«В Доту пора прекратить добавлять новые вещи». Интервью с NS – о золотых временах Доты

Руслан Керимов поговорил с легендой.

Ярослав «NS» Кузнецов снова сверкает на Riyadh Masters 2024 и «Старперхабе», организованном при поддержке BetBoom. В один из дней плей-офф турнира мы созвонились с Яриком и приятно поговорили:

  • о проблемах нынешнего сезона;
  • почему система DPC была лучше;
  • символизме Рияда;
  • почему BetBoom Team надо было кикать Найтфолла, а не Пьюра;
  • золотых временах Доты;
  • почему Доту пора перестать менять.

– Как тебе Рияд пока что?

– Да нормально. Турнир неплохой. Хорошая конкурентность на нем, что радует. А остальное не так уж и важно.

– А как тебе формат?

– Я уже много раз говорил, что мне не нравится этот формат с бесконечными группами, но мы попались в ловушку. Кто-то придумал такой формат в Доте, и он постоянно имеется. 

Загружаю...

Поэтому никуда не уйти от него. Но вообще я не фанат этого формата, мне он совсем не импонирует. Слишком много матчей, как-то замыливается глаз. Половину турнира, который идет две недели, ты смотришь на матчи, которые ничего не решают.

Хочется, чтобы ты включал турнир, и в каждом матче понимал, что люди борются за что-то конкретное. Тут, к сожалению, такого не наблюдается практически никогда. У тебя за что-то конкретное, прямо конкретно-конкретное, игры только в сетке лузеров. Потому что даже в виннерах ты смотришь на это и думаешь: «Да и ладно, в лузера упадут. Пофиг». 

А я уж не говорю про эти две группы, бесконечные Bo2 и так далее.

– На PGL Wallachia была «швейцарка». Как думаешь, почему только PGL и только сейчас додумалась так сделать? 

– Честно сказать, я знаю вполне конкретно, почему играется система с длинными группами, Bo2 и так далее. Это одновременно плюс для студий и для турнирных операторов: много игр, много матчей, много часов просмотра, много стримов – это все статистика, которую легко продать. Мало матчей, мало игр, мало стримов – мало статистики. Сложнее продать. Тут не надо быть особо гением, чтобы это понимать. 

Но вторая причина – это ставки, на самом деле. Чем больше игр, тем больше ставок, наверное. У нас сейчас букмекеры – неотъемлемая часть киберспорта, они много всего спонсируют: команды, турниры, инфлюенсеров... 

Эти две причины ясны, но они мне, как зрителю… Мне какая разница, какие там причины? Я хочу смотреть на более стремительные, скоростные и интригующие форматы, где каждый матч что-то решает и конкретно за что-то играется. А не когда «Bo2, да пофигу, у них еще 7 матчей впереди, да насрать».

А потом в последние два дня одной из команд вообще не важно, какие у них будут результаты, потому что она либо уже вышла, либо уже вылетела. И ты такой: «Это вообще смотреть смысла нет. Нахрен они играют – тоже неизвестно».

Загружаю...

– Видел, как после вылета команд плющат треугольные ключи? 

– Я так понимаю, это какой-то символизм. У каждой команды есть свой логотип, и победитель плющит логотип оппонента. Мы предположили, что логотип победителей вставят в трофей. 

– Это на самом деле не логотип! Это просто треугольник, они у всех одинаковые. Когда команда вылетает, ее треугольник плющит тот, кто ее выбил. И потом эти треугольники уходят внутрь обелиска, который стоит в Эр-Рияде, их заливают эпоксидной смолой, и они остаются в качестве наследия. А команда, которая побеждает на турнире, выбирает себе три любых и вставляет в подставку своего трофея.

Более подробное объяснение – по этой ссылке

– Прикольно, это как железный трон. Почему бы и нет? Не вижу в этом ничего плохого. Это что-то новенькое. Я бы не стал из этого раздувать что-то невероятное «Вот это да, вот это они придумали, жесть! Я возбужден и обескуражен. Теперь не смогу уснуть, буду думать о треугольниках сплющенных». В целом какая-то новая фишка. Она довольно прикольная.

Правда, сжимание их в этом прессе не выглядит эпично. Было бы круче, если бы их огнеметом плавило. Что-то такое более красивее. Потому что когда Аме подошел, нажал педальку и стоял смотрел – это не выглядит, как эпик. Но это так, побухтеть на старости лет. 

Загружаю...

– Хорош ли символизм, который надо так долго объяснять?

– Ничего такого. Если бы кто-то объяснял, например, что такое железный трон, и тоже сказали бы мне: у каждого побежденного лорда отнимали фамильный меч и вплавляли в этот железный трон. Тоже как будто надо объяснять, что это за мечи. Не выглядит, как что-то сложное для объяснения, я все понял.

– А ты не устал за полгода бесконечного марафона Доты? Просыпаться, засыпать, все свободное и несвободное время проводить под Доту.

– С одной стороны душные правила, которые придумал Paragon и не только он уже, которые не позволяют комьюнити-кастить часть турниров. Фактически позволяют, но это просто очень неудобно с миллиардом ограничений, дилеем. 

Получается, половина турниров не кастится, а значит, не настолько и много их было. Турниры ESL, Дримлиги я не кастил вообще. А это была половина турниров за год. 

Но турниров много. Я осознал, что система DPC была лучше для зрителя. Она была более конкретная, понятная. Вот у тебя месяц-полтора сезон, четко знаешь, кто когда играет, четко знаешь, кто за что играет. В конце сезона конкретная точка в виде мажора, где соберутся лучшие команды с каждого региона. И выяснят, кто из них лучший, какой регион самый сильный. 

И тир-2 сцена более понятно существует, у нее все время есть второй дивизион. И все понимают четкий путь из второго в первый. Все понимают, что есть слот во втором дивизионе, например, и есть где играть – будут какие-то призовые.

А теперь у тебя только тир-1 турниры, тир-2 команд там просто нет. Есть какие-то турниры, но на фоне огромного количества тир-1 турниров на те всем просто насрать, их никто не смотрит. Разве что там B8 играет. Кто в курсе про EPL, RES-лиги и прочее? Ну вот я в курсе, а так никто их не смотрит. 

Загружаю...

У тебя параллельно с этими лигами идет Рияд, а параллельно с EPL идет Дримлига. Все время идет тир-1 турнир, а тир-2 сцена абсолютно никому не нужна и не интересна. Никто даже не в курсе, что там происходит. 

Много минусов, а плюсы испытывают и кайфуют только тир-1 команды. Всегда есть тир-1 турниры, всегда есть призовые. Им не скучно. 

Но уже и зрители подустали от такого обилия, и тир-2 сцена, которая тоже важна, пострадала сильно. Короче, я понял, что DPC-лиги были лучше.

– Ты недавно с разницей в 4 дня сначала назвал Миеро лучшей заменой Пьюра, а потом плохой. Давай определимся!

– Люди любят все вырывать из контекста. Я когда-то говорил, и это не только мое мнение было, что Miero – это неплохая замена для Пьюра. Потому что у них было три жадных кора – и не очень хорошо получалось. Видимо, проблемы были с этим. На трех коров в ряде игр не хватает денег на карте. Учитывая, что и саппорты сейчас фармят, слишком жадно. 

Миеро как замена Пьюра выглядел неплохим вариантом, потому что он не такой жадный. Он может больше в полусаппорта какого-то отыграть с оффлейна. Я говорил, что мне кажется, что это хорошая замена будет. В принципе результаты на короткой дистанции были у них неплохие, и выглядело, будто это действительно в плюс. 

Но со временем у меня сложилось впечатление, что все-таки Пьюр сам по себе был очень полезным кадром. Это не то чтобы я вдруг разуверился в замене Миеро на Пьюра, нет! Тут, возможно, стоило просто Найтфолла кикнуть и вместо него оставить Пьюра. 

Я скорее это имел в виду, а не то, что надо все оставить как есть. Как есть они не могли оставить, судя по всему, потому что у них накопились противоречия какие-то. Судя по каким-то полуслухам, конкретно Пьюр и Найтфолл перестали стакаться. Тусовка, которая с Найтфоллом – это Сэйв и, вероятно, Торонтотокио. И вот Пьюр, который к ним немного в оппозицию встал. Но ты один троих не победишь внутри коллектива, естественно. Как ты обоснуешь менеджменту «кикай вот их всех»?

Загружаю...

Конечно, уходишь ты в такой ситуации. Ты либо заваливаешь немножко хлебало свое, говоришь: «Ладно, парни, буду делать, как вы хотите, и все». Либо уходишь. Судя по всему, случилось второе. Но мне кажется, что Пьюр – очень-очень-очень перспективный игрок. Стоило держаться менеджменту в итоге за Пьюра в первую очередь и его слушать. А не всех, кто против него. 

А к Миеро конкретно претензий у меня нет. Я думаю, что именно вот в этой команде Миеро лучше, чем Пьюр во всех этих условиях. Если бы Пьюр остался на оффлейне, у них было бы хуже. С Миеро у них получше получается.

– Как тебе формулировка про то, что Пьюра отправили «полечиться»?

– Ну, это стандарт. Тебя вот уволят нафиг с Кибера и, если ты при этом не насрешь под дверь вашему СЕО, директору, кто у вас там босс, то вряд ли тебя именно уволят. Тебе напишут «ушел по собственному желанию». Грубо говоря, это то же самое. 

Что-то заболел, приболел, не может играть, ой, уже на трансфере. Ну, ушел по собственному желанию. 

– Ты недавно говорил, что золотые времена Доты давно прошли. А что сейчас не так?

Загружаю...

– Это такое ощущение. Мне кажется, оно не только у меня. 

У нас очень резко прошла смена поколений. В первую очередь, я думал, из-за ковида. У нас была такая плеяда игроков, которая привыкла играть на ланах, лан-бойцы. С ними было тяжело. Это и Nigma, и Secret, бывшая OG и еще ряд игроков. Всякие Zai, Matumba, Arteezy и еще много кто. Легенды, которые были у нас в году 15-м, 16-м и, собственно, до ковида. 

Как только ковид бахнул, ланы прекратились, пошли онлайны, очень много людей резко сменилось. Вместо Secret – Gladiators, вместо Nigma – Liquid. Повсплывала куча народу, которые раньше и на ланы-то даже не доезжали. А тут вдруг они начали все выигрывать.

Я не говорю, что это плохо. Окей, они молодцы, но смена поколений произошла очень быстро. Куча звезд, у которых легендарный статус, просто пропали. А новые команды и игроки еще не обрели легендарный статус. 

Когда говорится про легенду, ты говоришь, например, Нотейл. Но погоди, Мипошка тоже два Инта выиграл. Или какой-нибудь Яторо. Да, но только Нотейл до двух Интов имел огромный бэкграунд уже, у него большая история, какие-то скандалы, смены команд, противоречия, мемы, взлеты, падения. А потом он выиграл два Инта. 

А Spirit просто выиграли два Инта, у них нет никакого бэкграунда. У Мипошки какой-то есть, но бэкграунд Мипошки не легендарен. А остальных даже никто не знал. Они просто появились и выиграли Инт, а потом еще Инт. Как-то язык не поворачивается пока назвать Яторо такой же легендой, как какого-нибудь Нотейла. 

Возможно, это субъективно, но мне кажется не настолько. Мне кажется, это общий нарратив. Что из-за резкой смены поколений мы потеряли миллион звезд и легенд, а новые еще не стали звездами и легендами в той же мере. Я связываю с этим. 

Есть и другие причины разнообразные. Я думаю, что и патчи были за историю Доты в тот период поинтереснее, чем то, во что мы сейчас играем в Доте. 

Загружаю...

– Тебе нравится практика ежегодных огромных патчей?

– Я противник на самом деле. Я считаю, что в Доту уже пора прекратить добавлять новые вещи, прекратить ее трясти вот так. Я не уверен, что это нужно. Может быть, я не прав. Возможно, статистика Valve говорит, что это нужно, все они делают правильно. Но со стороны выглядит, будто это все на хер не нужно. 

Дота имеет не очень большой приток молодых игроков. Свежая кровь в Доту поступает постольку-поскольку, скажем так. Они не рекламируют свою игру. Не будет секретом, что она мертва почти во всем мире, кроме нескольких регионов. В том числе нашего.

Поэтому у нас средний зритель – у него складывается, возможно, ощущение, что Дота – самая популярная игра в мире, что не имеет ничего общего с действительностью. Это у нас она самая популярная, но не в мире. И во всем мире приток новых игроков маленький. Да и на самом деле у нас, я думаю, он не супербольшой. 

Но на старые дрожжи спящая аудитория Доты – я думаю, сотни миллионов людей когда либо играли в Доту. Ну, может сотня, может не сотни. И эта аудитория в любой момент может вернуться. Но когда ты постоянно добавляешь-добавляешь-добавляешь, то игроку, который пару лет не играл, вероятно, просто станет впадлу в этом разбираться. Тем более, что аудитория Доты в среднем стареет. Чем человек старше, тем чаще ему лень разбираться в новых вещах. Это все больше для молодежи. Но в Доту молодежь-то не играет никакая. В Доте реально 30+ скоро будет средняя аудитория. 

Загружаю...

Хороший пример – это Counter-Strike. Это суперконсервативная игра. В ней же вообще ничего не меняют толком. CS 2, где смок простреливается пульками, – это как будто «Вау, охренеть!». А в Доте просто карту увеличивают на 40%, добавляют 400 аспектов, миллион шмоток. 

Ты смотришь на CS и видишь, что его аудитория постоянно растет. Спящая аудитория огромная, и она постоянно возвращается, циркулирует. Кто-то не играл в CS полгодика, зашел, а там ничего не поменялось. Калаш как убивал 20 лет назад в голову с одной пульки и стрелял так же, так и сейчас. Так же стреляет, так же убивает. Все то же самое. Ну, окей, пара новых карт, но хер на эту новую карту. Я на Дасте зарегаю и все. Или на Мираже каком-нибудь. И все! Консервативная игра, в которую всегда просто вернуться.

Дота настолько сильно меняется, что ты, не поиграв в нее полгода… Да я не понимаю, что на экране сейчас происходит в половине случаев. Эти все аспекты, все эти вещи. Ты должен играть в нее 24/7, чтобы полностью понимать, что происходит здесь. А есть ли у людей, которые уже работают, учатся, столько времени, чтобы в этом всем разбираться? Человек зашел, увидел это все, у него просто заболела голова, он сказал: «Нахер это надо мне? Пойду в CS на Даст лучше зайду». По-моему так оно примерно и работает. 

Поэтому я против этих больших изменений. Хватит в игру добавлять новое! Можно патчить ее по-другому. Можно по-другому ее развивать. Не нужно постоянно впиливать такие изменения, с которыми нужно, чтобы осознать, прочитать реферат какой-то. И выучить его еще сверху. 

Загружаю...

 – А ты играл в Deadlock?

– Да, 5 минут.

– И как? 

– За 5 минут показалось, что не очень. Я начал играть, еще ничего не понял, все бегают, стреляют, я даже не понимаю, что мой герой делает. А она у меня просто закрылась. Она в альфе, поэтому баганула и просто закрылась. Честно, за эти 5 минут мне не захотелось ее перезапускать. Подожду, когда выйдет в какую-нибудь бету.

Но, честно, мне кажется, это не взлетит. Смесь Overwatch и Smite в 2024 году – по-моему, они опоздали года на 4. 

– Иногда есть ощущение, что у Valve на календаре сейчас немного другие числа.

– Ну да. Overwatch – игра, которая в какой-то момент была очень популярной, хайпанула и так далее. Он уже всем надоел, потерял огромное количество аудитории. И как-то все забили. А ты выпускаешь во многом клон Овервотча, мешаешь его со Смайтом. Там фарм крипов есть, понимаешь, в шутере! Это вообще, на мой взгляд, механика помойная. Стрелять в каких-то ботов в шутане – не настолько весело. 

С моей колокольни это не выглядит, как хит-сенсация. 

– Какая игра тебе сейчас больше всего удовольствия приносит?

– Хм, да я сейчас особо ни во что не играю. Я поигрываю в Доту порой на стримах и в Хартстоун по вечерам. Я бы не сказал, что мне приносит дохрена удовольствия то или другое. Это просто время забить.

Ну, в Доту периодически у меня появляется желание поиграть, я играю какое-то время. Но обычно это желание на несколько дней. Потом я не играю недельку, потом опять играю. Я люблю эту игру, я с ней всю жизнь вместе, нравится. Но я просто уже давно переболел каким-то маниакальным желанием играть в компьютерные игры. Я играю, когда у меня появляется настроение поиграть. И не играю, когда его нет.

Загружаю...

– Ты недавно начал исполнять песни. Как тебе такой опыт?

– Ну, это для мемов делается. У меня нет от природы никаких данных к пению, и я никогда не брал никаких уроков. Естественно, есть люди, которым с рождения повезло, они могут тембр, тональность менять, все просто дается. Они легко могут повторять. Послушал – уже получается. Этому может научиться любой, я не обладаю ни талантом, ни навыками, поэтому я никогда не собирался реально что-то петь. Мы просто для мемов делаем и все. В принципе, кринжовое пение – это тоже мем. Серегу Пирата послушай.

* * *

«Я уважаю Пуджа». Интервью с Save – о форме перед Riyadh Masters, мете и эволюции четверок

«Team Spirit – лучший вариант для нас. Другого нет». Большое интервью с Артемом Савельевым, главным по киберспорту в BetBoom