8 лучших фильмов и сериалов лета, которые вы могли пропустить

Ужасы, фэнтези для зумеров и новый Лантимос.

В последнюю неделю лета мы вновь запустили премию Кибер Best. На большом голосовании определим лучших представителей киберспортивного сообщества, выберем лучшие игры, сериалы и фильмы. 

📌 Все голосования Кибер Best: голосуйте за лучших в киберспорте, играх и кино!

Сегодня мы вспоминаем интересные фильмы и сериалы лета 2024 года, которые не оказались среди номинантов в общем конкурсе, но заслуживают внимания и зрительской любви.    

Фантасмас

Стендапер и сценарист Хулио Торрес выпустил безумный сериал на HBO Max. В «Фантасмасе» (альтернативное название – «Призраки») почти нет сюжета, только забавные сюрреалистические скетчи. Пол Дано, Алекса Деми, Стив Бушеми, Эмма Стоун и Джулия Фокс играют эпизодические роли городских сумасшедших и героев телешоу из параллельной реальности. Все они становятся участниками социального комментария. Торрес доводит до абсурда недостатки современной культуры за счет футуристического сеттинга и вкрапления мистических элементов.

Загружаю...

Несмотря на критический запал, «Фантасмас» до финала напрочь лишен серьезности. Сериал остроумно высмеивает телевидение, корпорации, социальную политику, бюрократию, но не грузит зрителя никакими умными выводами. Наоборот, удивляет нетривиальной формой и необычным подходом к повествованию.

Виды доброты

Йоргос Лантимос, режиссер греческой странной волны, выпустил второй за год фильм про чудаковатых персонажей. В отличие от «Бедных-несчастных», «Виды доброты» не отличаются сложностью постановки. Режиссер здесь возвращается к корням, вспоминая темы и эстетику первых своих работ – «Клыка» и «Альп». И приглашает на роль сценариста своего давнего единомышленника Эфтимиса Филиппу.

На этот раз Лантимос не рисует фантастический мир, а использует реалистичные методы съемки. Он показывает ненормальные события, сверхъестественные случаи и эпизоды зверского насилия как совершенно обыденные явления для нашего поехавшего мира.

В основе фильма три анекдотические новеллы, рассказанные с мрачной интонацией. Первый герой не знает, как жить, и ежедневно следует указаниям своего наставника. Другой подозревает, что его жену подменили. А героиня финальной новеллы ищет девушку из своего сна, способную воскрешать мертвых. Каждый герой идет на преступление ради своей странной мечты. Где среди этих одержимых чудил содержатся «виды доброты» – вопрос уже к зрителю. А мы лишь скажем, что это необычайно эксцентричное кино, которое в духе Лантимоса ломает все шаблоны.

Моя Леди Джейн

Экранизация одноименного young adult романа, тихий хит Amazon Prime. Настолько тихий, что его не стали продлевать на второй сезон. А жаль, такого необычного и игривого исторического фэнтези мы еще не видели. Авторы вольно интерпретируют британскую историю XVI века, снабжая сеттинг современной инфантильностью, темой сексуального раскрепощения и романтикой в духе «Бриджертонов». (Учить историю по сериалу не стоит.) Вместо противостояния католиков и протестантов – вражда этианцев, способных превращаться в зверей, и обычных людей – веритийцев. 

Загружаю...

Главная героиня Джейн свободолюбива и крайне умна. Девушка бежит от перспективного жениха, сына лорда Дадли, чтобы найти истинную любовь в прериях фэнтезийного мира. Сердце героини начинает биться чаще, когда она встречает истинного «жеребца» – красавчика Гилфорджа, этианца, который перевоплощается в коня. 

Женщина в озере

1960-е. Еврейская домохозяйка Мэдди Шварц наперекор мужу и сыну ввязывается в расследование похищения 11-летней еврейской девочки Тесси. Тело ребенка находят возле озера. Вскоре в окрестностях Балтимора случается другое убийство, жертва – афроамериканка Клео Джонсон. В итоге Мэдди бросает семью и домохозяйство, чтобы стать журналисткой и самостоятельно найти убийцу. 

Как и оригинальный роман Лоры Липпман, драма Apple TV+ старательно реконструирует социальный контекст, воспитавший монстра-убийцу. Поэтому это не совсем детективная история. Сценаристам интереснее исследовать характеры главных героинь, переплетения их судеб, настроение эпохи. Режиссеры удачно выстраивают параллели между современностью и 1960-ми через линии классового и расового неравенства. В результате шоу хорошо выдерживает баланс между триллером и драмой, сохраняя интригу до финала.

Тихое место: День первый

Приквел фильмов Джона Красински следует за Сэм, больной раком. Перед смертью она хочет добраться до пиццерии в Гарлеме, где проводила уютные вечера вместе с отцом. Но в тот же день Нью-Йорк захватывают пришельцы. Объединившись с напуганным студентом Эриком, Сэм и ее котик отправляются в смертельно опасное путешествие. Пусть героине нечего терять, она не готова расставаться со своими воспоминаниями о детстве.  

Загружаю...

Режиссер Майкл Сарноски погружает вечно шумный Нью-Йорк в тишину. Даже котик понимает масштаб катастрофы, не мяукает и беззвучно ходит по разрушенному мегаполису. Сарноски не меняет настроение франшизы, вновь обращаясь к частной истории, но заметно усиливает драматизм. Поставить в центр фильма-катастрофы умирающую девушку – вроде дешевый прием, но как он работает! Благодаря ему «День первый» избегает типичного для апокалиптических блокбастеров пафоса, а рассказывает трогательную и разбивающую сердце историю о любви, жизненных лишениях и способах борьбы с ними. 

Проклятие «Зов могилы»

Страшный южнокорейский хоррор, раскапывающий травмы общества и истории страны. Семья Пак переехала из Южной Кореи в США. Но их дом настигло несчастье. Глава семейства нанимает девушку-мудан (шаманку) Ли Хва Рим и ее помощника Юн Бон Гиля, чтобы выяснить, в чем причина проклятия. Медиум чувствует, что Паков преследует «зов могилы». А значит, им нужно вернуться на родину и перезахоронить недовольного родственника.  

Ли Хва подключает к делу владельца похоронного бюро Ко Ен Гына и геоманта Ким Сан Дока; они анализируют энергии почв и помогают найти удачное место для захоронения, чтобы все было по фэншую и потокам стихий. Добравшись до могилы Паков, Сан Док и Хва Рим чувствуют неладное. Пейзаж и правда малоприятный: сухая земля, мертвые деревья, лисы бродят по округе, указывая на присутствие злых сил. От страха никто уже не хочет браться за лопаты – и не зря. Оказавшись на поверхности, жуткая могила запустила в мир опасную энергию.

Этот хоррор кишит неизведанными жанром идеями и приемами. Фильм с каждой сценой наращивает мощь, сюжет усложняется и насыщается смыслами. А события становятся все более непредсказуемыми и опасными. Стоит героям выдохнуть и отпустить все страхи, как зло снова заявляет о себе. Поэтому смотрите, но будьте начеку, ведь духи «Зова могилы» умело отвлекают внимание, пока заползают под кожу.   

Загружаю...

Кукушка

Если вы устали от классических ужастиков про экзорцизм, приведения и мистику, «Кукушка» – то, что вам нужно. Невероятно стильный хоррор Тильмана Сингера, насыщенный скримерами и действующий на нервы специфическим саунд-дизайном. 17-летняя Гретхен вместе с отцом, мачехой и сводной сестрой Альмой переезжает в Альпы, где их встречает владелец местной гостиницы, герр Кенинг. Подозрительный тип нанимает Гретхен на работу, и в тот же вечер в отеле начинаются странности. А по пути домой за девушкой начинает гнаться странная женщина в плаще и очках. То ли призрак, то ли чудовище, но незнакомка, как оказалось, терроризирует округу годами, гипнотизируя и убивая людей. 

Фильм Сингера настолько переполнен идеями, что, по сути, с каждым зрителем вступает в личный диалог. Через линию Гретхен «Кукушка» раскрывает опыт проживания утраты и травмы – типичный ход для фильмов ужасов последнего десятилетия. Через герра Кенинга режиссер осуждает патриархат, контролирующий женское тело и их репродуктивную функцию. И все эти линии странно переплетаются в злобный эко-хоррор, демонстрирующий жестокость человечества по отношению к природе.  

Я видел свет телевизора

Новый фильм Джейн Шенбрун, снявшей артовый хоррор «Мы все идем на всемирную выставку», вновь посвящен подростковому одиночеству, трудностям самоидентификации и влиянию визуальных медиа. 1996-й. Семиклассник Оуэн встречает единомышленницу, старшеклассницу Мэдди, повернутую на телешоу «Розовый непрозрачный». Оуэн тоже подсаживается на сериал и становится одержимым им.

Нездоровые отношения подростка с поп-культурным феноменом – далеко не единственная проблема, обсуждаемая в фильме. Шенбрун говорит о потерянном во времени поколении, застрявшем между VHS и цифровой эпохами. О людях, которые боятся сделать шаг в реальный мир, проживая всю жизнь в виртуальном пространстве.

Загружаю...

Настоящее ускользает. И это движение времени Шенбрун подчеркивает незаметной сменой возраста Оуэна, который из мальчишки-интроверта превращается в забитого жизнью усталого взрослого. Шенбрун превращает настоящее в сновидение, если не в крипипасту. И вводит зрителя в гипноз. Помогает в этом притягательная визуальность фильма: неуютная субурбия из «Донни Дарко» или «Гуммо», ожившие телевизионные миры, как в «Видеодроме» Кроненберга, и сюрреалистичные элементы, подсмотренные у Дэвида Линча. 

* * *

Какие фильмы и сериалы скрасили ваше лето? Номинанты премии Кибер Best

Malr1ne, Pure или Dyrachyo? Выбирай лучшего российского дотера этого лета

Хэдшоты Донка или флики Монеси? Выбираем лучшего российского каэсера лета