Что случилось с реальной сталкершей из «Олененка»? Сравниваем сериал с настоящей историей
Фанаты сериала начали сталкерить людей.
Свежий сериал Netflix «Олененок» рассказывает о комике, которого несколько лет преследует женщина. Это реальная история создателя сериала Ричарда Гэдда, который сыграл в шоу самого себя: в жизни за ним действительно следила женщина, старше его лет на 20.
По сюжету стендап-комик Донни Данн переезжает в Лондон в попытках построить карьеру, но пока успеха нет, он подрабатывает в баре. Там он случайно знакомится с посетительницей Мартой, и та начинает ходить в бар каждый день. Вскоре Донни понимает, что у Марты не все в порядке с головой: она заваливает его письмами, ходит по пятам, начинает ко всем ревновать и даже добирается до его родителей.
В основе шоу лежит личная драма Ричарда Гэдда: когда ему было около 20 лет, он подрабатывал в лондонском пабе – там и встретил сталкершу. В жизни ее зовут иначе, создатели сериала изменили все имена и многие детали истории. В жизни история с «Мартой» закончилась относительно мирно, но Гэдд не раскрыл подробности, как именно.
«Из-за того, как закончилась история в реальности, меня не беспокоит, что «Марта» найдет меня снова», – сказал Ричард Гэдд и подчеркнул, что даже реальная «Марта» не узнала бы в сериале себя.
За два года, с 2015 по 2017-й, «Марта» прислала ему 41071 электронное письмо, 350 часов голосовых сообщений, 744 твита, 46 сообщений в фейсбуке и 106 страниц бумажных писем. Молодой парень не сразу пошел в полицию – только когда сталкерша начала угрожать ему и членам семьи, он обратился за помощью. Но там ему не помогли: Гэдд понял, что у полиции нет ресурсов на такие «незначительные» дела. Ричард не хотел судиться с преследовательницей – он не мог «бросить в тюрьму психически нездорового человека». В сериале Марту сажают в тюрьму на 9 месяцев и запрещают приближаться к главному герою.
«Сначала мне показалось даже забавным, что меня кто-то обожает. Но потом она начала лезть в мою жизнь, преследовать меня, появляться на моих выступлениях, ждать у дома, слать тысячи сообщений и писем», – вспоминает Гэдд в интервью. – Я боялся, что она перейдет к физическому насилию, и не знал, как далеко она может зайти – может быть, у нее был нож? Но самое страшное, что я представил – это как будто она была высоким страшным мужчиной. Я больше не мог держать это в себе. Когда ты так долго держишь в себе страх, он становится огромным и непреодолимым, но благодаря искусству ты можешь выйти за пределы себя, понаблюдать со стороны и переосмыслить все».
Несмотря на то, что Ричард Гэдд постарался сделать героиню максимально далекой от реальной сталкерши, фанаты все же нашли подходящую под описание женщину. Ею оказалась 58-летняя Фиона Харви. Женщину вычислили по твиту «Нужно повесить мне шторы», который она отправила Гэдду: в сериале героиня тоже произносит эту фразу – в ответ Донни шутит, что это эвфемизм для секса. В соцсетях женщина также писала, что нужно сходить на стендап, чтобы полюбоваться его фантастической задницей – как и в сериале.
Фиона опровергла подозрения фанатов и заявила, что историю переврали: по словам женщины, она не посылала тысячи сообщений и Гэдд сам их выдумал. В интервью Пирсу Моргану Фионе Харви подтвердила, что действительно познакомилась с Гэддом в пабе. Но остальное сценарист придумал – она не нападала на его девушку и не устраивала погром в пабе, не угрожала его семье и не посещала его дом. Фиона собирается судиться с ним и Netflix из-за того, что они выставили ее одержимой и навязчивой поклонницей. Пирс Морган считает, что если дело действительно дойдет до суда, то дело обернется не в пользу Фионы и все ее письма найдут.
Вторая мрачная история из «Олененка» связана с насилием по отношению к главному герою: некий известный продюсер пользовался им взамен на продвижение. Писатель и телеведущий Ричард Осман заявил, что люди в индустрии британского телевидения давно знают, о ком идет речь в сериале:
«Этот человек никогда не представал перед судом, но все знают, о ком он [Ричард Гэдд ]. <...> Человек, которого они выбрали на эту роль, похож на другого человека – и этого парня ложно обвинили. Ему угрожали смертью, так что пришлось публично все опровергать. Но это определенно не он, потому что люди в индустрии знают, кто это».
Вероятно, пострадавшим в этой истории называют 59-летнего театрального режиссера Шона Фоули, которого фанаты преследовали после выхода сериала. Он обратился в полицию после угроз в свой адрес.
Ричард Гэдд неоднократно обращался к поклонникам сериала с просьбами остановиться и не искать прототипов героев. По его словам, из-за этого страдают дорогие ему люди, а шоу должно восприниматься как произведение искусства, а не документальный фильм.