Microsoft превратилась в шапито. Но фокус с исчезновением студий – чудовищный

От жадности и цинизма не по себе.

Ситуация в игровой индустрии сейчас напоминает соревнование, какая из корпораций опозорится сильнее. Ubisoft 11 лет разрабатывала АААА-игру, геймплей которой уступает лодке из «Ведьмака 3». Capcom добавила элементы pay-to-win в одиночную игру стоимостью 70 долларов. Создатели движка Unity требовали, чтобы разработчики платили комиссию за каждое скачивание их игры. Nintendo вела бесконечную борьбу с эмуляторами и модами. Sony практически убила репутацию своей самой успешной игры на ПК.

📌 Sony почти задушила Хеллдайверов, но в комьюнити дали бой. И даже победили!

Борьба шла ноздря в ноздрю, пока за дело не взялась Microsoft и не закрыла четыре игровые студии за один день: Alpha Dog, Roundhouse Games, Arkane Austin (прекрасная Prey и ужасающий Redfall) и японскую Tango Gameworks, создателей франшиз The Evil Within и Hi-Fi Rush. Это решение – феноменальный пример корпоративной клоунады, лжи и цинизма. 

Загружаю...

Весь прошлый год руководители Microsoft наперебой нахваливали Hi-Fi Rush, называя игру неожиданным хитом и «успехом по всем параметрам»: 

«Hi-Fi Rush стала настоящим хитом для нас и наших игроков по всем ключевым параметрам и ожиданиям. Мы очень довольны тем, чего смогла достичь команда Tango Gameworks с этим неожиданным релизом», – говорил вице-президент по маркетингу Xbox Аарон Гринберг.

В марте 2024 года Microsoft выпустила Hi-Fi Rush на PlayStation 5, чтобы мотивировать пользователей Sony приобрести Game Pass. А через два месяца разработчиков «настоящего хита» уволили. Видимо, чтобы «сонибои-перебежчики» убедились в правильности своего решения.

📌 Говорят, что эксклюзивы Microsoft выйдут на PlayStation и Nintendo. Xbox – все?

Кстати, по сюжету Hi-Fi Rush главный герой берется со злобной корпорацией

К слову, прошлой осенью глава маркетинга Bethesda Пит Хайнс заявил, что в будущем Redfall станет хорошей игрой: «Через десять лет найдутся люди, которые присоединятся к Game Pass, и Redfall будет там». После ликвидации Arkane Austin поддержку Redfall официально прекратили: видимо, игра стала настолько хорошей, что в Bethesda побоялись что-то испортить. 

Самое забавное, что все закрытые студии Microsoft приобрела всего три года назад при покупке ZeniMax Media за 7,5 млрд долларов. Сделка сопровождалась обещаниями, что разработчики получат полную поддержку, студии – творческую свободу, а геймеры – крутые игры.

«Обладатели Xbox, я хочу, чтобы вы это знали. Мы хотим выпускать отличные эксклюзивные игры для платформ, на которых есть Xbox Game Pass. Это наша цель, это причина нашего партнерства – творческий потенциал, который мы сможем раскрыть в играх для наших покупателей. Это будет лучшее, что мы когда-либо делали для Xbox».

Фил Спенсер, генеральный директор Microsoft Gaming

Обещания классных эксклюзивов, возвращения старых франшиз и практически достижение коммунизма (мы же знаем, что Game Pass почти бесплатный) – лейтмотив всех публичных выступлений Спенсера с момента воцарения в Xbox. Естественно, тогда все мечтали о Dishonored 3, продолжении Prey, новом Doom, The Elder Scrolls VI и Fallout 5. Через три года ни одна из этих игр даже не была анонсирована (не считая шестых «свитков», о которых объявили еще в 2018-м).

Загружаю...

Оказалось, что на языке Microsoft выпускать «отличные эксклюзивные игры» означает закрыть студии, которые должны их делать. Нет, буквально: закрытые студии выпустили за три года ровно четыре игры. Вся остальная Microsoft выпустила не больше 20, а среди заметных – только Starfield, Halo Infinite (кстати, что там с новым контентом?) и новые части Forza. 

📌 Вы зря радуетесь поглощению Activision. Microsoft убивает собственные серии

Кстати, после успеха сериала Fallout руководство Microsoft неожиданно осознало, что франшиза все еще популярна: по слухам, теперь в ближайших планах новая часть. Вот только Bethesda по уши в The Elder Scrolls, и теперь ищут других разработчиков. Мы все надеемся на Obsidian Entertainment, но они заняты до конца года Avowed. Может, не стоило закрывать столько студий, а доверить им сделать какой-нибудь immersive sim или хоррор-спин-офф серии? 

А теперь наберите воздуха в грудь.

На самом деле студии закрыли, чтобы «создать пространство для увеличения инвестиций в другие части портфолио Microsoft и сосредоточиться на приоритетных играх», так сказал глава Xbox Game Studios Мэтт Бути. В переводе с корпоративного это означает сэкономить. 

Вместо того чтобы развивать внутренние студии, нанимать талантливых разработчиков, увеличивать портфолио проектов, привлекать новую аудиторию нестандартными релизами и обеспечить, наконец, стабильность игровой индустрии в период кризиса, Microsoft решила сэкономить. Корпорация, которая в 2023 году купила за 67 млрд долларов Activision Blizzard. Microsoft, чья рыночная стоимость в 2024 году превысила 3 трлн долларов (речь не только об игровом подразделении). 

📌 Microsoft купил Activision Blizzard! Рассказываем историю сделки в гифках с котиками

Загружаю...

Вспомним, как покупка ActiBlizz тоже сопровождалась разговорами о множестве новых игр и возвращении старых франшиз.

«Я смотрел на список франшиз и такой: «Давайте что-нибудь сделаем!» King’s Quest, Guitar Hero… Мне стоит это знать точно, но, по-моему, они также владеют Hexen».

Фил Спенсер, генеральный директор Microsoft Gaming

Что же сделала Microsoft после покупки ActiBlizz? Уволила 1900 человек – почти 10% всех разработчиков корпорации. Видимо, их отправили делать обещанные «отличные эксклюзивные игры», но они не справлялись, и на помощь выделили коллективы еще четырех студий. 

Есть совсем небольшие подозрения, что вместо Hexen, Guitar Hero и разнообразных творческих экспериментов мы получим Call of Duty каждый год. А если нет разницы, зачем было увольнять 1900 человек? За 67 млрд, потраченных ActiBlizz, можно было сделать 200-300 игр уровня The Last of Us Part II или Baldur’s Gate III.

Покупая ZeniMax Media и ActiBlizz, Фил Спенсер говорил о «партнерстве», о раскрытии творческого потенциала, о поддержке разработчиков. И вот наступил момент, когда игровую индустрию штормит, когда многие издатели сокращают сотрудников и закрывают студии. В этот самый момент Microsoft решила показать, какое партнерство и поддержку они имели в виду. Лучше всего об этом сказал глава принадлежащей Xbox (!) Arkane Lyon (материнской студии Arkane Austin) Динг Бакаб:

Загружаю...

«Всем руководителям, которые это читают, хочу сделать дружеское напоминание, что видеоигры – это индустрия развлечений и культуры. Ваше дело как корпорации – заботиться о своих авторах и исполнителях, помогать им трудиться…

Когда мы создаем хорошую игру, вы говорите, что гордитесь нами. Сделайте так, чтобы мы гордились вами, когда наступают трудные времена. Мы знаем, что вы можете, мы видели это раньше. Пока же на наших глазах снова закрываются прекрасные студии, и это словно #### [чертов] удар под дых».