«Смех лучше всего выводит из любого тильта». Интервью с поваром BetBoom Team – о еде, команде и воспитании сына
Керимов поговорил с Lovethelaw.
Lovethelaw – новая звезда медийки BetBoom Team. Артем приходил в организацию поваром, но со временем все больше участвовал во влогах и в итоге стал ведущим канала.
Руслан Керимов созвонился с Артемом и очень приятно поговорил с ним о том:
- кем он был до BetBoom Team;
- как выводить игроков из тильта;
- почему ник Lovethelaw – не совсем то, чем кажется;
- как кормить Булка с непереносимостью глютена;
- какую еду Артем может есть ежедневно;
- какие есть типы поваров, и к какому себя относит Артем;
- почему он хотел бросить все и стать учителем;
- как успевать воспитывать сына, будучи и хостом, и поваром.
* * *
– Как ты попал в BetBoom Team?
– В BetBoom Team я попал через Толю Булка – до этого я с ним работал в EXTREMUM и Virtus.pro. Он мне позвонил, говорит: «Темыч, мы тут собрали новый состав, сейчас ждем подписания организации. Не хочешь ли ты поработать?».
Я ответил: «Да, хочу». На тот момент я уже не работал поваром где-то полтора года. И, собственно, не хотел. Но только из-за того, что это Дота, киберспорт и пацаны, которых я знаю, согласился. Окей, переезд, мы все вопросы решили и ударили по рукам.
– А чем ты занимался до этого?
– В тот момент, когда мы разговаривали, я работал на горнолыжке – спасал людей. А до этого работал спасателем на воде как матрос. У меня был перерыв от готовки около года. Я решил полностью уйти из гастрономии, сменить образ жизни чуть-чуть.
– Почему ты не хотел быть поваром?
– Потому что мне это не сильно интересно. Я согласился на эту работу, потому что это буткемп, это сфера, которая мне интересна – киберспорт. Я понимаю, что там происходит, и это часть моего хобби.
А работать в линейке, где-то в ресторане мне давным-давно перестало быть интересным.
– Ты когда-нибудь рассчитывал, что готовка станет делом твоей жизни, или всегда относился к этому как к ступеньке?
– Наверное, всегда это было ступенькой. Я стал поваром абсолютно рандомно. Лет в 20 я месяца три искал какую-то работу. Ничего не было, сидел дома, играл в компьютер. Мне уже родители начали говорить – сколько можно сидеть дома?
После очередного собеседования я шел мимо парка, и там на какой-то палатке было объявление: «Нам нужны сторожи и шашлычники». Я думаю: «Ну ### [блин], сторожем работать не хочется, а шашлычником, наверное, не так плохо». Я, естественно, с три короба наговорил: что умею готовить, что когда ездим с друзьями, я постоянно готовлю шашлык. Хотя, как правило, когда кто-то занимается готовкой, я просто сливаюсь.
Короче, я не умел ничего делать, но работа есть работа. Отработал сезон на этих шашлыках, все нормально получилось. Прикинул, что с такой работой я смогу путешествовать, нигде не останусь без дела, всегда буду накормлен и все такое. Она достаточно востребованная, и я думал – ну, поработаю сейчас поваром, покатаюсь, посмотрю…
Но как-то всерьез фанатеть, что-то выдумывать – мне это никогда не было особо интересно. Да, первое время, когда набирался опыта, я каждые три месяца менял заведения. Катался по странам, по ресторанам, просто набирался опыта.
Никогда не видел себя шефом, который открывает новые горизонты в кулинарии. Да и в принципе за всю свою карьеру я встречал два-три фанатика, которые реально этим болеют, ищут новые сочетания. Я никогда к этому так не относился. Ну, работа и работа. Не самая простая, но часто достаточно веселая, интенсивная, и мне до поры до времени это было окей.
– А в Доту ты играешь?
– Сейчас мало, но в принципе я всю жизнь в нее играл.
– Сколько MMR?
– Сейчас 2700 или около того.
– Ну, нормально, порядочно.
– Да, норм.
– А в другие игры какие-то играешь?
– Тоже поигрываю в CS, в Apex. Могу какой-нибудь синглач пройти, могу что-то на PS запустить. Киберспорт – мое хобби, и я сам по себе геймер. Я могу посидеть, подзалипнуть во что-то. Из основных: CS, Дота и Апекс.
– Есть какой-то синглач любимый?
– Слушай, мне Darkest Dungeon очень нравился одно время. Такой вот хардкорный. Ну, The Last of Us, естественно, какие-нибудь Red Dead Redemption, Ведьмак. Все по базе.
Для меня компетитив-составляющая все равно важна, потому что иначе теряешь интерес просто. Соулслайки еще люблю, тоже по хардкору.
– Cenra как-то говорил, что ты способен выводить игроков из тильта. Как?
– Я достаточно позитивный человек и понимаю, что ребятам надо выйти из какого-то состояния. Я это вижу, я это чувствую. Нет лучшего средства от этого, чем смех и улыбка. Юмор! Каким бы он там ни был.
Либо окунуться в бассик, либо еще какие-то шутки. Смех лучше всего выводит из любого тильта. Поделись улыбкою своей!
– Ты экстраверт – как смог так легко найти подход к команде интровертов?
– Если я кажусь таким экстравертом-экстравертом, это не значит, что я фулл такой. Для меня абсолютно нормально засесть дома на неделю и вообще никуда не вылезать.
Помогло то, что мы с этими ребятами очень похожи на самом деле. Хоть со стороны так не кажется. Мы легко находим общий язык, легко узнаем друг друга. Может казаться, что мы вообще огонь и лед, но есть точки соприкосновения в виде взглядов на жизнь, на юмор, на что угодно. Мы с ними не такие разные, поэтому мне с ними достаточно просто. И комфортно!
Я не чувствую, и они не чувствуют, что у нас прямо рабочие отношения. Что кто-то не в своей тарелке, что ему что-то можно недосказать или наоборот. У нас дружеское общение. И это все построилось не потому что ты находишь какие-то подходы. Просто человеческое общение.
Я тоже чел, который любит посидеть за компьютером, поугорать и так далее.
– Кто придумал кричалку «Я говорю Bet…»?
– Кричалку придумал я. В Армении на BetBoom Dacha мы что-то снимали, фотографировались на фоне ковра возле забора. Для совместного фото надо было эмоцию какую-то изобразить или вроде того. И начался этот движ «Я говорю Bet.. Boom», чтобы развеселить ребят. История умалчивает, но вроде как придумал я.
– Со стороны ты не кажешься человеком, который всегда соблюдает правила и любит все законы. Откуда ник Lovethelaw?
– На самом деле так и есть. Ник изначально был Fuckthelaw. Мне вообще кажется, что это полуочевидно. А потом в один момент я как будто повзрослел и подумал: «Ну зачем? Ну зачем оставлять вот это Fuck?» В моем понимании Love в этом контексте значит абсолютно то же самое.
Да и любовь спасет мир, опять же. Поэтому Love. А Fuck… Пусть там другие факают.
– Ты панк.
– Ну, не сейчас. В отдельные моменты жизни да, но не сейчас. Я отец. Не сказать, что я прямо семьянин, но отец. Я остепенившийся панк. Не тот, который будет бутылки на улице бить. Это все где-то осталось, это все часть меня, но просто чуть мудрее стал. Меньше каких-то таких поступков. А панк – когда-то был, да. А бывших не бывает, наверное.
– Сто процентов. Кто инициировал то, что ты попробовал себя в роли хоста?
– У меня какой план изначально был… Не то чтобы план, а как я видел ситуацию с учетом того, что я устал от готовки. Я вхожу в эту сферу и начинаю в ней развиваться. Соответственно, у меня были какие-то мысли из разряда: «А что я вообще могу, что я умею и чем бы я мог быть еще полезен?». Одна часть инициативы шла от меня. Плюс ребята, в частности Лука, Глеб, тоже сильно поддержали эту идею. Не помню, кто это сказал первым, но у нас были общие разговоры постоянно на эту тему. И сама обстановка в команде в общем месте нашего жительства на буткемпе складывалась так, что все стакалось. Все выглядело так, что это может работать. Как так получилось? Ну, как-то само собой.
Опять же, у меня был план, что мне надо от поварства все равно постепенно-постепенно уходить. Конкретно куда и во что, я не очень сильно понимал. Там Лука накинул, Глеб что-то: «Давай-давай, пробуй, прикольно будет». Мы попробовали, поснимали, и… как будто бы не все так плохо.
– Но ты при этом от поварских обязанностей никуда не делся?
– Ни в коем случае!
– Насколько сложно с новыми делами с контентом еще и уделять время еде на буткемпе?
– Поварство для команды на этом буткемпе – мой основной вид деятельности. Контент, вот это все – дополнительная нагрузка, которую я по собственной инициативе взял на себя. У меня в приоритете все равно готовка, у меня есть договоренности с командой, что будет так.
Поэтому сложнее, чем было до этого, времени меньше, но с этого тоже прикалываюсь, получаю определенные эмоции. Это часть моего хобби, которое я развиваю. А когда ты хобби превращаешь в работу, дается не так сложно. Время на все найти можно.
– Как кормить Булка с непереносимостью глютена?
– Нормально на самом деле. Первое время тяжело, когда ты начинаешь читать, что такое непереносимость глютена. Ты думаешь: «##### [черт], человеку нельзя хлеб, нельзя макароны». Дофигища приправ всяких нельзя…
Со временем это не так сложно. Первое время на любом продукте, который ты берешь в магазине, ты вынужден читать состав. Не знаю, сталкивался ты или нет: абсолютно в любом продукте, где не может быть глютена (та же самая гречка или рис), если он делается на том же производстве, где делаются макаронные изделия, они на пачке пишут «может содержать следы глютена». Каким бы то ни было образом. Одно производство, одно здание и все такое.
Короче, ты первое время вынужден за этим сильно следить и обращать внимание на все эти пачки. А сейчас это уже само собой. Я знаю, что я покупаю, что готовлю. Иногда я для него готовлю что-то отдельное. Но в принципе я настроил свою работу так, что все пацаны едят одно и то же. В исключительных случаях раз в день, раз в полтора дня я ему что-то отдельное готовлю для разнообразия. Поэтому на сегодняшний день это достаточно просто. Когда ты выработал уже свою систему, то не так это страшно.
Я думаю, ему самому сложнее. Пробуешь все эти безглютеновые продукты… Не знаю, доводилось ли тебе, ты понимаешь, сколько вкусов в жизни он упускает даже с тем же самым хлебом, с теми же макаронами, с тестом, с блинами. Блины безглютеновые – это, конечно, мрак.
– Насчет вкусов я тебе могу сказать, что я серьезный аллергик и много чего не ем годами. Ты даже об этом не думаешь. У меня, например, аллергия на рыбу и морепродукты. Я не знаю их вкуса, и мне вообще нормально с этим живется.
– Конечно! До тех пор, пока ты не знаешь. Это у него все-таки достаточно давно, не с неба свалилось. Не было такого, что ты 25 лет живешь, ешь что попало, а потом бац! И все, тебе приходится себя ограничивать сильно в чем-то. В сравнении ты уже понимаешь, что было вкусно, а сейчас невкусно. А так, человек тоже привык к своему рациону. Он просто не подозревает.
Это так, скорее рофл. Я же ему готовлю, пробую, не пересолил ли или еще что-то. Пробую макаронину нормальную, пробую безглютеновую. Разница для меня колоссальная.
– Зато есть шикарный прикол: каждый раз говорить «Эх, знал бы ты!»
– [Смеется] Ну да. Это способно, правда, депрессию вызвать в один момент.
– А какая у тебя любимая еда?
– Слушай, я абсолютно непривередлив. Моя любимая еда – это вот на завтрак у меня остается рис, мясо со вчерашнего дня. Я это все мешаю. Короче, жареный рис с курицей, добавляю туда каких-то овощей. Рис с любым мясом, курицей, овощами – для меня это идеальная еда. Я могу один раз плотно поесть на завтрак. В течение дня ты просто насыщаешься в процессе готовки, где-то за счет запахов, где-то попробовал, где-то еще что-то. И я могу на одном завтраке свой день прожить. Где-то там съесть банан, яблоко, где-то кусочек шоколадки. Поэтому завтрак, жареный рис с курицей, с каким-то азиатским, может острым, соусом – это про меня. Это я могу есть каждый день, что я в принципе и делаю.
– У меня в продолжении вопроса было написано «поделись идеальным рецептом». Но тут идеальный рецепт – все, что под руку попадется.
– Типа того, да. Есть разные типы поваров в моем понимании. Есть тот, кто заморачивается, знаешь, идет по рынкам собирает все эти суперпродукты. Потом делает тебе это дефлопе, гребешки с лимонным соусом. А у меня личный скилл в том, чтобы из ничего, из того, что есть, приготовить что-то. И чтобы это было, я не скажу, что классно или восхитительно, но это будет более чем съедобно. Кто-то скажет, «вкусно», кто-то скажет «нормально». У меня такой скилл: из ничего или того, что есть, сделать что-то. Такая своеобразная алхимия на кухне.
– Я думаю, что в твоей позиции это ровно то, что нужно.
– Ну, да. Тут можно варьироваться. На моем месте может быть человек, который будет другим. Он будет заморачиваться, делать тоже красиво. Это однозначно будет вкусно и все такое. Но у меня подход к еде немножко другой. Я не вот этот ходок по ресторанам. Для меня еда должна быть вкусная, насыщенная, сытная и не тяжелая. Я за этим скорее гонюсь, чем за внешним видом, суперразнообразием, каким-то уникальным вкусом.
– Я скорее не о том, что не нужен мишленовский шеф на буткемпе. То, как ты готовишь, отражает тебя как личность. А та личность, которая была бы другим типом повара, вряд ли бы сошлась с дотерами.
– Вряд ли, согласен! Я такая бабушка/мама/дед, который что-то приготовит домашненькое. Вкусно поел, все, иди играй, сынок.
– Ты как-то рассказывал, что любишь лошадей. Часто ездишь?
– Вообще не езжу. Когда рассказывал, мы снимали ролик в Ереване. Концепция ролика была в том, что я, лошади, все круто.
Вообще я люблю и лошадей, и в принципе всех животных. Лошади крутые. Но с лошадьми какой прикол: у меня лет до 13-14 была прямо жуткая боязнь их. Потому что я в 7-8 лет видел, как девочку лягнула лошадь в деревне. И она отлетела на 10 метров. Я достаточно долго с опаской и на большом расстоянии их обходил.
А потом в той же самой деревне сосед придет к тебе поле вспахать. У него конь Кузя. Ты придешь, его хлебушком покормишь, погладишь. Понимаешь, что ничего страшного нет.
Возвращаясь к Армении: это мой первый опыт езды. Первый осознанный, скажем так, опыт езды на лошадях. Я дико кайфанул и хотел бы еще раз попробовать. Есть, знаешь, прогулки на лошадях по пересеченной местности, что-то такое. Обязательно надо будет устроить себе такой досуг.
– У тебя есть татуировка из аниме. Расскажи о ней и о любимых тайтлах.
– Это учитель Онидзука. Из аниме GTO – Great Teacher Onizuka. Оно в топ-3, я не буду распределять, наверное. Точно одно из любимых.
Я себя как-то сравниваю с этим персонажем, с этим архетипом. Мне просто близок этот персонаж. Однажды смотрел это аниме, мне было лет 25, не помню. Настолько оно меня тронуло, что я такой: «Блин, может вообще бросить все и пойти учителем работать». Такое впечатление на меня произвел этот персонаж и это аниме.
А любимые: GTO пускай будет, «Тетрадь смерти» и «Стальной алхимик». Накидаю просто своей базы. «Наруто» норм, «Блич» норм. Есть классный файтинг, наверное, не сильно известный. Но нетфликсовский, значит, все-таки известный. Kengan Ashura называется. Если файтинг хочется посмотреть, я его всем рекомендую.
Не сказать, что у меня список из аниме на несколько листов А4. То, что на поверхности, я смотрел. С парнями когда начинаешь общаться, там такие названия залетают, что ты уже думаешь, не.
«Что посмотреть?» Тебе там [в BetBoom Team] накидывают список из двадцати. Не, у меня попроще. Да и просто на самом деле аниме – вещь такая. У тебя есть время посмотреть, ты сядешь, тебя еще затянет. А я такой человек, что не люблю оставлять на потом. Вот пока тебя держит весь сюжет, я хочу посмотреть полностью. И максимально быстро, чтобы на одном дыхании. Возьмешь какую-нибудь анимешку сейчас – пару сезонов на одном дыхании? Ну, удачи. Расскажите мне, как посмотреть «Ван Пис» на одном дыхании.
– Ты говорил, что с готовкой и контентом у тебя мало времени. Насколько тяжело успевать еще и сына воспитывать?
– Мне это дается легко, потому что я кайфую от этого процесса. Я сильно его люблю и вообще с кайфом провожу с ним время. Естественно, хочется, чтобы иногда времени было побольше. Но я не сильно на самом деле отличаюсь от какого-то работяги-заводчанина в этой ситуации. Разве что я работаю 7/0 вместо 5-2. Но вечера у меня свободны, и их я посвящаю ему. Приеду, погуляю с ним.
Я на днях об этом думал. Понятно, что это не отговорка, и чем больше ты видишься, тем лучше. Но чем эти встречи реже, тем они ярче. Ты встречаешься, больше посвящаешь себя, больше ориентируешься на общение, на контакт. Не тяжело. Просто иногда мало, хотелось бы побольше.
– Хотел бы, чтобы он стал киберспортсменом?
– Ой, я хотел бы, чтобы он просто был счастливым. А кем он захочет стать – танцором, киберспортсменом, кем угодно. Но как минимум он никуда не денется от знакомства с киберспортом. Потому что я его отец, а он мой сын. Но опять же, решение только за ним. И какое бы он ни принял, я очень сильно надеюсь, что поддержу его во всех смыслах. И предоставлю ему такую свободу выбора.
– Сын живет с тобой на буткемпе?
– Я арендую квартиру в Белграде, это минут 40 езды от буткемпа. Он живет с мамой. Я могу его привести, когда у нас нет тренировочного процесса или когда парни разъехались по домам. Я могу его на работу брать, просто время с ним проводить. Нет, ты чего, ребенку три года с небольшим, на буткемпе жить было бы невыносимо. Ни для него, ни для парней. Маленький ребенок создает слишком много хаоса вокруг. А мне мало того, что тут и так детей хватает, еще и за своим смотреть! Шучу.
– Давай напоследок расскажем тем, кто за вас еще не болеет, почему уже пора!
– Почему пора за нас болеть? Да потому что мы настоящие, потому что мы трудоголики, потому что мы лучшие в конце концов. Потому что у нас был не самый легкий путь, моментами не самый удачный. Но мы здесь, мы делаем то, что мы делаем, и собираемся быть общепризнанно лучшими.
Болейте за нас, потому что мы настоящие и потому что мы лучшие. Вот так подытожим.
* * *
Телеграм-канал Руслана Керимова – тут мемы, Дота и мемы про Доту (что еще нужно?)