«Team Spirit – лучший вариант для нас. Другого нет». Большое интервью с Артемом Савельевым, главным по киберспорту в BetBoom

Руслан Керимов все записал.

BetBoom – новый партнер Team Spirit! Руслан Керимов взял большое интервью у Артема Савельева, руководителя киберспортивного направления в BetBoom. За час разговора выяснилось:

  • в чем заключается работа Артема;
  • чем отличаются Spirit и BetBoom Team;
  • почему киберспортивная команда – не всегда эффективный актив;
  • как выбрать команду для партнерства;
  • может ли клуб прожить без букмекера?
  • насколько сильно в BetBoom любят Доту;
  • нужны ли в киберспорте комики и рэперы;
  • как Дора помогла дотерам из BetBoom Team;
  • как Сэйва побрили налысо.

* * *

– Давай начнем с того, что расскажем людям, которые имеют мало представления о структуре, чем ты занимаешься.

– В BetBoom я полностью отвечаю за весь киберспорт, он в компании эволюционировал постепенно. Чуть больше трех лет назад у нас было три стримера и опыт взаимодействия с BLAST по русскоязычным правам на трансляцию. Так сложилось, что Петя Кипа, наш маркетинговый директор, – мой старый знакомый. Мы с ним работали на предыдущих проектах. Созвонились вообще по третьему вопросу, а он предложил развивать киберспорт в BB. Я тогда работал в Nike, которая уходила с рынка. 

Начали с маленьких вещей: стримеры, работа с маленькими пабликами – постепенно мы наращивали обороты. Так это переросло в то, что в BetBoom сформировался полноценный отдел с большой командой, которая ведет энное количество активов, крупных и маленьких. А я этой историей руковожу. 

Загружаю...

Команда у нас большая, и многие вещи у нас автономны. То есть я принимаю участие, но, может быть, не в полной мере руковожу. Я такой дирижер, который должен всех объединить и направить в нужное русло. Потому что киберспортом сейчас занимаются все: от контента и SMM до PR и продукта. Везде-везде так или иначе мы вынуждены взаимодействовать с киберспортом, потому что он занимает большую часть нашей жизни, работы и бизнеса.

– А в Nike ты тоже киберспортом занимался?

– В основном футболом. Единственная страна, в которой у Nike были сотрудники, у которых в названии должности было написано, что они связаны с киберспортом, – это Китай. Там были подписания лиги по LoL, были взаимодействия с большим количеством игроков. И в целом китайский рынок для Nike всегда был одним из самых приоритетных. И с точки зрения гейминга в том числе. Все крупные истории, которые Nike делал на игровой почве, были вокруг Лиги Легенд, Worlds и каких-то игроков из LoL. 

Последние три или четыре года моей работы мы с ребятами придумали идею: пробовали покачать киберспорт и на нашем рынке. Мы готовили стратегию, защищали. И даже были очень близки к тому, чтобы нормально так влететь в киберспорт. Но немножечко коронавирус и прочие истории поломали приоритеты. Единственное, что я успел сделать из заметного, – поработать с Рамзесом и Team Spirit. Это последнее, что я сделал за три месяца до ухода из Nike, наверное. 

В целом мы всегда были в хороших отношениях с Team Spirit. Плюс Костя, который работает там маркетинг-директором, – мой товарищ хороший. Мы нашли точки соприкосновения. 

– Вы сейчас подписываете Team Spirit. В чем отличие от BetBoom Team с медийной точки зрения?

Загружаю...

– Я думаю, что самое яркое и очевидное различие – нейминг. Это большой плюс BetBoom Team. Так букмекер может присутствовать там, где ранее у него такой возможности не было. Даже несмотря на то что где-то название BetBoom Team под запретом, и нас превращают в BB Team. Все равно закрепилась довольно четкая ассоциация. 

С другой стороны, есть Spirit. В моем понимании – совершенно другого уровня организация с точки зрения спортивного и медийного подхода. Вообще как бизнес-юнит. Там очень сильная команда ребят, которая смотрит на себя как на солидный достойный бренд. 

Когда мы говорим про подписание Spirit, мы в первую очередь видим для себя возможность еще более крепкой ассоциации с командой, которая также всегда находится в топе. И с точки зрения медийки они тоже были всегда интересными. 

В какой-то момент мы размышляли о перспективах наших будущих действий и подписаний. Задумались о Spirit: «Если не они, то кто?». Кто нам близок, с кем нам хочется делать классные коллаборации, классные спецпроекты? Spirit, может быть, не единственный возможный вариант, но они точно ближе всего по духу. Возможно, это связано с тем, что мы просто знакомы с людьми из Spirit: мы дружим и многих знали еще до работы в BetBoom. Возможно, это тоже повлияло каким-то образом. 

C момента, когда решение было принято, прошло какое-то время. Мы рады, что нам со Spirit по пути. Они помогут нам укрепить связь с киберспортом и как самостоятельный актив, и как актив, который может коллаборировать уже с существующими юнитами – это тоже может быть интересная мощная связка. 

Загружаю...

Когда мы выпускали с BetBoom Team какие-то интересные и замороченные спецпроекты и высокобюджетные ролики, мы смотрели, что люди пишут в комментариях и что пишут в комментариях у Spirit. И там, и там всегда одна фраза фигурировала: «Лучшая медийка». Теперь мы можем эти две сильные медийки объединить во что-то еще более сильное. Возможно, во что-то, что мы еще сами даже не придумали. Но идеи у нас есть.

– Я как раз хотел спросить, когда ждать коллаборации. Видимо, скоро!

– Я не хочу ничего обещать и загадывать, но я верю, что в этом году у нас что-то получится. Надеюсь, что это откликнется и в BetBoom Team, и в Team Spirit. Но желание делать вместе крутые масштабные штуки с привлечением интересных персонажей, может быть, даже не из мира киберспорта… Я сейчас говорю даже про режиссеров, про артистов или в целом медийных личностей, которые аудитории киберспорта были бы знакомы. С точки зрения контента это было бы что-то новое и свежее. Мы всегда любим такие эксперименты. Надеюсь, в этом году случится. 

– Пару лет назад ты говорил, что киберспортивные команды слабо перформят как актив. Почему?

– Давай взглянем на это через призму букмекера и киберспорта. Очевидно, что есть более понятные и более прозрачные каналы привлечения, откуда идет поток трафика. Ты видишь его конверсию и понимаешь: ты потратил на рекламу столько-то рублей и получил столько-то профита. То есть ты примерно можешь оценить затраты и результат. С любым спонсорством, не только в киберспорте, эту вещь оценить непросто. Именно как прямой перформящий актив он обычно уступает ряду других, которые заточены под то, чтобы говорить только про ставки, только про анализ, только про прогнозы. 

Загружаю...

Когда мы говорим про спортивные команды, не каждый заинтересован делать ставки. Когда мы говорим про спонсорство, стоит посмотреть на ситуацию шире. Есть brand value [Кибер: ценность бренда], которое тоже растет, когда ты стоишь в одном ряду с именитыми тегами, турнирными операторами и так далее. Мы верим, что это работает на органику. 

Всегда, если смотреть на привлечение аудитории, есть большой кусок трафика, который пришел сам по себе. Как он пришел, почему он пришел? Может быть, человек соприкоснулся с тобой год назад, посмотрев, например, влог BetBoom Team. А спустя полгода-год он решил: хочу попробовать сделать ставку. В этот момент в голове всплыл нейминг BetBoom, и он сделал ставку. Есть вещи, которые иногда тяжело отследить. Мне кажется, что команды в большей степени про это. Это про имидж, про узнаваемость, про доверие. 

Я не хочу сказать, что в спонсорстве в целом отсутствует перформанс и приход трафика. Это не совсем так. Но есть другие каналы, которые существенно эффективнее в этом плане. Я повторюсь, что вижу в спонсорстве команд немного другие задачи. 

– Давай представим, что я внезапно стал букмекером. Как мне выбрать команду для партнерства?

– Это будет непростая задача, учитывая нынешнюю плотность рынка. Я бы сказал, что если ты новый букмекер или новая компания, которая решила зайти в киберспорт, то команда – это второй или третий шаг. 

В целом это то, как мы начинали. Для нас было важно проверить ряд гипотез: что такое киберспорт в целом? Какая там аудитория? Насколько она хочет ставить? Как она ставит? Мы щупали разные активы: стримеры, площадки – что-то более доступное. Спонсорство, относительно других активов, – высокозатратная история. 

Загружаю...

Только тогда, когда ты уже понимаешь, что инвестиции окупаются, что это действительно работает, ты уже начинаешь думать. Это как пирамида потребностей – ты уже переходишь на следующий этап и начинаешь думать о построении своего бренда в киберспорте, о спонсорстве турниров. И именно в этот момент, мне кажется, более правильным было бы подписание команды, не на старте.

Но все-таки попытаюсь ответить на твой вопрос: как выбрать команду? Первое – нужно понимать, какая у нее аудитория и фанатская база. Ты можешь подписать и международную команду, но будет ли ее аудитория тебе полезна? Есть ли твой продукт на тех рынках, в которых эта команда популярна? 

Второе – ты смотришь, насколько команда перформит с точки зрения игры. Как часто отбирается на крупные турниры. Тир-2 или тир-3 команду можно подписать, но стоит сразу забыть про Рияды, Инты и другие крупные турниры. Там тебя не будет, ты должен это понимать. 

Третье – насколько команда занимается своей медийкой. Какие у нее есть каналы и площадки, где она может рекламировать твой продукт. 

Если посмотреть на рынок Восточной Европы, таких команд очень мало. Команд, которые выступают на тир-1 сцене, у которых есть хорошие каналы для дистрибуции рекламы, у которых ядро аудитории – российское. В нашем случае это был приоритет. 

Team Spirit – лучший вариант для нас. Другого нет.

Загружаю...

– Насколько сейчас киберспортивная команда в состоянии прожить без букмекера?

– Я думаю, что более чем в состоянии. Возьмем пример Доты: в последние годы было много стаков, которые сами образовывались и искали спонсора, играли сезоны DPC, но сильной поддержки у них не было.

Я бы сказал, что у команд, у которых есть финансирование и сильные партнеры, больше возможностей быть эффективными с точки зрения подготовительного процесса, снять с себя лишний головняк.

Например, команда отбирается на международный турнир. Туда нужно долететь, там нужно, возможно, заранее буткемп организовать, питание, перелеты. Есть много нюансов, которые можно в эконом-варианте провести, но иногда нужно больше инвестировать, чтобы тебе было комфортнее. 

Когда BetBoom Team полетела в Сиэтл, она полетела туда за неделю, может, чуть больше. Для того, чтобы акклиматизироваться, привыкнуть к часовому поясу и так далее. Тебя организаторы вот так не повезут никогда заранее – только строго к турниру. А если ты хочешь себя морально освободить, сделать это нужно за свой счет. И встает вопрос: есть у тебя на это деньги или нет? 

Мы были заинтересованы, чтобы у команды были все условия для того, чтобы она выступила максимально успешно. Мы пытались максимально закрыть все проблемы и сфокусировать внимание ребят на тренировочном процессе и турнире. Все, что мы могли им дать, мы дали. Это недешевая история. В этом, наверное, и разница. Можно в целом и без спонсоров прожить, но тяжело. 

Плюс мы можем поговорить про спортивный рынок. Если ты хочешь быть чемпионом, у тебя в команде должны быть лучшие игроки. Зачастую, если в твоей команде оказывается самородок, его рано или поздно заметят, предложат в два раза больше денег, и он перейдет. Без спонсорства невозможно поддерживать конкурирующую зарплатную среду. 

Загружаю...

– Наверное, поэтому у нас из топов без букмекеров только Liquid и Falcons. Но Falcons, наверное, деньги-то и не нужны. 

– Ну да, я думаю, что там все в порядке. Можно в целом без спонсоров жить. Подозреваю, там другой формат инвестирования. 

– Nix часто говорит о BetBoom как о компании, которая прежде всего обожает Доту. Насколько это близко к правде?

– Максимально близко. У нас в компании, наверное, топ-менеджмент на всех уровнях реально любит киберспорт. Причем речь не про просмотр ради интереса. У нас реально играют. У нашего топ-менеджмента в Доте по 4-5 тысяч ММР. То есть ребята реально разбираются. 

Это было одним из плюсов моей работы на самом старте в BetBoom. Когда я в Nike пытался продвигать киберспорт, мне нужно было объяснять людям: есть игры, есть стадионы, есть турниры, это серьезная история. Было тяжело.

Здесь мне ничего не нужно было объяснять. Все уже понимали, что это круто. Так сложилось, что почти все играли в Доту. Поэтому слова Никса максимально правдивы и верны. 

– У BetBoom Team недавно появился состав по PUBG. Есть планы на еще какие-то, скажем, не ортодоксальные дисциплины?

– Этот вопрос более справедливо было бы задать Саше Севиринову, CEO BetBoom Team. Последний раз, когда мы с ним общались, он мне сказал, что есть амбиции и интерес расширяться и искать возможности в новых дисциплинах. Просто пробовать, смотреть. Понятно, что у тебя каждая новая дисциплина – это затраты. Ты, подписывая новый состав, рассчитываешь на победы, на призовые, на какую-то компенсацию этих затрат. 

Мы, как партнер, заинтересованы в том, чтобы нейминг BetBoom был представлен в максимальном количестве дисциплин. Более того, если смотреть с точки зрения бизнеса, нам было бы интересно протестировать различные дисциплины на предмет того, насколько аудитория там готова к ставкам. Насколько она пересекается с футболом, например. Очень частая история, когда у тебя аудитория футбола ставит на киберспорт и наоборот. У нас есть определенные гипотезы, которые мы хотели бы проверять. 

Загружаю...

Если BetBoom Team готова расширять свои дисциплины, нам это интересно, мы готовы это поддерживать. Насколько этих дисциплин будет много и будут ли они, я не подскажу.

– В прошлом году вашими амбассадорами начали становиться комики, Big Baby Tape, Дора. Кажется, что они из совсем другого мира. Как ты оцениваешь успех их подписания?

– Я бы сказал так: мы их подписывали не только под киберспорт. Это в целом подписание под бренд. 

То количество активаций, которое мы с ними проводим, и то, насколько они поддерживают наши активации – и контент, и спецпроекты, и офлайн-мероприятия, которые не всегда находятся в публичном поле – это для нас очень успешные кейсы. Мы довольны и отказываться не хотим.

Ты не первый, кто задает этот вопрос в контексте киберспорта. Насколько вообще имеет смысл приводить на трансляции людей из музыки, кино или искусства, и насколько это может быть не кринжово.

У меня мнение следующее: я искренне верю, что киберспорт любит очень большое количество людей. Понятно, что самое заряженное ядро всегда в контексте текущих турниров, они следят за командами, смотрят трансляции. Но есть большой кусочек аудитории, который любит киберспорт не так сильно, а просто знаком с ним, потому что в детстве играл в CS и Dota 2. Мы верим, что через людей не из киберспорта мы можем попытаться до них дотянуться, привлечь и заинтересовать. 

Загружаю...

Есть разные активы, разные проекты, и в разных историях эти активы могут по-разному себя проявлять. Например, с точки зрения контента или имиджевых роликов такие амбассадоры всегда усиливают эффект от общей картинки. Им не обязательно быть экспертами и про-игроками, они просто любят эти игры. 

Иногда киберспорту не хватает встряски со стороны. Наблюдая за рынком комментирования, мы ловим себя на мысли, что упираемся в какой-то потолок. Есть аналитика, есть пики-баны и комментирование игры. Иногда не хватает какой-то свежести.

Может быть, это момент вкусовщины. Для кого-то это кринж: “Я хочу слушать только про-аналитику, мне не нужны вот эти хи-хи-ха-ха”. А кому-то нравится. Для кого-то это может стать дополнительным фактором, чтобы на трансляцию зайти и задержаться. Опять же, мы любим эксперименты, и мы их продолжаем. 

Ты упомянул Дору – я вообще не считаю, что это ошибка. Взаимодействие с Дорой – возможно, одно из лучших и самых успешных взаимодействий. Это тот случай, когда аудитория ее знает и любит. Когда мы привели Дору в практис-рум к BetBoom Team, там у половины игроков чуть сердце не остановилось. Найтфолл мог вообще в обморок упасть, у него аж руки тряслись. А на следующий день он начал в Доте жестко уничтожать всех. Не знаю, насколько это связано, но Дора – это была очень успешная коллаборация. И, наверное, будет больше с ней интересных историй.

– Я почему задавал этот вопрос: на Bali Major был момент, когда к Никсу пришли ребята из «ЧБД», онлайн там очень сильно упал, а в чате был пожар, «Не надо, уберите». 

Загружаю...

– Я был, по-моему, в этот момент за кулисами, но трансляцию не смотрел. Тогда ребята пришли между картами, в это время всегда идет падение цифр. Люди посмотрели карту, ушли, потом вернутся. Что происходило в чате, конечно, я не видел. Но зная чат Твича, не представляю, что должно произойти, чтобы люди остались довольны. 

– Они остались еще на игру после этого. И, если честно, чем дальше, тем становилось кринжовее.

– Это эксперимент. Не знаю, зайдут ли они в гости к Никсу снова, надо спросить у продакшен-команды. Возможно, у них уже есть вывод, что это не самая успешная история. 

Но, повторюсь, в целом нам ребята из «ЧБД» очень сильно помогают. Мы видим очень много потенциальных проектов BetBoom, где они могут быть интересны и полезны. Ребята очень любят киберспорт. Я думаю, что мы найдем тот формат вовлечения, который у аудитории рано или поздно откликнется.

– Как оценить коммерческий успех от трека Big Baby Tape?

– В первую очередь мы смотрим на количество прослушиваний, насколько вообще трек разошелся. Это по факту то же самое, что ты снимаешь ролик и потом смотришь на просмотры. Вот ты потратил, не знаю, 100 рублей на ролик, и у тебя он собрал миллион просмотров или тысячу просмотров. Это инвестиция против результата. 

Трек Тейпа – не совсем мой проект. У нас есть ребята, которые занимаются амбассадорами, это их идея была, их история. Я знаю, что этот трек очень хорошо залетел аудитории Тейпа. Видел очень много позитивных комментариев на Ютубе, где трек сравнивали с его старым стилем: «О, Тейп вернулся» и так далее. Мы смотрели разные музыкальные площадки: «Яндекс.Музыку», Apple Music, «VK Музыку». Трек даже в тренды залетал! Где-то был на 15-м месте, на 20-м, в чартах. 

Загружаю...

Поэтому, оценивая результат, кажется, что да, это прикольно. Это не то, что сконвертируется в трафик, это не про перформанс. Здесь мы говорим о построении имиджа и образа. Есть у тебя много таких маленьких историй. Но потом, когда проходит какое-то время, ты про это можешь всегда рассказать с гордостью. А аудитория не глупая, она видит, что бренд делает в видеопродакшне, в турнирах, какие спонсорские истории происходят. Зрители все это, как пазл, собирают, и у них складывается какое-то мнение о нас, как об игроке в индустрии киберспорта. Мы верим, что такие истории помогают нам двигаться вперед. 

– В нашем комьюнити практически незаметно это проходит, но вы проводите Streamers Battle еще и в Южной Америке. А до этого были партнерами Lima Major. Вы прощупываете новый рынок или уже основательно на него зашли?

– У нас есть отдельная большая команда, которая занимается международными проектами. С недавнего времени большое внимание они стали уделять киберспорту. Я бы сказал так: у нас есть очень большой интерес к Латинской Америке. Мы точно будем искать себя. Наверное, этот процесс будет более длительным, чем был в РФ. Я думаю, можно смело сказать, что мы сейчас очень активно прощупываем почву. 

– А на чем сейчас эффективнее зарабатывать: на спонсорстве турниров или команд?

– Это очень разные истории. Если быть максимально честным, то я считаю, что это турниры. Во-первых, они аккумулируют аудиторию, которой интересно в первую очередь само событие. Поэтому, когда ты предлагаешь в рамках трансляции ставку или оффер для новых пользователей, это максимально близкое попадание в аудиторию. Процент конверсии будет выше. Здесь мы говорим про привлечение новой аудитории и про активацию текущей. Есть спортивное событие, на него делается ставка, плюс можно предложить под турнир специальные условия, чтобы привлечь аудиторию.

Загружаю...

С точки зрения построения имиджа и выстраивания позитивного бренда в глазах аудитории турниры тоже помогают решать такие задачи. Но, наверное, существенно проигрывает спонсорству команды. С командой ты в целом мало чем ограничен. Ты можешь пробовать различные маркетинговые инструменты, пробовать разного рода контент. Ты можешь с аудиторией заигрывать, как только душе угодно. А в рамках турнира ты все-таки ограничен тем рекламным инструментарием, который тебе турнирный оператор или студия освещения предлагают. Ты в такие моменты начинаешь больше думать про перформанс, нежели про какие-то имиджевые проекты.

– Выходит, BetBoom Dacha в этом плане – идеальный инструмент.

– Да, BetBoom Dacha – это нейминг, который очень сильно разлетается по индустрии. Мне кажется, про BetBoom Dacha уже знают не только в РФ. Есть возможность делать энное количество разного контента, потому что это такая точка силы, куда мы привозим наших амбассадоров, наших инфлюенсеров. А еще есть турнир, который решает классические перформанс-задачи. Это уникальный готовый продукт, который помогает нам развиваться и как бренду, и как букмекеру. Но это, скажу честно, дорогой актив, очень дорогой.

Загружаю...

– Сейчас Саудовская Аравия в авангарде дотерских турниров, а Рияд вот-вот станет главным. Вам может как-то помешать местный запрет букмекеров?

– Наверное, нет. Это по факту один турнир, на котором мы не можем быть нанесены на джерси. BetBoom Team будет там как BB Team, как это было в том году. Но все все поймут. Это, кстати, плюс нейминга. Если мы говорим про Team Spirit или про любую другую команду, мы бы просто пропали с джерси. Но опять же: сейчас очень большое количество турниров в году, очень много тир-1 событий. Катовице в Польше или Рияд в Саудовской Аравии – это потери, но с таким плотным календарем это для нас не так критично.

– На BetBoom Dacha ты был одним из инициаторов бритья Сэйва налысо. А до этого говорил, что Дора приносит удачу. Ты вообще суеверный человек?

– Если честно, не очень. Я раньше был очень суеверным, когда в футбол играл. Монетку в бутсы положить, или перед пенальти какую-то пробежку специальную сделать. Какие-то глупости я делал раньше, да.

Сейчас, наверное, уже нет. Я верю в то, что все зависит от человека, и мы сами вольны решать свою судьбу. Нормально делай – нормально будет. Всегда есть какие-то третьи факторы, но мне кажется, что суеверия – это то, в чем ищут оправдания неудачи. 

С Дорой, мне кажется, вышла чисто человеческая история. Она в течение двух-трех дней очень много взаимодействовала с BetBoom Team, именно с игроками. Это очень позитивно сказалось с человеческой точки зрения на людях. Команда стала себя по-другому ощущать, и это, как мне кажется, повлияло на игру в ближайших матчах. 

Более того, Дора им записывала кружочки и голосовые перед каждой игрой, удачи желала. То есть это прямо такой ритуал был – перед каждой игрой послушать ее пожелания. Они такие заряженные ходили.

Загружаю...

📌BetBoom Team играет под баффом Доры. Похожее усиление уже работало на Инте

А Сэйва мы брили по простой причине. Он ходил просто взъерошенный, мы говорим: «Ну, Виталя, надо тебя уже побрить». Он ломался очень долго, но в какой-то момент мы ему ультиматум поставили. Это было не ради победы, просто мы считаем, что Витале нужно поднабрать массы, и он будет прямо вообще машина для убийств. Вин Дизель.

– А что ближе тебе лично: Дота или CS?

– Наверное, CS. Потому что я играл со школы еще в 1.5, 1.6. Для меня это была более доступная история. В Доту я начал играть где-то в 2018-2019 году. И моя мотивация была связана с тем, что я в какой-то момент загорелся идеей продвигать киберспорт в Nike. Мне было просто необходимо прочувствовать эту дисциплину. А лучший способ прочувствовать дисциплину – в нее поиграть.

Я потихоньку-потихоньку начал играть с ребятами, они мне объясняли основы. В целом сейчас я могу поиграть. Я в CS лучше играю, но и в Доте не затеряюсь.

– Получается, у тебя есть отличная перспектива, чтобы посмотреть на порог вхождения в Доту. Как ты считаешь, не слишком ли он высок и может ли отталкивать новую аудиторию?

– Мне кажется, что он критически высок. Сколько лет я уже играю и смотрю Доту, а все равно понимаю очень мало. Мне хватает знаний, чтобы в целом понимать, что на экране происходит, какие-то задумки, пики-баны, движения по карте. Но это понимание сильно отличается от человека, который играет на высоком уровне. Не отталкивает ли это новую аудиторию? Мне кажется, не совсем. В чем магия киберспорта: в том, что поколение людей, которые играют, подрастает. Сначала дети играют, потом они вырастают, зарабатывают деньги и начинают эти деньги инвестировать в продакшн, в турниры. У тебя киберспорт так и стал развиваться как индустрия. Каждый год новое поколение приходит в Доту и в CS. У меня, например, племянник с 7 лет начал поигрывать в CS. Он играл сначала в мобилки, в Standoff, потом переключился на CS. Сейчас ему 10 лет, недавно он начал играть в Доту. Это естественный процесс: для детей киберспортивные игры становятся нативными. Когда они начнут смотреть трансляции или станут фанатами какой-то команды, у них не будет проблемы с вхождением. Они играют в эту игру. Это то, что позволяет киберспорту развиваться. 

Загружаю...

Есть другой пример – моя мама. Она тоже следит за киберспортом. Она ничего не понимает, но ей нравится, когда на экране что-то там взрывается: магия, волшебство и так далее. Хотя в последнее время она начинает рассуждать. Я надежд не питаю: порог входа сложный, а играть она все равно не будет. Но для детей и юношей это вообще не проблема. Аудитория киберспорта будет увеличиваться и расти.

– Давай теперь о тебе. Какую книгу, фильм и песню нужно прочитать, посмотреть и послушать, чтобы тебя узнать?

– Ни фига себе! Всегда не любил вопросы, в которых нужно из многого выбрать одно.

– А можно целую кучу набросать! 

– С фильмов начнем. Не знаю, как выбирать фильмы, буду называть те, которые мне нравятся. Там уже выводы делайте сами.

Мне очень нравится «Гладиатор», вся франшиза «Назад в будущее». И в целом, наверное, все фильмы Роберта Земекиса. Не знаю, возможно это связано с тем, что Земекис был фанатом Nike. И я в Nike проработал 10 лет. Во всех фильмах всегда были найковские кроссовки, это прикольная история была. Я очень сильно от этого кайфовал.

Загружаю...

Мне очень нравятся фильмы «Дюна». Я сейчас говорю не про новые фильмы. И я бы еще сюда добавил «Хулиганы Зеленой улицы». Не знаю, почему я про этот фильм вспомнил, но он очень плотно связан с моим детством.

По поводу книг я бы назвал Дюма, «Граф Монте-Кристо». Мне очень сильно запала концовка книги, последняя фраза на последней странице. Она очень похожа зачастую на мое состояние с точки зрения работы. Фраза звучит так: «Ждать и надеяться».

Это очень похоже на нас: когда ты участвуешь в каких-то тендерах, за что-то борешься, понимаешь, что сделал все. И дальше просто ждешь результата. И мы постоянно находимся в какой-то борьбе, в какой-то конкуренции. И мы ждем и надеемся, что победим! Это близко мне.

А с точки зрения музыки все максимально сложно. Я бы, наверное, выбрал Prodigy, Scooter и Beastie Boys. Такая странная комбинация. 

– Странная, но мне очень нравится! Личность, которая тебя вдохновляет?

– Таких личностей было несколько в моей жизни. Это всегда были спортсмены. Именно поэтому я в свое время решил пойти в спорт. Когда мне было 7 лет, меня очень сильно вдохновлял Майкл Джордан. Старший брат принес кассету «Космического Джема» – после этого фильма я начал играть в баскетбол. 

Чуть позже, когда я начал заниматься футболом, меня вдохновлял Роналдиньо. Мне всегда нравился его стиль игры, его креатив. Когда я уже попал в Nike, я так или иначе делал какие-то проекты в футболе, связанные с тем же Рональдиньо. Для меня это было, наверное, исполнение мечты. 

Эти двое на фоне всех остальных выделяются существенно.

– Что можешь назвать самым большим успехом в жизни?

– Мы сейчас говорим про работу?

– Что сердце просит сказать!

Загружаю...

– Самое большое счастье – заниматься тем, что тебе действительно нравится, что ты любишь. Очень большое количество людей делают не то, чего они хотят, работают не там, где хотят, живут не там, где хотят. 

Я с самого детства играл в видеоигры. Учился на инженера, вся моя судьба вела меня не туда, где я нахожусь сейчас. Но в итоге в какой-то момент все изменилось. Я очень любил спорт и жил футболом – и в итоге проработал 10 лет в спортивной компании. Потом у меня появилась вторая страсть – киберспорт. Сейчас я работаю в киберспорте. В одном из самых крутых киберспортивных букмекеров в мире. Я счастлив, что меня окружает то, что я люблю. 

Мне кажется, это то, к чему все должны стремиться. Заниматься тем, что они любят. Это самое важное.

– Есть что сказать читателям напоследок?

– Хочется накинуть небольшой интриги без супер-подробностей. Во-первых, через месяц, 14 мая, стартует BetBoom Dacha в Сербии. Это точно турнир, за которым стоит следить – будет много сюрпризов. И в целом, говоря о мечте... Не знаю, случится это или не случится, тут думайте сами. Однажды мы придем к тому, что на турниры BetBoom Dacha будет возможность приехать не только у представителей СМИ, инфлюенсеров, но и у любого человека, который любит киберспорт и хочет посмотреть его вживую. Надеюсь, это случится.

* * *

Уникальное достижение Аме: год сидел в инактиве, вернулся – и сразу забрал топ-турнир

Телеграм-канал Руслана Керимова – тут мемы, Дота и мемы про Доту (что еще нужно?)