«Люди восхищаются моей смелостью, но я не люблю хвастаться». Интервью с Фолленом

Даниил Савкин поговорил с легендой.

Писать большое и пафосное вступление тут явно ни к чему. Это интервью с Фолленом с BB Dacha CS2 от FISSURE  записано 28 августа.

– Ты играл на гитаре после матча с Eternal Fire на BB Dacha. Расскажи про увлечение музыкой.

– В детстве я учился играть на гитаре, пока не познакомился с CS. Недавно стал учиться игре на пианино, но на гитаре получается лучше.

– Какая у тебя любимая группа?

– В Бразилии есть группа Charlie Brown Jr. Вообще, бразильская музыка очень хорошая. Из небразильского нравится Linkin Park, Coldplay.

– Ты был в Саудовской Аравии, где играл с Неймаром. Как оно?

– Было прикольно. Мы участвовали в шоу-матче. Неймар играл в CS, Rocket League и Tekken. Я катал с ним в СS 2 на 2, а потом он победил в Tekken, так что он выиграл шоу-матч.

– Неймар хорош в CS?

– Он очень хорош. Он часто играет в CS по вечерам.

– Ты можешь назвать Неймара своим другом?

– Друг слишком сильное слово. Нам нравится общаться, но, мне кажется, сложно дружить с человеком, который настолько популярен.

Загружаю...

– Ты единственный каэсер, который играл на про-уровне в 4 версии CS: 1.6, Source, GO, CS 2. Расположи их от худшей к лучшей.

– Всякий раз, когда игра обновляется, она становится лучше. Когда мы пересели с CS 1.6 на CS:GO, она была сырой, и мы думали, что ничего не поменяется, но буквально после пары апдейтов CS:GO стала ощутимо лучше. А CS 2 уже лучше, чем CS:GO.

– Но ты все-таки выбрал 1.6, а не Source.

– Я пробовал играть в Source, и он мне нравился, но все-таки предпочел 1.6

– Плюс ты играл Crossfire. Как тебе эта игра?

– В Бразилии было время, когда Gaules хостил турниры – они назывались X5, и там было много разных игр. CS в Бразилии был при смерти, а я хотел соревноваться. Crossfire очень похож на CS: 5 на 5, FPS, сценарий с закладкой бомбы. Влиться в игру было несложно, это просто была мини-версия CS.

– Как по мне, очень милый факт из твоей карьеры: ты звонил отцу Колдзеры, чтобы он отпустил его в Америку. Помнишь детали разговора?

Загружаю...

– Родители, чей ребенок уезжает за границу, всегда за него боятся. У отца Колдзеры были небольшие сомнения по поводу условий, в которых мы будем жить, и чем мы занимались. Но общее представление у него уже было, так что разговор прошел буднично. 

– С отцами других игроков общался?

– Не припомню. Думаю, отец Колдзеры в этом плане выделяется.

– Решиться на переезд в Штаты было сложно?

– Переезд был очень легким решением. До этого мы ездили на турниры во Францию, США и Польшу, где выступили хорошо. Затем мы вернулись в Бразилию, а там было негде играть. Так что когда появилась возможность играть ESEA в Северной Америке, мы сразу же переехали. Мы знали, что нам надо двигаться дальше, чтобы сохранить прогресс.

– C какими трудностями вы столкнулись?

– У нас были очень ограниченные возможности. С домом нам помог наш менеджер Рикардо Dead. Это было самое важное, потому что у нас не было много денег, но талант и страсть победили. Нам пришлось преодолеть множество трудностей, но не было ничего, с чем мы не смогли бы справиться.

– Как думаешь, почему после 2017 года, когда вы всех обыгрывали, ни один из участников того состава больше не добился прежних высот?

– В то время у нас было нечто особенное. Все игроки были на пике формы, мы играли в свой лучший CS. У нас было представление о том, как играть в эту игру. И оно было немного лучше, чем у других команд, но в конце концов они догнали нас. 

Еще повлияло, что наши приоритеты изменились. Мы начали уделять время не только CS, и это абсолютно нормально. Невероятно трудно фокусироваться на чем-то одном все время.

Все в этом мире имеет цикл. Причина, по которой мы не добились прежних результатов, проста – это очень трудно. Да и CS развивается, по всему миру появляется много игроков, увеличивается количество интернациональных команд и талантов. 

Загружаю...

– Ты стал играть в интернациональной команде в MIBR, когда к вам пришли Tarik и Stewie2k. Это было верное решение?

– Не считаю, что это было неверное решение. В итоге много команд стали интернациональными.

Тогда мы взяли очень хороших игроков. Stewie и Tarik играли невероятно. Но чего не хватило мне, Колдзере и Феру, так это терпения. Мы слишком быстро захотели камбэкнуть на топ-уровень, где находились несколько лет. Было чувство, что мы играли гораздо хуже из-за перехода на английский, и мы решили вернуться к португальскому.

Может, это было не лучшее решение, но и не худшее точно. Мы могли достичь большего, если бы дали себе больше времени.

– Как будто бразильцам сложно играть в интернациональных командах.

– Определенно. Я думаю, что на английском уходит больше времени на восприятие, а затем на реакцию на происходящее – так теряется время и скорость. Бразильцам сложно говорить на португальском, а потом внезапно переходить на английский. Нужно адаптироваться. Самая большая разница в том, что мы используем слишком много слов, чтобы объяснить мысль. В английском языке можно выразиться несколькими словами.

– Это только языковая проблема? Ведь бразильский и европейский CS очень разные.

–Да, культурологический аспект тоже имеет место. Когда мы разговариваем, мы используем много слов, меняем громкость и тон голоса. Все же большая часть связана с пониманием совершенно другого языка.

Загружаю...

– И все-таки. Другие бразильцы говорили мне, что в ваших командах игроки чувствуют себя семьей.

– Дело в том, что я из старшего поколения. Сейчас все по-другому. Все команды очень профессиональные. Я бы сказал, что, возможно, некоторые организации сейчас больше, чем игроки. А раньше было наоборот. Мы могли выбирать, где будем играть, потому что игроки значили гораздо больше, чем клуб. Отношения между игроками и организацией были совсем другими.

Но для нас в Бразилии всегда оставалось важным поддерживать друг друга во всем. Игроки всегда горели одной целью. Наш путь на вершину и те условия, что были у нас, сильно отличаются от сегодняшних.

– К вам же чуть не перешли S1mple и Flamie.

– Было бы здорово поиграть с ними. S1mple – очень сложный человек, но каким бы сложным он ни был, он очень талантлив, верно? Он, наверное, величайший из всех, кто когда-либо играл в эту игру. Мне было бы любопытно посмотреть, как он адаптируется. Я не уверен, что это сработало бы, но было бы интересно попробовать. В то время нам нравился и Flamie, он был очень хорошим опорником с сильным аимом. Во всех матчах c NAVI играть против него было сложно.

– Кто был бы главным снайпером в этой команде?

– Роль главного снайпера, скорее всего, отошла бы Симплу. У меня был опыт игры на других ролях. И это помогло мне понять, что делают другие игроки и команда и что думают соперники. Но да, забирать AWP у Симпла нельзя.

– В MIBR и Liquid английский был для тебя проблемой, хоть у тебя и очень высокий уровень?

Загружаю...

– Когда ты коллишь, нужно проговаривать очень много мелочей. Не буду врать, были моменты, когда на английском мне было сложно быть лучшей версией себя. К примеру, иногда я говорил слишком быстро.

Английский определенно добавляет трудности, особенно для тех, кто раньше всегда говорил только на родном языке. Но к этому можно привыкнуть. Я смотрел тимспики других команд – например, Faze, Karrigan недавно запостил; в игре они говорят гораздо меньше, чем мы. Как будто в английском люди пытаются выражаться емче, сказать много, при этом используя мало слов.

– Как оценишь период в Liquid?

– Хороший опыт. Мы могли играть лучше. Я вынес несколько уроков оттуда – как я мог вести команду и разрешать проблемы. Думаю, что если бы я был немного тверже в своем мнении и поведении, то, возможно, другие игроки вели бы себя по-другому. Но также я считаю, что я должен был измениться и сам, чтобы все заработало. 

Работать с Liquid было прекрасно – игроки, весь стафф, организация, условия, все было на высшем уровне.

– Для людей в Южной Америки и Бразилии ты – икона, Бог. Как тебе с этим живется?

– Мне очень приятно и лестно. Думаю, мой профессионализм, который я демонстрировал на протяжении карьеры, говорит сам за себя. Люди восхищаются моей смелостью – я ведь начал так рано и сам не был уверен в том, что делаю. Моя страсть к игре и энтузиазм до сих пор движут мной. Я правда очень ценю поддержку, которую получаю от всех.

– Я разговаривал с Бигузерой и Писмейкером. Они говорят, что ты – скромный человек, который не сильно любит рассказывать, что ты сделал для сцены.

– Да, я не люблю хвастаться, хотя бы потому что я не делал ничего в одиночку. На протяжении карьеры мне помогало очень много разных людей – либо играли со мной, либо поддерживали мои проекты. В жизни ты ничего не делаешь в одиночку, даже если ты лидер. Никогда нельзя забывать, с кем ты начинал.

Загружаю...

– Как часто бразильские игроки приходят к тебе за советом?

– Я очень долго на сцене, так что помогал некоторым игрокам, но, в целом, их не так много. Я же еще делаю много онлайн-контента, который в основном направлен на развитие начинающих команд и игроков.

– Как бы ты оценил уровень бразильского CS прямо сейчас?

– По сравнению с прошлыми годами, уровень довольно высокий. У нас нет топ-команды, как было в мое время – это правда. Но в Бразилии много хороших команд. Кстати, выход CS 2 этому помог – игра стала доступнее.

– В чем главная проблема бразильского CS?

– Главная проблема бразильского СS? Наверное, проблемно собрать топ-игроков в одной команде – c этим было тяжко в последние годы. Плюс мы вынуждены жить в Европе, чтобы иметь возможность тренироваться с лучшими командами. Это сильно влияет на личную жизнь. Мы живем на буткемпах – это морально тяжело.

– Я слышал, что у бразильских игроков огромные отступные. Это правда?

–Да, в Бразилии топовые организации, за которых играют главные таланты региона, не хотят отпускать игроков, что вполне объяснимо. Kscerato и Yuuirh играют за Furia много лет и никуда не уходят. Затем появилось следующее поколение игроков. Например, Biguzera. Еще когда меня не было в Furia, я не уверен, но они вели переговоры и не смогли его забрать. То же самое с Insani из MIBR.

Загружаю...

Очень трудно собрать всех лучших в одной команде. Это бизнес, плюс командам нужно сохранять этих игроков, чтобы оставаться на плаву. 

– Жалеешь ли о чем-то в своей карьере?

– Разве что жалею, что раньше не ходил в зал. Я бы мог уделять больше внимания здоровью, особенно спине. Но в прошлое нельзя вернуться, зато всегда можно что-то изменить здесь и сейчас!

– Когда ты начал ходить в зал?

– Я как бы ходил и не ходил пару лет. Бывает, что похожу пару месяцев, а потом забью на несколько недель. Сейчас как раз такой период, но я хочу снова вернуться в зал.

– Главное воспоминание твоей карьеры?

– Должно быть, победы на мейджорах. Особенно на первом в Коламбусе. Карабкаться в топ гораздо интереснее, чем в нем оставаться.

– Какой матч в карьере ты хотел бы переиграть?

– Сложно. Было много поражений, когда мы должны были побеждать. Может быть, проигрыш Cloud9 в Сан-Паулу. У нас было все, чтобы выиграть, но мы залили свой матч. На том турнире мы не были сфокусированы на 100 процентов.

Еще был матч на мейджоре в Бостоне – тоже с Cloud9. Мы играли четвертьфинал и полуфинал в один день, и мы были единственной командой с таким странным расписанием. Все остальные были отдохнувшими. 

– У тебя есть цели в CS, которые ты еще не достиг?

– Хочу оставаться в топе настолько долго, насколько это возможно, и что-нибудь выиграть до завершения карьеры. Следующий мейджор, к примеру. Это то, о чем я мечтаю.

– Несколько лет назад ты сказал, что поиграешь еще годик и закончишь карьеру. Сейчас ты все еще играешь, ты все еще в Furia – каков твой план?

Загружаю...

– Мой план – отыграть этот и следующий cезон за Furia, а там посмотрим. Может, продолжу или перейду на другую роль. Все зависит от того, как хорошо у меня получится совмещать карьеру и личную жизнь. Прямо сейчас я полностью сфокусирован на том, чтобы становиться лучше – так было всю мою карьеру. Пока CS – мой приоритет номер один, я буду выступать на высшем уровне.

– Как у тебя с мотивацией?

– Мотивация всегда меняется. В разные периоды мотивация зависит от разных вещей. Сейчас я мотивирован на максимум и пытаюсь наслаждаться процессом.

– Релиз CS 2 повысил мотивацию?

– Поначалу я задавался вопросом: хочу ли я разбираться в новой игре? Я думал об этом, но потом попробовал сыграть, у меня неплохо получилось в первых матчах, и мне понравилось. Так что на этот вопрос я себе ответил. Сейчас мне очень нравится CS 2.

– Как думаешь, ты будешь хорошим тренером?

– Думаю, да. Но я не хочу становиться тренером сразу после завершения карьеры, потому что это очень похоже на жизнь игрока. Если я сразу стану тренером, мне будет сложно заниматься другими вещами, снова придется жить вдали от семьи – а это самое сложное. Когда я закончу, семья будет на первом месте.

– Кто для тебя лучший тренер прямо сейчас?

– Сложно не сказать, что это Блейд. Он смог добиться результатов с NAVI не один, а два или три раза. Пока Zonic не пришел в Falcons, он был рядом с Блейдом, Zonic был очень хорош.

– Ты круто выступил на BetBoom Dacha, но в последнее время твоя статистика не так хороша. Как бы ты оценил свою форму?

– Я думаю, что сейчас играю очень хорошо. У меня получается приносить больше импакта с AWP. Я делаю много вещей как в игре, так и за ее пределами – они часто остаются незамеченными, но зато теперь на сервере видны их плоды.

Загружаю...

– Когда-нибудь задумывался сменить роль на рифлера и отдать AWP кому-нибудь другому?

– Да, несколько раз я думал об этом. Но мне нравятся игроки, которые сейчас есть в команде, так что становиться рифлером и отдавать AWP просто бессмысленно. Если бы я хотел быть капитаном а-ля Karrigan, мне бы пришлось занять роли Chelo. Но я уверен в себе как в снайпере.

* * *

– Представь, что тебя взяли на работу в Valve. Что бы ты сделал в первую очередь?

– Хороший вопрос. Я думаю, они должны решить проблему с читерами. Они усердно работали над этим, но им следует стараться еще больше. Я бы наладил общение между Valve и игроками. Нужно больше общаться, в этом направлении они тоже работают, как мне кажется.

Честно говоря, я большой поклонник Valve. Я знаю, что они сами по себе, они немного закрыты, но мне действительно нравится, что они делают.

– Ты когда-нибудь общался с Valve?

– Я работал с Valve – я запускал несколько официальных продуктов для CS:GO и CS 2 на бразильском рынке, ну и виделся с ними на мейджоре. Valve считает, что я способствовал успеху игры, и ценят меня, и точно так же мне очень нравится их работа.

Телеграм-канал Даниил Савкина

«Встал из-за компа и подумал, что все – прошли игру». Интервью с Адреном

«Все пацаны рано или поздно начинают играть в Counter-Strike». Интервью с капитаном турецкого CS

Фото: BetBoom Dacha by FISSURE, соцсети Фоллена