«Министерство неджентльменских дел» – ленивая пародия на Тарантино. Гаю Ричи нужен отдых

Супермен против нацистов смотрится вяло.

В кинотеатрах и на «Кинопоиске» вышел новый фильм Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел». Кино об отряде отщепенцев, которые задорно уничтожают нацистов, провалилось в международном прокате, а в России угодило в скандал с невыдачей прокатного удостоверения. Кибер рассказывает, каким получился фильм и почему Ричи пора немного отдохнуть.

📌 Министерство культуры против «Министерства неджентльменских дел». Фильм Гая Ричи запретили в России

Загружаю...

1942 год, Великобритания в одиночку, по версии создателей картины, противостоит нацистам. США не может помочь союзнику из-за немецких подлодок в Атлантике, поэтому Уинстон Черчилль (в исполнении не слишком похожего Рори Киннера) организует секретную диверсионную операцию. Чтобы вывести немецкий флот из игры, набирают команду харизматичных преступников, шпионов и немного безумцев под предводительством капитана Гаса Марч-Филлипса (Генри Кавилл в привычной роли слишком крутого парня). Неджентельмены должны пересечь полмира и подорвать корабль, который поставляет подлодкам оружие и провизию. 

«Министерство неджентльменских дел» снято по одноименной книге британского журналиста Дэмиена Льюиса: она о реальной сверхсекретной спецслужбе, которая проводила шпионские и диверсионные операции против нацистов. Одной из самых ярких миссий британских командос была операция «Почтмейстер», ее описание и легло в основу сценария. Ну и самый занимательный факт: в реальном «Министерстве неджентльменских дел» служил автор книг о Бонде, Ян Флеминг. Считается, что капитан Марч-Филлипс – один из прототипов Агента 007. Получается, Кавилл, хоть и с огромной оговоркой, но сыграл супершпиона.

📌 6 неудач Генри Кавилла. Ведьмаку-Супермену даже с девушками не везет

Первое, что сделает «Министерство неджентльменских дел» – подтвердит ваши ожидания: здесь есть все, чего ждут зрители от хулиганского боевика Ричи о Второй мировой. Сексуальная и опасная шпионка (Эйса Гонсалес), черный юмор, стильные кадры, Кавилл, выжигающий каждую сцену брутальностью и маскулинностью, британский шарм, ричевские диалоги, немного безумия (как вам нацистская костюмированная вечеринка?), харизматичный злодей и фестиваль старого доброго ультранасилия. 

Загружаю...

Вот только звучит это гораздо лучше, чем получилось в итоге. Ничего из описанного выше не работает, как надо. 

Сюжет, ожидаемо, сборник клише, однако не хулиганский, а обильно политый патриотическим пафосом и лишенный неожиданностей. История, в начале поставленная на рельсы «мы должны выполнить миссию несмотря ни на что», так и движется по ним вплоть до финала. Даже в «Перл-Харборе» больше драмы и интересных поворотов – здесь же герои буквально плыли-плыли и наконец приплыли.

Фильм быстро превращается в фестиваль долгих и однообразных самоповторов. Ричи старается сделать каждый кадр стильным и запоминающимся, практически кричит: посмотри, как эти харизматичные британцы после пары бокалов дорогого бренди спокойно и с достоинством побеждают в войне, шинкуя нацистов, как это элегантно и красиво! В наличии все классические приемы: закадровый голос при презентации персонажей, эстетика 60-х, клиповый монтаж (в этот раз под джаз), литры крови и модные мужские костюмы. 

Только режиссера подвело чувство меры. Ощущение, что перед Ричи стояла задача максимально растянуть хронометраж, поэтому в картину попал абсолютно весь отснятый материал. 

Вам несколько раз в деталях покажут, как герои достают телеграфный аппарат и отправляют донесение. Через несколько минут после диалога с главным злодеем случится еще один практически такой же. Уверяю, вы возненавидите основную музыкальную тему «Министерства», потому что она играет на протяжении двух третей картины. Героиня, чтобы доказать, что она умеет обращаться с оружием, вначале выстрелит по мишени из винтовки, потом из автомата, потом из пистолета, потом из револьвера, а потом возьмется за гранату... 

Загружаю...

В фильме два раза расстреливают атакующих нацистов из стационарных пулеметов, привет фанатам шутеров нулевых. Я не могу отделаться от мысли, что культовый постановщик вдохновлялся номером «Уральских пельменей». В общем, как в меме, экшен от Гая Ричи на самом деле:

Весь остальной экшен на 90% состоит из сцен, где Кавилл идет и стреляет, а нацисты гибнут в промышленных масштабах. В «Коммандос» Шварценеггер хотя бы бегал и иногда делал перекаты. Конечно, без пары залихватских драк не обошлось, но они теряются на общем фоне. 

Сердцем «Министерства неджентльменских дел» должны были стать персонажи, но они одномерные, словно это не фильм Ричи, а очередной сериал НТВ про братков. У героев нет предыстории, внятной мотивации и цепляющих черт. Хоть как-то выделяются только шпионка и Кавилл. Вот только она – классическая femme fatale, а он антигерой с манерами аристократа. Вся остальная команда – это накачанный датчанин с луком, темнокожий британец и еще трое мужчин, задача которых произносить пафосные фразы из боевиков: «Я не уйду отсюда без вырезанных нацистских сердец».

Особенно разочаровал главный злодей. Нацистский офицер от Тиля Швайгера похож на озабоченного школьника-хулигана; он не выглядит опасным противником и не способен не то что напугать, а даже придать сцене хоть какое-то напряжение. Он даже не комичный, хотя фильм изо всех сил пытается шутить над тупостью нацистов.

Диалоги и юмор – это отдельная боль. Да, каждый раз писать что-то уровня «Борис-бритва, или Борис-хрен-попадешь...» невозможно, но в какой момент Ричи деградировал до шутки «Вас плохо слышно, сэр. Идите... в жопу»? Лишившись яркости и своеобразия языка британских гопников, режиссер наполнил речь героев бесконечными «сэр», «джентльмены» и обсуждением крикета. 

Загружаю...

Практически единственный источник юмора в фильме – это то, как Кавилл… ходит и убивает толпы нацистов. Иногда он останавливается и во весь голос смеется, видимо, чтобы усилить комический эффект.

Однако худшее в фильме – его сходство с «Бесславными ублюдками». В обоих случаях это вдохновленные классическими боевиками категории Б истории об отряде отщепенцев, которые борются с нацистами нетривиальными методами. Может показаться, что Ричи настолько устал от сравнений с Тарантино, что фактически снял свою версию его фильма. Вот только «Ублюдки» полны запоминающихся сцен (чего только стоит игра «Угадай кто» в баре), элегантных деталей (Лени Рифеншталь в роли связной), юмора, мастерски поставленных перестрелок и ярких персонажей. Фильм Ричи на этом фоне – пародия на скорую руку. В одной из сцен британец даже выдает собственный вариант «четвертьфунтового чизбургера» – разговор про то, что немцы едят только «сосиски, капусту и черный хлеб».

📌 «Он писал рецензии для порножурнала». Квентин Тарантино – о «Кинокритике» и его главном герое

* * * 

Ричи – один из самых узнаваемых и нестандартных постановщиков коммерческого кино. Раз за разом снимая криминальные комедии, он умудрялся находить свежие идеи, расширять границы жанра, создавать запоминающихся персонажей и писать диалоги, которые навсегда врезаются в память.

Так почему «Министерство неджентльменских дел» настолько проходное и ленивое кино? Кажется, главная проблема в спешке. За последние 5 лет Ричи выпустил шесть фильмов и один сериал – это чуть меньше, чем у Сарика Андреасяна (у маэстро по шесть фильмов и сериалов). Неудивительно, что этот конвейер уже дает сбои: в таком темпе делать хорошее кино невозможно.

В финале «Министерства» есть явный намек на продолжение, но Гаю Ричи хочется пожелать не новой франшизы, а немного отдохнуть от кино.

Загружаю...

Еще о новинках

Посмотрел новый «Универ». 13 лет спустя – стало только хуже

Сериал «Олененок» запустил настоящее расследование. Прототип героини угрожает Netflix судом

«Темная материя» – новый сай-фай Apple про физика в мультивселенной. Вы видели это много раз