционально насыщенный и сопереживающий героям опыт; Амиции приходится стараться сохранить свою человечность, когда жестокость вокруг становится нормой — и огородить от нее брата. Но за всей мрачностью стоит сильная линия об узах, несмотря на окружающий мир, полный комьев грязи и витающего морока.

Загружаю...

Номинант The Game Award и BAFTA; в 2022-м вышло прямое продолжение — A Plague Tale: Requiem.

Life is Strange

Дата выхода: 2015

Зачем играть: сентиментальный «Эффект бабочки» про подростков для подростков

Ученица частной школы Макс Колфилд внезапно обнаруживает у себя способность перематывать время вспять, когда пыталась спасти подругу детства от хулигана с пистолетом в туалетной комнате академии — так начинается замес в прибрежном городке и попытки обуздать законы мироздания.

Life is Strange — это эпизодическая игра с акцентом на повествование и вариативность; призванная романтично «совершить революцию в сюжетных играх с выбором и последствиями» по словам французских разработчиков из Dontnod (Remember Me, Vampyr, Banishers: Ghosts of New Eden).

Ключевой механикой игры стала способность Макс изменять прошлые решения, что позволяет игрокам переживать одни и те же моменты по-разному, экспериментируя с исходами — и то роднит Life is Strange с пиковым периодом Telltale первой половины 2010-х, ведь по форме их игры действительно схожи. Она показывает, что каждый выбор имеет свои последствия, и никакие перемотки времени не помогут избежать тяжелых моральных последствий — особенно перед грозящим разрушением целого города, в котором вероятно замешана Макс со своей тайной силой.

Life is Strange раскрывает темы дружбы, эмоциональных потрясений и поиска себя, но во многом представляет из себя конъюнктурный слепок поколения Tumblr; это не плохо, мы все отчасти хотим стать американским тинейджером в эпицентре поп-культуры. До поры спокойный, но таящий пару скелетов в шкафу городок Аркадия-Бэй, осенние тона и личная драма членов заглавного женского дуэта создают сентиментальную слезовыжималку о подростках на пороге глобальной дилеммы и взросления, чей дар — проклятие, ведь «время, оно как нить: один узел, и все развяжется».

Загружаю...

В ожидании сиквела — Life Is Strange: Double Exposure — неплохо и ознакомиться с оригиналом.

Во что поиграть еще:

  • Stray — одинокий и бродячий котик на безжизненной киберпанковской планете ищет свой дом.
  • The Walking Dead — заглавный четырехсезонный тайтл от Telltale Games про взросление и выживание девочки Клементины в зомби-апокалипсисе: охватом от ее 8 до 17 лет.
  • Pathologic 2 — российский квест, в котором игрок должен выжить в заражённом чумой мистическом городе, сталкиваясь в ожидании конца с тяжелыми выборами и уникальными персонажами; ремейк «Мор (Утопия)».
  • This War of Mine — симулятор выживания про страдания мирных жителей в условиях войны, где каждое решение может иметь серьезные последствия.
  • The Invincible — сай-фай в духе Firewatch по литературе Станислава Лема про моральные дилеммы и исследование чуждой планеты.
  • What Remains of Edith Finch — поэтичная история про проклятую семью Финч, каждый член которой умирал странной и спонтанной смертью, пока в живых из них не осталась лишь одна девушка Эдит, вернувшаяся в фамильный особняк.
  • Silent Hill 2 — чем не повод вкатиться в недавно освеженную классику? Джеймс Сандерленд получает письмо от почившей жены и приезжает на ее поиски в странный город Сайлент Хилл.
  • Disco Elysium — уникальный текстоцентричный опыт про хаотичное детективное расследование в мире абсурдистского нуара через призму внутреннего кризиса главного героя, где каждый диалог или мысль могут стать как ключом к разгадке, так и дорогой в собственное безумие.
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
чертовски никита