Первая серия «Дома дракона». Старый сад, старые грабли

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

За два года ничего не изменилось.

Когда сериал возвращается после длительной паузы, велик шанс его и не узнать. Много чего может произойти за производственное межсезонье. Новые сценаристы, новые шоураннеры, режиссеры с видением (чаще без) – каждый хочет привнести что-то свое. Рождаются какие-то тренды, изменяются бюджеты, ну или просто сбегает Генри Кавилл. И вот ты вроде как смотрел модный нео-нуар, а спустя годы получаешь социальную пустышку с блестками. Редкие проекты оборачивают эти изменения в плюс (как, например, великий сериал «Оставленные»). Не чаще сериалам удается сохранить свою идентичность на все сто.

Что ж, второй сезон «Дома дракона» – это будто бы просто 11 серия, вышедшая через два года. Идеальная наследственность. Как в прекрасном, так и в ужасном.

Сериал все так же уважает своего зрителя, не считая его идиотом. Согласитесь, велик соблазн сделать стартовый эпизод эдаким «в предыдущих сериях»? Ну, когда персонажи как минимум всю первую треть хронометража разговаривают экспозиционными диалогами, напоминая зрителю-глупышу, что все-таки произошло и кто все эти люди.

Загружаю...

«Дом дракона» не таков. Зрителя во втором сезоне сразу же закидывают в поток событий. Короткие сцены, постоянные смены локаций, проговаривание планов на будущее, немножечко стандартных дворцовых интриг. Будто бы и не было никакой двухлетней паузы. Сериал не сомневается: либо вы на днях пересмотрели первый сезон, либо знакомы с первоисточником, либо у вас просто больше, чем одна извилина. Да, было милое интро со зрительскими любимчиками Старками, но и оно привносило в сюжет что-то новое, а не рефлексировало о старом. За это спасибо. Вновь.

Сериал все так же ловко балансирует между летописной неопределенностью. Джордж Мартин, когда ему было лень объяснять происходящее в первоисточнике, порой откупался чем-то уровня «Ну, так вот произошло, никто не знает почему». Формат летописи с ненадежными рассказчиками прощал и поощрял подобное. Сериал этого лишен. Ему приходится объяснять, выбирать стороны и быть однозначным. И перед стартом всего проекта именно это казалось мне генератором будущих проблем. Но нет же! Первый сезон умудрялся как-то ловко пробираться между различными версиями «правды» и укладывать все это в стройную логическую цепочку. Второй сезон продолжает эту традицию.

Вот, скажем, начало эпизода с местью за Люцериса (к нему еще вернемся). У Мартина, буквально цитата, «Никто не знал, откуда эти злодеи появились». Сериал же демонстрирует нам небольшую арку с возвращением Мисарии, которая не только выглядит достоверно, но еще и выполняет несколько дополнительных функций: чуть-чуть раскрывает линию Бледной Пиявки, объясняет, как она вновь оказалась на Драконьем Камне, показывает, что у Деймона остались связи в Городской страже (а это еще сыграет свою роль). Абсолютно незаметная мелочь, которая тем не менее оказывает такое вот положительное влияние на сюжет. Можно лишь только похлопать. 

Загружаю...

Сериал все так же активно прокладывает мостики в будущее. Алин, что «поговорит с братом», Аррены, требующие защиты драконом, блокада Глотки, Северные Волки, Речные земли, на которые обращены взгляды обеих сторон, Ормунд Хайтауэр, который БЕЗ ПРОБЛЕМ пройдет от Староместа. За одну первую серию «Дом дракона» развесил с десяток ружей. 

Сериал все так же визуально прекрасен. Не знаю почему, но он показался ближе даже к «Игре престолов», чем к первому сезону. Возможно, дело в чуть более приглушенной и унылой палитре, что немножко отличается от лощеной кинематографичности «Дома» образца двухлетней давности. 

И сериал все так же с задором создает себе проблемы и ошибается на ровном месте. Я про эпизод с местью за Люцериса, более известный в фандоме, как «Кровь и Сыр» (имена убийц из первоисточника). Джордж Мартин – известный пацифист, презирающий как войну, так и любые тоталитарные системы. Танец драконов, что лег в основу сериала, это своего рода высказывание. С его помощью Мартин показывает, что любая война – это уродство, а те, кто ее поддерживают – аморальны. Поэтому Танец наполнен жутчайшими моментами, на фоне которых меркнет и всем известная Красная Свадьба. И, наверное, самым чудовищным эпизодом стала как раз таки сцена мести. Кровь и Сыр, пробравшись в спальню Хелейны, заставили ту выбирать, кого из своих детей ей принести в жертву. Абсолютно леденящая кровь сцена, где доведенная до отчаяния мать в истерике сначала умоляет убить ее, а после все же делает свой страшный выбор. На что Кровь и Сыр перерезают глотку другому ребенку. Да, что-то на уровне нолановского Джокера, если не хуже.

Загружаю...

Вы представляете потенциал этой сцены? Где-то между «Забавными играми» Ханеке и «Убийством священного оленя» Лантимоса. Но сериал показывает пусть и напряженную, но все же куда более простую сцену. Хелейна не делает никакого выбора, а ее сумасшествие и вовсе немного обезличивает трагедию. Да, звучит цинично на фоне убийства ребенка, но как есть. Это будто бы очередной рефрен того, насколько случайна эта война. Хотели Эймонда, но получили Джейхейриса. Око за око, сына за сына. Ничего личного, так, бизнес. 

И ведь вообще непонятно, почему настолько упрощена была эта сцена? «Дом дракона» уж точно нельзя обвинить в святости. Вспомним фетиш на кровавые роды из первого сезона. Какое-то «ладно, и так сойдет».

Становится страшно за судьбу дальнейших эмоционально сложных сцен. Особенно когда на поклон к Эйгону приходит некий кузнец Хью… Но, увы, скорее всего, к этому мы вернемся через несколько эпизодов.

Отсылка серии

Да мы уже поняли, что в Харренхоле будет мясо!

Бонус

Первую свечу Алисента зажгла за свою мать Алерию Флорент. В первоисточнике эта информация о родословной Алисенты не раскрывалась, так что вот такое дополнение канона. Тем самым Алисента стала лишь вторым представителем дома Флорентов в сериальной вселенной. Первой была Селиса Флорент, жена Станниса Баратеона. 

Оценка эпизода: 7.5/10

***

Подписывайтесь на телеграм-канал автора. Внутри – первые мысли по каждой серии и фрагменты, которые не вошли в рецензию.

Другие важные тексты:

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Долан Нолана