Посмотрели пилот «Джентльмена в Москве». Здесь Макгрегор в роли русского графа страдает в СССР
История России без России и истории.
Вышел первый эпизод сериала «Джентльмен в Москве» о вымышленной истории графа Александра Ростова, приговоренного большевиками к пожизненному домашнему аресту в отеле «Метрополь». Рассказываю, чем интересно шоу с Юэном Макгрегором и почему первая серия не оправдала надежд.
📌 «Летучий корабль» – шокирующе бессмысленный клип. Ему место на Ютубе, а не в кинотеатре
«Джентльмен в Москве» – самый интересный западный проект о России последних лет
В основе сериала – одноименный бестселлер современного американского писателя Амора Тоулза. Западные критики практически единогласно восхищаются книгой, называя ее «отличным романом, доставляющим непрерывное удовольствие, наполненным очарованием, личной мудростью и философским прозрением». Сам писатель в интервью говорил о любви к русской культуре и желании уйти от однобокого взгляда на Советский Союз.
«Люди моего поколения в США имеют очень субъективное представление о Советской России. Нас убеждали, что в 1930-1940-е все там были несчастны, что все хотели уехать и стояли в очередях за буханкой хлеба. Действительно, были очереди, страх, репрессии, но в те годы большинство русских людей продолжали влюбляться, жениться, рожать детей, праздновать юбилеи, уходить в отпуск. В книге я пытаюсь описать это многообразие и проблемы повседневной жизни».
Амор Тоулза в интервью El Mundo
Концепция камерного исторического романа выглядит интригующе:
- старый отель как огромный организм со своими тайнами и неписаными правилами;
- уникальные истории постояльцев и сотрудников, формирующие портрет эпохи;
- прелести аристократической богемной жизни с высокой кухней и богатыми интерьерами.
«Джентльмен в Москве» – редкий пример дорогого исторического сериала о России. Совместное производство Paramount+ и Showtime, часть эпизодов поставил Сэм Миллер («Лютер», «Черные паруса», «Сквозь снег»), а в сериале, помимо Макгрегора, снялись Мэри Элизабет Уинстэд и Джонни Харрис.
Наконец, «Джентльмен в Москве» посвящен важному и очень яркому периоду истории России: НЭП, коллективизация, сталинские репрессии.
Это история страны через призму жизни одного человека
Завязка сериала обещает интригующий и необычный взгляд на Россию первой половины XX века. Главный герой – элегантный, образованный и жизнерадостный аристократ Александр Ильич Ростов. В 1914 году по загадочной причине он покинул Российскую империю и вернулся на родину только после революции 1917-го, чтобы помочь бабушке эмигрировать в Англию. Однако сам страну не покинул и до 1921 года жил в роскошных апартаментах московского отеля «Метрополь», пока им не заинтересовалась советская власть.
📌 Что случилось с Марлоном Брандо – «крестным отцом» и секс-символом Голливуда
Смертного приговора граф избегает, потому что некоторые высокопоставленные большевики считают его автором известного революционного стихотворения. Ростова приговаривают к пожизненному домашнему аресту в «Метрополе» и угрожают расстрелом в случае побега. Основной сюжет сериала посвящен жизни Ростова в отеле на протяжении следующих десятилетий. Через его судьбу рассказывается история страны и показано, как ключевые события эпохи повлияли на жизнь и взгляды не только главного героя, но и окружающих его людей.
Первая серия – сумбурная историческая драма с героем, которому сложно сопереживать
«Джентльмен в Москве» снят лучше, чем 99% отечественных исторических сериалов: операторская работа, постановка – все по стандартам западного премиального телевидения. Макгрегор невероятно органичен в роли русского аристократа. Ощущение, что детство он провел не в шотландской глубинке, а в родовом поместье под Нижним Новгородом.
Вся проблема пилота в сюжете. Дело даже не в исторических неточностях, хотя их достаточно. Например, в титрах говорится, что власть в России захватили «ленинисты». В основе «Джентльмена в Москве» абсолютно кафкианская история про человека, оказавшегося в абсурдной, фантасмагоричной ситуации. Но не ждите политической сатиры, юмора, харизматичных персонажей, национального колорита и атмосферы страшной взрослой сказки. Создатели делают вид, что перед нами серьезная историческая драма про ужасы революции.
При этом в первой серии нет ни нормальной драматургии, ни исторического контекста, а главному герою очень сложно сопереживать.
Эпизод начинается со сцены суда над Ростовым, и это не пародия на советскую власть в стиле «Собачьего сердца». Все в высшей степени драматично, судьи хмурят брови и обещают расстрел, а главный герой отшучивается и не понимает всю серьезность происходящего. Вот только нам забывают рассказать, в чем обвиняют протагониста.
«Джентльмен в Москве» критикует революцию и советскую власть, не объясняя, что в них плохого. Все ужасы большевизма заключаются в том, что периодически появляются пара красноармейцев, чтобы кого-нибудь арестовать или расстрелять.
Для Ростова чуть ли не главная проблема большевистской власти – теперь в его любимое блюдо вместо прошутто кладут свинину, а друг князь жалуется, что у того отобрали дворец. Создатели пытаются показать, что новая власть лишила героев родины и привычного уклада жизни, но выглядит это максимально комично. В Москве 1921 года после нескольких лет гражданской войны и продразверстки наконец-то закончилось прошутто…
📌 Посмотрели дебют Конора Макгрегора в кино. Он мастерски играет мерзавца
Сериал, преклоняясь перед аристократичностью Ростова, не раскрывает, почему он положительный персонаж. Из-за того, что гурман? Носит шикарные усы? Вежлив и дружелюбен с окружающими? Потому что бросает фразы, достойные мотивационных тренингов: «Я не позволю, чтобы они увидели, что я сдался»?
Сериал лишен каких-либо визуальных, стилистических или интонационных признаков эпохи. Революционные плакаты и мода, поэты-авангардисты, нэпманы, советский новояз, красные комиссары – всего этого нет. Действие шоу как будто происходит в какой-то универсальной вымышленной реальности без исторического контекста. Люди все так же называют главного героя «ваша светлость», все так же собираются, чтобы послушать классическую музыку, и одеваются в смокинги. Правда, иногда из ниоткуда появляются злые красноармейцы, чтобы сорвать исполнения Рахманинова, но это больше похоже на случайность.
Большую часть хронометража первого эпизода Ростов ходит по отелю, умывается, ест, читает газеты, вспоминает прошлое и сохраняет благостное расположение духа. Ну, и придумывает план побега из СССР, включающий пеший 300-километровый переход зимой до Минска. Непонятно, почему не вплавь до Аляски.