INDIKA – главная российская игра 2024-го. Настолько крутых диалогов я еще не видел
Приключения одержимой монашки в царской России.
Два часа ночи. Впереди ранний подъем и день, переполненный делами. Но я не иду спать, ведь по экрану под мелодичную музыку плывут финальные титры INDIKA. Я завороженно читаю их, прокручиваю в голове экзистенциальные диалоги героев и понимаю: об игре студии Odd Meter трудно рассказать нормально. Это приключение нужно пережить самому.
INDIKA – адвенчура об одержимой монашке Индике. Что бы она ни делала, в голове постоянно звучит голос черта. Он подвергает сомнению все ее убеждения, подмечает любые несостыковки, видит пороки там, где должна быть незапятнанная святость. Индика обычно игнорирует голос, но временами не справляется с дьявольскими проделками. Поэтому и становится изгоем среди изгоев.
Вся игра – путешествие монашки в далекий монастырь, куда привезли чудотворный артефакт. По слухам, он и физический недуг излечит, и черта прогонит. Вот только на пути будут злые люди, разъяренные монстры и множество моральных испытаний.
Геймплей состоит из исследования локаций и решения головоломок. Управляем строительным краном, доставляем лифты на нужный этаж, переставляем местами гигантские банки с икрой. Таких механик много, и повторяются они редко.
Взять хотя бы молитвы: иногда Индика попадает в другое измерение, но с помощью святого слова возвращается в реальность. В одном мире есть нужные мосты и платформы, в другом – нет. Чтобы пройти дальше, с умом прыгаем между реальностями. Головоломка круто выглядит, на фоне звучит напряженная музыка, черт нашептывает шокирующие грубости.
Я бы с удовольствием прошел много загадок с молитвами, но в игре их всего две – и это круто. Именно за счет разнообразия механик INDIKA не наскучивает. Разве что заставлять геймера носить пять ведер воды не стоило.
📌 «Мне постоянно угрожают убийством». Интервью с разработчиком INDIKA, игры об одержимой монахине
Иногда разработчики вообще превращают игру в экшен про побег от монстра…
…хоррор от первого лица в духе новых Resident Evil…
…или, черт возьми, пиксельный платформер.
Игра еще и выглядит отменно: локации полны деталей, отражениями залюбуешься, у персонажей приятные лица. Все это работает на ноутбуке со старой видеокартой GTX 1650 Ti, причем на максимальных настройках и со стабильными 30 кадрами в секунду.
Нюанс в том, что красивые слова о геймплее и графике не отражают сути игры. Перед нами авторское произведение, которое шокирует, задает неудобные вопросы, словно слон топчется в лавке с духовными скрепами – и делает это с выдающимися талантом и эмоциональностью.
Каждый диалог заставляет застыть и прислушаться, каждая моральная дилемма – подойти к окну и задумчиво смотреть вдаль. При этом разработчики не проталкивают личное мнение и не оскорбляют ничьи чувства, в том числе религиозные. Просто задают вопросы, оставляя выводы игроку.
Качество сценария идеально описывает диалог, который восхитил меня еще в демоверсии. Индике поручили доставить письмо, и черт предлагает его прочитать. Героиня отказывается: по ее мнению, вскрыть чужое письмо – больший грех, чем не доставить его.
«Больший? Во сколько раз? В два? То есть не доставить два письма – это как прочитать одно? А украсть деньги во сколько раз хуже? Батюшка за разные согрешения разную епитимью назначает. И ты однозначно знаешь, что хуже, что лучше – стало быть, есть мера.
Положим, украсть деньги в десять раз хуже, чем письмо? А человека убить? В тысячу писем оценим? И почтальон, потерявший мешок с письмами, выходит у нас убийца».
Все это еще и озвучено гениально. Индику играет актриса Анастасия Дьячук: ее речь приглушенная, неуверенная, полная заминок – словом, естественная. Именно так и говорила бы потерянная монашка. Харизматичный черт вообще говорит голосом Ефима Шифрина – неудивительно, что каждое его слово хочется жадно ловить.
Геймплей, визуал и многозначительность делают «Индику» главной российской игрой 2024 года. Возможно, Pioner и Space Marine 2 изменят это, но творение студии Odd Meter все равно останется в моем сердце.
Оценка «Кибера» – 8 из 10