«Зачинщики» – обаятельная криминальная комедия, которая не умеет удивлять

От режиссера «Мистер и миссис Смит» и «Грани будущего».

На Apple TV+ вышли «Зачинщики» – комедия про криминальный Бостон с бессовестным количеством классных актеров. Рассказываем, что получилось и не получилось у нового фильма Дага Лаймана, который изо всех сил стремится походить на лучшие картины Тарантино и братьев Коэнов.

Загружаю...

О чем «Зачинщики»?

Двух неудачников – депрессивного, туповатого бывшего морпеха (Дэймон) и говорливого мелкого преступника (Аффлек) – нанимают для ограбления вечеринки в честь переизбрания коррумпированного мэра Бостона. Все, естественно, идет не по плану: глава города неожиданно проигрывает, денег на месте нет, так еще случайно гибнет шеф местной полиции. Теперь за горе-грабителями охотятся бандиты, полиция и люди мэра. Дальше по законам жанра – погони, перестрелки, комичные ситуации, тарантиновские диалоги и харизматичные персонажи.

Кто это сделал 

«Зачинщики» – очередной фильм бостонского трио из братьев Аффлеков и Дэймона; они вместе работали еще в середине 90-х над оскароносным «Умницей Уиллом Хантингом». Кейси и Мэтт не только сыграли главные роли: первый написал сценарий, а второй вместе с Беном продюсировал.

Поставил картину Даг Лайман, который давно утвердился в статусе режиссера абсолютно разных (от «Мистер и миссис Смит» и «Грани будущего» до «Дома у дороги»), но неизменно успешных блокбастеров. 

Какими получились «Зачинщики»?

Обаятельной криминальной комедией, которая, однако, немного блекнет на фоне лучших представителей жанра. Это предельно олдскульное кино, снятое по канонам, что одновременно хорошо и плохо. Юмор без особенно запоминающихся моментов, но легкий, живой и, когда нужно, абсурдный. Пара отличных погонь. Парад харизматичных второстепенных персонажей – от Винга Реймза в роли плохого Шафта на броневике до Майкла Стулбарга в сутенерской шубе. 

Загружаю...

Химия между Дэймоном и Аффлеком – вовсе главная причина смотреть «Зачинщиков». Они не выдают что-то умопомрачительное, но оба здорово дополняют друг друга – дуэт яркий и какой-то по-семейному милый. Даже через экран чувствуется, что они не только прекрасные актеры, но и большие друзья.

В «Зачинщиках» есть несколько абсолютно великолепных сцен. К примеру, в одной герои вместо ограбления долго и комично спорят, есть ли кто-то внутри инкассаторской машины. В другой устраивают сеанс психоанализа, сидя в окружении десятков полицейских. 

А вот все, что между яркими сценами, – сплошная тягомотина. Лайман не смог из мозаики сцен, персонажей и диалогов собрать полноценную картину. Ритм постоянно провисает, сюжет напоминает перечисление штампов: у одного проблемы с сыном, у другого с алкоголем, коррумпированный мэр коррумпирован, а бандиты для прикрытия торгуют пончиками. Сложно отделаться от мысли, что фильм просто тратит твое время. 

Даг Лайман, выдавая неплохой экшен, будто отказывается интересно ставить диалоги, отдавая все на откуп импровизации Дэймона и Аффлека – и герои просто говорят, много говорят. А диалоги в «Зачинщиках» не всегда сильные, как в той сцене про инкассаторскую машину.

Сюжет не просто вторичен – вы угадаете все повороты, увидите все клише бадди-муви и поразитесь количеству белых пятен. Не очень понятно, как в таких условиях сопереживать героям.

Там, где Тарантино выдает ликбез по культуре, политике, кино, а также смущает, вызывает дискомфорт и заливает экран кровью, «Зачинщики» ограничиваются парой выстрелов и скромными оммажами к лентам про криминальный Бостон. 

Вместо чего-то безумного, странного и при этом до абсурдного реалистичного (вроде банды немецкой техно-поп группы Autobahn с Фли в латексе из «Большого Лебовски») у нас тут мэр-коррупционер. Самый странный персонаж – Пол Уолтер Хаузер в роли шепелявящего бандита с золотой цепочкой, который даже уха никому не отрезал.

Загружаю...

«Зачинщики» – слишком прилизанный, рафинированный, правильный голливудский фильм. Ни сценарий Кейси Аффлека, ни режиссура Лаймана не дают этой безусловно очаровательной и приятной криминальной комедии стать чем-то большим, чем просто фильмом на вечер. Впрочем, это тоже неплохо.

Еще по теме

«Дэдпул и Росомаха» спасли Marvel: шикарные камео, связь с «Локи» и Людьми Икс – верхушка айсберга

«Собиратель душ» с Николасом Кейджем – главная хоррор-сенсация года

«Игры» – это «Чернобыль» и «Ла-Ла Ленд». Новый сериал про Олимпиаду-80 прекрасен