Хроники «Дома Дракона»: почему Алисента не захотела предотвратить войну, узнав правду о пророчестве?

Второй сезон подбирается к кульминации.

Во втором эпизоде нового сезона «Дома Дракона» Алисента Хайтауэр сталкивается с последствиями своей ошибки и наконец понимает, кого на самом деле Визерис видел на Железном троне. Что случилось и почему Алисента не захотела предотвратить «Танец драконов» (войну между «зелеными» и «черными») – в нашем материале. 

Что узнала Алисента из разговора с Рейнирой? И в чем ее ошибка?

Загружаю...

В противостоянии двух королев – Рейниры и Алисенты – военные решения постепенно переходят в руки мужчин, жаждущих битв и крови. Это перераспределение сил становится центральным действием и лейтмотивом второго сезона. Возникает более сложный и неразрешимый конфликт, война становится неизбежной. Из-за ссоры «черной» и «зеленой» королев в Вестеросе уже полыхают очаги гражданских войн – и гибнут тысячи.

Королевы же оттягивают момент столкновения. Алисента посылает письмо Рейнире, в котором завуалированно делится своими опасениями. Последняя по совету Рейнис и с наставлений Мисарии проникает в Королевскую Гавань, чтобы поговорить с предводительницей «зеленых» наедине. 

Встретившись с ней в церкви, облаченная в одеяния септы Рейнира спрашивает о последней воле своего отца и узнает, что перед смертью Визерис не сделал главное: не передал Алисент и сыну Эйгону пророчество Эйгона Завоевателя о Долгой Ночи.  

В первом эпизоде сериала Визерис рассказал Рейнире о видении Эйгона Завоевателя, которое связывает «Дом Дракона» и «Игру престолов» общей нитью. Пророчество не только предсказывает нашествие Белых ходоков и Долгую Ночь, но и религиозное значение Таргариенов в этом историческом процессе. Предсказанный Таргариен-принц должен объединить Королевство и предотвратить смерти людей.  

Загружаю...

Смысл видения в контексте «Дома Дракона» даже не эзотерический, скорее политический. Ведь послание Эйгона Завоевателя передается от действующего правителя к избранному им и богами наследнику.  

Видения, легенды, пророчества мучили Визериса все правление. Он не вступал в войны, охраняя мир, потому что в первую очередь сомневался в собственной легитимности и постоянно видел знаки, подтверждающие подозрения. Его дракон Балерион умер, ознаменовав грядущую слабость короля. Тело поразил недуг, высасывающий из Визериса все силы. А его сыны-наследники долгое время гибли при родах. Визерис уверовал в потусторонние знамения и следовал им. Поэтому, когда на охоте к Рейнире подошел серебристый олень, «вестник богов» и олицетворение власти в Вестеросе, тонко чувствующий Визерис понял: в его первой дочери сбывается пророчество Эйгона Завоевателя. Она избрана богами, она та самая обещанная принцесса. 

После чего Визерис сильно отстранился от Алисенты и ее детей, посеяв в королеве страх за ее будущую судьбу при дворе. Король сделал свой выбор и публично его отстаивал. Хайтауэры же мечтали о перевороте и усилении своего влияния в Королевской Гавани. И вот перед смертью ослабший король смог произнести лишь одно имя: Эйгон. Алисента, не знавшая о пророчестве и его сакральной роли для династии Таргариенов, решает, что король «передумал». А значит, не Рейнира, а Эйгон, ее сын, должен взойти на престол.

В разговоре с Алисентой Рейнира убеждает, что последнее изречение короля отсылало к Эйгону Завоевателю. Тогда Алисента понимает масштаб совершенной ошибки. И это больно. Полученная власть не принесла ей удовлетворения: Эйгон вышел из-под контроля, Эймонд убил двоюродного брата, Хелейна потеряла сына. Даже прежде послушный и верный Кристон Коль не подчиняется ей. Алисента утратила последние капли влияния. Она посвятила жизнь мужским амбициям. Ради чего?  

Загружаю...

Джордж Мартин, конечно, обожает играть с предсказаниями и превращать их в заряженные ружья, которые выстреливают по сюжету самым непредсказуемым образом. В интервью Adria’s News (2012 год) он признался, что сознательно окутывает свой мир мистикой, наблюдая, к каким судьбоносным поворотам она приведет героев:

«Во времена войны Алой и Белой розы одному лорду [Эдмунду Бофорту, второму герцогу Сомерсет] предсказали, что он умрет под стенами одного замка. Суеверный лорд всю жизнь держался в сотнях лиг от его стен. В итоге погиб в битве при Сент-Олбансе, а его тело нашли у стен трактира, где на вывеске был изображен тот самый замок! Вот как сбываются пророчества – самым непредсказуемым образом. Чем дальше вы бежите от них, тем ближе становитесь к их исполнению, и мне нравится играться с этим».  

Как Алисента может остановить войну? 

Никак. Сценаристы тщательно выстроили характер Алисенты, сделав ей чуть ли не самым сложным персонажем «Дома Дракона». Рано потеряв мать, она оказалась во власти отца, пожертвовав свободой, телом и правом на искреннюю любовь ради отцовских политических интриг и славы знатного имени дома Хайтауэр.

Загружаю...

Признать сейчас, что Рейнира законная наследница трона – значит принять горький факт о зря прожитой жизни и бесполезности принесенных жертв. Алисента никогда не признается себе в этом и в том, что пролитая в начале войны кровь, включая смерть ее внука Джейхейриса и сына Рейниры Люцериса, – ее вина. Ей несвойственно брать ответственность за свои поступки, извиняться за вранье или оправдываться за слабости. 

Впрочем, как сказала Рейнис, уже не важно, из-за чего началась война. Люди забудут, забудут и правители. Фракция «зеленых», конечно, может признать, что Визерис не хотел видеть Эйгона на троне (Отто Хайтауэр, похоже, никогда в это не верил). Но кто откажется от власти? Стороны продолжат отстаивать свои военные интересы, к тому же у «зеленых» есть как минимум два оправдания для войны – традиция престолонаследия по мужской линии и кровавая смерть принца Джейхейриса Таргариена.

Открывшаяся Алисенте правда, скорее всего, останется закрытой для других. Едва ли она публично заявит о воле Визериса. Правда уже никому не интересна. Правде не обуздать властного Эйгона или ослабить его планы на трон. Ей не хватит веса, чтобы переубедить разгоряченных мужчин Вестероса – те уже готовятся к бою.

Как разговор с Алисентой повлиял на Рейниру? 

Рейнира пыталась все исправить, но столкнулась с сопротивлением и недоверием. Алисент вновь отвернулась от нее. Тогда Рейнира наконец понимает, что обратного пути нет, как и способа мирного урегулирования конфликта. Пора готовиться к битве. 

Загружаю...

Джета Васант Патель, постановщица третьего эпизода, подмечает, что после разговора с Алисентой эго Рейниры будет расти. В интервью изданию Screen Rant она отметила: «С Рейнирой происходят глубинные изменения. Она пошла на компромисс в прошлом, но теперь ее эго уже не будет ни с чем мириться»

Третья серия «Дома Дракона» – абсолютно нелепая. Сценаристы, вы чего?

Ведьма Харренхолла: Кто такая Алис Риверс в «Доме Дракона»