«S1mple – игрок десятилетия. Но есть ли у него прежние желания и мотивация?» Поговорили с тренером, который работал везде
Peacemaker на связи.
Тренер Луис «Peacemaker» Таде давно стал мемом в комьюнити, потому что слишком часто менял команды – 12 за 8-летнюю карьеру. Зато поработал везде – в Бразилии, Америке, Европе и даже в Китае. Тренировал молодого Симпла, обучал Блейма капитанству и пытался принести максимум пользы в Tyloo в условиях, где он не знал китайский, а игроки – английский. Мы встретились с Луисом на BB Dacha CS2 от FISSURE и поговорили.
Интервью записано 23 августа.
– У тебя была продолжительная тренерская карьера. Так что я хочу поговорить с тобой о специфике этой работы. Ты работал со многими ингейм-лидерами: с кем из них у тебя было наилучшее взаимопонимание?
– Я бы выделил Блейма. Он учился быть капитаном и был готов слушать мои идеи. Мне было легко с ним, мы были на одной волне. Он развился как лидер и затем попал в Astralis.
– Недавно он оставил капитанство. Это правильное решение?
– Ему важно следить за уровнем индивидуальной игры. Он очень хорош на сервере и был лучшим капитаном мира, если мы говорим про статистику. Думаю, в его голове был диссонанс: если он полностью сфокусирован на капитанстве, то его перформанс страдает. Мне кажется, ему лучше не капитанить, но у него точно есть определенные качества. Мы видим, как сегодня играет Astralis: результаты не стали лучше, когда он ушел. Так что Блейм не был проблемой. Даже наоборот, с ним команда играла лучше.
Кажется, он принял решение оставить капитанство, потому что, в отличие от других ингейм-лидеров, для него важно хорошо играть, а не просто выбегать первым и пытаться сделать энтри.
– Ты работал с 17-летним Симплом. Каким он был?
– Тогда было много разговоров о его отношении к людям. Его называли токсиком.
– Он ведь был токсичным?
– Со мной – никогда.
Он понимал, на что способен. Я часто видел такое в футболе: когда игрок на голову выше товарищей по команде, в нем просыпается… не уверен, что эго – подходящее слово, но ему было сложно играть с игроками, которые могли вести себя непрофессионально или не тренировались так же усердно, как он. Не знаю, как сейчас, а тогда он приходил первым и уходил последним.
Он боялся, что тиммейты из-за отношения к делу или недостаточной мотивации тормозят его карьеру. Плюс он был ребенком, очень эмоциональным. Когда его что-то не устраивало, он этого не скрывал и говорил все в лицо, а не за спиной. Для меня это хорошее качество, но не всем игрокам такое нравится.
Сейчас его карьера говорит сама за себя. Спустя годы видно, как сильно он изменился – не только в игре, но и за ее пределами. Саша – взрослый человек и пример. Надеюсь, он вернется в CS.
– Думаешь, у него есть шансы вернуться на прежний уровень?
– Есть нюансы.
В CS 2 он провел всего одну официальную игру за Falcons, но не думаю, что адаптироваться к игре и к изменениям AWP для него будет сложно. Но на его перформанс могут повлиять внешние факторы: у него есть девушка, он открывал школу, где учил играть в CS. Возможно, его приоритеты изменились.
Плюс я не знаю, как он отреагирует, что он больше не лучший снайпер в мире и не один из лучших игроков. Уверен, что он привнесет много импакта в любую команду, но совсем не уверен, что он вернет пиковую форму. Он выиграл все – мейджор, все турниры. По моему мнению, он игрок десятилетия. Есть ли у него прежнее желание и мотивация?
– Думаю, на его карьеру в CS 2 сильно повлияли NAVI, которые выиграли мейджор. Если бы этого не произошло, он бы поменял в составе Има – это была очевидная замена.
– Да, согласен.
Блейд сделал эту команду. Он показал, как построить состав с молодыми и неопытными игроками. Исторически NAVI всегда собирали конкурентоспособную команду. Но когда Симпл ушел, у меня были смешанные чувства. Я сомневался, что они смогут заиграть без него.
В то же время не существуют незаменимых игроков. Да, вместе с Симплом NAVI потеряли многое, при этом у него тоже есть слабые стороны. Когда в команде не играет Симпл, игроки не ощущает большого давления и могут играть лучше. Ведь рядом с ними больше не сидит лучший игрок мира, который невероятно требователен.
Успех NAVI с Aleksib заставляет задуматься. Будут ли они более успешными вместе с Симплом? Может быть. Но нужен ли им Симпл, чтобы играть хорошо или выиграть мейджор? Они доказали, что не нужен. Так что в данный момент нет предпосылок для камбэка Александра в NAVI, но он сто процентов усилит любую команду.
🐐 GOAT-рейтинг каэсеров. 10 величайших всех времен
– Блейд показал, насколько важным может быть тренер в CS. Он выиграл два мейджора с абсолютно разными составами, перешел на английский, что было непросто. Ты считаешь его лучшим тренером в мире?
– Да, без вопросов. Конечно, есть эта дискуссия, кого считать лучшим, Блейда или Зоника. У Дэнни был эпоха в Astralis. Но я оцениваю тренеров так: хороший наставник умеет построить абсолютно новый состав. И в этом плане Блейд опережает всех тренеров на про-сцене. Он открывает новых талантов, обучает их игре. И это началось не сегодня.
Он сильно прокачал Бумыча как ингейм-лидера. Он работал с разными капитанами, с новыми игроками – и всегда был успешен. Он доказал, насколько важен тренер, которому организация доверяет контроль за составом. Считаю, так должно быть везде.
– Блейд же еще поднял Бита из академии в главную команду.
– Да! Думаю, он бы подключил и Монеси, если бы тот не ушел в G2.
– Ты работал везде: в Европе, Америке, Бразилии, даже в Китае. Расскажи про отличия игроков из разных регионов.
– Главное отличие бразильцев от остальных – страсть и эмоции. Это часть нашей культуры. Мы очень открытые и иногда говорим такие вещи, которые могут задеть. Европейцы более профессиональны: они никогда не опаздывают, знают, как вести диалог друг с другом. Работая в Европе, я всегда знал, что игроки найдут способ деликатно поговорить и донести мысль.
Мы в Бразилии иногда чересчур эгоистичны. Игроки могут быть о себе слишком высокого мнения и не понимают, что выигрывает команда. Но в последнее время такого меньше, чем раньше. При этом у нас очень мало организаций, которые доверяют команду сильному тренеру. Тут больше олдскульный подход: игроки контролируют все и принимают ключевые решения.
Если говорить про Tyloo. Так случилось, что Азия – самый слабый регион в CS. Но сейчас, кстати, есть прогресс. Появились Mongolz, которые играют очень хорошо. Но регион в целом пока сильно отстает, особенно в понимании, как построить команду и бороться с трудностями, если что-то идет не так.
Работа в Tyloo определенно была самой сложной в моей карьере тренера. Причина, почему я согласился: хотел проверить себя в такой непростой обстановке. Я сомневался, но в итоге пришел к мысли «А что если я стану первым тренером, который выведет китайскую команду в топ?». Да, этого в итоге не случилось. И было правда очень сложно. Прежде всего из-за языкового барьера. Со мной рядом 24 на 7 был переводчик. Капитанил у нас Bntet, который знал английский, но не знал китайский на должном уровне, только некоторые слова и коллы. Во время игр было очень сложно – и мне, и им.
Но я рад, что принял предложение. Я многое почерпнул из их культуры. Главное – то количество взаимоуважения, которое было внутри команды. Когда у вас мало что получается, вы не играете с топ-командами, при этом относитесь друг к другу максимально уважительно. Это очень сильное качество.
– Ты поменял о-о-о-чень много команд – это стало мемом. Почему так происходило?
– Это правда, я поменял много команд и не горжусь этим. Моей главной проблемой в начале тренерской карьеры была неспособность адаптироваться к изменениям. Я выполнял роль ингейм-лидера в Liquid, пока тренеру можно было разговаривать во время раундов, а потом это запретили, и я не смог перестроиться.
Было два года, когда я очень часто переходил из команды в команду. Потом нашел себя в Heroic – это организация, которая меня поддерживала, распределяла обязанности, у нас был психолог.
Сейчас я не тренирую. Может, однажды вернусь. Причина, почему я до сих пор этого не сделал, – я не хочу продолжать приходить в проекты, в которые я не верю, или просто в сомнительные проекты. Да, я поменял много команд, но не всегда уходил, потому что хотел. Было много разных ситуаций. Я люблю приводить в пример Complexity. Я пришел туда, и через полторы недели мне сказали, что Blamef и Konfig уже в Astralis. Все, команда закончилась.
Затем у меня появилось предложение Imperial, а поработать с Фолленом было моей мечтой.
– Как часто причиной ухода являлись конфликты с игроками?
– Начнем с Liquid. С игроками все было замечательно. Это в целом был сложный период из-за перемен в тренерстве, о которых я уже сказал, и потому что организация не могла продлить мне рабочую визу в Штатах. Я очень стрессовал и вел себя не так, как должен был. Я тогда не очень понимал, что все это не так просто.
Конкретно с игроками конфликт был только один раз. Я работал в Misfits. И не ладил с Шазамом и Шонгаресом. Шазам был очень важен для организации, так что они выбрали его.
– Как изменилась роль тренера за последние 10 лет?
– Значительно. Особенно после того, как тренерам запретили разговаривать во время раундов. За все эти годы стало очевидно, насколько важен тренер вне сервера. Психологические моменты, вопросы здоровья и занятия спортом – все это легло на тренеров.
Не пойми меня неправильно, тренеры все еще очень важны на сервере. Но и другие аспекты важны ровно так же. В начале карьеры я о них вообще не задумывался.
– Сейчас в некоторых командах несколько тренеров. Какой для тебя идеальный тренерский штаб в CS?
– Точно нужен ассистент тренера. В Furia очень прикольная идея: у них есть два ассистента, которые отвечают за КТ и Т. Главное – хорошая структура и чтобы люди понимали свои зоны ответственности и не выходили за них.
Мы же работаем с людьми, а люди хотят, чтобы их услышали, хотят приносить пользу и хотят славу, конечно же. Будучи тренером, сложно получить известность. В последнее время люди больше ценят эту работу, но тем не менее. Вот ассистент тренера – никто понятия не имеет, чем он занимается. Людям со стороны нереально это понять.
Еще нужен аналитик, который изучает соперников, смотрит много демок, чтобы освободить время тренеров – они фокусируются на своей команде.
Вот такой идеальный тренерский штаб я вижу. Конечно, важно иметь и психолога.
– Ты понимаешь, почему Valve постоянно вводит правила, которые направлены против тренеров?
– Понимаю, хоть мне и грустно от этого. Проблема решений Valve в том, что они слишком радикальны. То тренеры могут разговаривать все время, то только во время тайм-аутов. Это слишком резко. Они могли быть подходить к вопросам помягче, чтобы посмотреть, как все работает.
Я понимаю, почему Valve ввела это правило. Они хотели, чтобы лидером команды был игрок, а не тренер. Мы имели преимущество, когда я был полноценным ингейм-лидером. Допустим, я вижу карту и все пять мониторов. И я четко понимаю тайминг, когда нашему люркеру надо действовать, и скажу ему об этом.
– Ты был шестым игроком.
– Да! Так что это было серьезным преимуществом. Но я думаю, что они могли бы оставить возможность разговаривать во время фризтайма: тренер не повлияет на игру кардинально, но сможет что-то привнести.
Что было дальше? История с тренерским багом – пример для всех тренеров и тех, кто читерит. В таких решениях надо быть жесткими.
– Некоторые тренеры забанены навсегда. Это точно справедливо?
– Зависит от случая. Взять Хундена, например. Я знаю его и работал с ним, но буду откровенен: для него нет оправданий. Каждый заслуживает второй шанс, но у него был третий шанс, потом четвертый. Он сделал слишком много неправильных вещей. Поэтому должен быть навсегда забанен в киберспорте – в обычном спорте точно было бы так.
Во многих случаях люди, конечно, не заслуживают пожизненного бана. Надо сурово наказывать и давать второй шанс.
– Ты работал с Фоленном. Думаешь, из него получится топовый тренер?
– Сто процентов. У Фоллена очень сильно развиты лидерские качества. Из всех капитанов, с кем я работал, он с отрывом лучший. Он умеет разговаривать с людьми и объяснять им, что он хочет. Он умен и много знает об этой игре.
Это не совпадение, что другие игроки часто выделяют его лидерские качества. Вот я пару недель назад видел интервью Кэрригана, где он выбирал лучшее от всех игроков. Его спросили про капитанство. Он назвал Фоллена. Его спросили про лидерство. Он снова назвал Фоллена.
Его главное качество – у него нет вот этого гонора «Да я выиграл два мейджора. Я скоро заканчиваю, мне нечему учиться, мне не нужен никакой тренер». Это вообще не про него.
Если он станет тренером, то будет одним из лучших в мире.
– Представь, что тебя взяли на работу в Valve. Что бы ты сделал в первую очередь?
– Valve требуется чрезвычайно много времени для изменений. Так что я бы ускорил процессы.
Counter-Strike – это комьюнити. Valve должна прислушиваться к людям и учитывать их пожелания. Все постоянно говорят о маппуле и проблеме с читерами. И я не понимаю, почему они делают все так долго.
Вот чтобы разобраться со Snap Tap, им понадобилось пара месяцев, но проблема с читерами существует несколько лет, и ее никак не исправляют. Я реально не понимаю почему.
Так что на месте Valve я бы лучше прислушивался к комьюнити и пытался сделать игру более привлекательной для людей, которые тратят на нее деньги.
Телеграм-канал Даниила Савкина
«Люди восхищаются моей смелостью, но я не люблю хвастаться». Интервью с Фолленом
«Встал из-за компа и подумал, что все – прошли игру». Интервью с Адреном