В России хотят выпустить свою игровую консоль. Что об этом думают разработчики
Кибер собрал мнения.
27 марта Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о производстве российских консолей. Раз власти проявили интерес, значит, исполнители найдутся, а в магазинах однажды появится наша консоль. Но нужна ли она? Отвечают разработчики игр.
📌 Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!
Михаил Светлов, основатель Odd-Meter, разработчик игры INDIKA
«Если речь о создании консоли исключительно для внутреннего рынка, то важно помнить: игровая консоль – это не просто устройство, это в первую очередь магазин и экосистема вокруг этого магазина. А еще разработчики, готовые выпускать игры, соответствующие требованиям этой экосистемы.
Можно собрать ПК в красивой коробке и установить на него VK Play, но я с трудом представляю покупателя такого устройства и разработчика, готового делать под такую консоль эксклюзивы. В ситуации, когда даже на мировом рынке никто не решается конкурировать с Sony, Nintendo и Microsoft, идея делать что-то, намеренно ограничивая рынок, кажется странной.
Насколько я слышал, выпуск запланирован уже на 2025 год. В таком случае самый реалистичный сценарий, который я могу представить, – выпуск очередного китайского клона Steam Deck под русским брендом.
Вообще я скептически отношусь к инициативам, имеющим под собой идеологическую подоплеку. Пока мы существуем в условиях свободного рынка, русская консоль и русский движок появятся, как только в этом найдется экономическая целесообразность. Поручения и инициативы на эту целесообразность повлиять вряд ли смогут».
📌 «Мне постоянно угрожают убийством». Интервью с разработчиком INDIKA, игры об одержимой монахине
Альберт Жильцов, директор 1С Game Studios, разработчик игр «ИЛ-2 Штурмовик», «Сказки Старой Руси», «Война миров: Сибирь»
«К инициативе пока отношусь настороженно. Любая затея подразумевает три этапа: цель – исполнение – результат. Каждый из этих этапов фатален, если выполнен без соответствия требованиям. Отсюда и осторожность.
Цель – однозначно поддерживаю. Когда в феврале мне задавали этот вопрос, писал примерно следующее: «Консоль – важная цель. Создание консоли потребует серьезных вложений, но это необходимо индустрии. Это поможет создать материальную базу и настоящие рабочие места, а не только спекуляции вокруг темы. Это рабочие места для инженеров, разработчиков, дизайнеров. Именно это и называется индустрией».
У этой идеи были противники, которые утверждали, что инициатива вряд ли окупится. Я не понимал и по-прежнему не понимаю, где взаимосвязь между окупаемостью и национальным проектом. Задачу таких проектов вижу в раскрытии новых возможностей, в создании этих возможностей для бизнеса. Вот на этом этапе уже можно говорить об окупаемости. Если везде искать только выгоду, то могут повториться 90-е. Зачем вкладываться в перспективу? Оно же вряд ли окупится!
Что касается исполнения, то тут уже присутствует изрядная доля скепсиса. Пока не заметно тех, кто способен принести что-то в жертву для реализации этой идеи. Уже появились «исполнители» и многие, как мне показалось, увидели возможность удовлетворения собственных потребностей. У них не видно понимания, что это большой и сложный проект. Только шапкозакидательство.
На первом этапе необходимо создать отечественную группу разработчиков, инженеров, дизайнеров. Они должны разработать проект под ключ. Ключ же, как мне кажется, в руках китайских партнеров. Они могут помочь с первой версией объекта, производством и доставкой. И необязательно ставить клеймо «Сделано в России», это вызовет только отторжение. Достаточно, что это «Придумано в России» или «Разработано в России». Сделано оно пока может быть и в Китае, ничего плохого в этом нет. Макбуки и айфоны тоже делают в Китае.
На втором этапе можно говорить о локализации или узловой сборке в РФ, снижении себестоимости и рабочих местах. И сразу же ответ тем, кто напишет: «Надо делать свой ПК, зачем нам консоль?» Верно, но только отчасти. Свой ПК сейчас очень нужен, но для науки, промышленности, армии. Для игроков достаточно и консоли. Это, по сути, часть ПК, только заточенная под игры.
Результат мало предсказуем. У нас не очень жалуют все отечественное, это уже вошло в привычку. А привычки, как известно, очень сложно искоренять. Цена должна быть невысокой. А как это сделать, если консоль должна быть достаточно мощной? И продать нужно много. Наверное, миллионов десять. Тогда у нас появится свой суверенный рынок. Он будет привлекателен и для инвестиций в продукты для этой консоли, и для зарубежных компаний тоже. Тогда они уже не смогут манипулировать, вводя санкции и забирая себе деньги из РФ без возврата».
📌 «Игрожуры, перестаньте считать людей идиотами». Разговор игрожура с директором 1С Game Studios
Владимир Белецкий, основатель Morteshka, разработчик игры «Черная книга»
«Теоретически возникновение российской консоли – не фантастика. Проблема в том, что это слишком маловероятно в названые сроки. Сразу оговорюсь, что покупка китайского ноунейма и приклеивания шильдика на кириллице не входит в определение отечественной консоли.
Во-первых, консоль должна быть спроектирована командой инженеров, имеющих в этом некий опыт. Допустим, такая компания есть, но сроки в несколько лет недостаточны. Valve потребовался опыт производства периферийных устройств и Steam Machine прежде, чем появился Steam Deck. Это заняло добрые десять лет.
Во-вторых, для консоли потребуются комплектующие, которые сложно получить из-за санкций.
В-третьих, современная консоль требует программной инфраструктуры, сотрудничества с разработчиками игр и движков. Выстраивание такого сотрудничества требует времени, не говоря уже о невозможности прямого взаимодействия из-за санкций. Конечно, можно говорить о взаимодействии только со студиями из РФ, но это ставит вопрос о востребованности устройства на рынке.
Наконец, подобные инициативы должны быть продиктованы рынком, а не указом сверху. Не думаю, что по мановению начальственной палочки можно решить любую проблему. По итогу кажется, что по-быстрому можно сделать или консоль для галочки, или низкокачественный продукт».
📌 Поговорили с создателем «Черной книги». Как живут российские студии и во что играют разработчики
Михаил Чупраков, основатель niceplay games, разработчик игры Potion Craft
«Слишком мало данных, чтобы объективно оценить, поэтому могу только поверхностно пройтись. Понятное дело, что это делается от безысходности из соображений импортозамещения. Скорее всего, такой подход ни к чему прорывному и качественному не приведет. Гейминг – слишком творческая область, чтобы делать что-то по госзаказу с нуля без пререквизитов.
Производство консолей – сложная цепочка, в которой слишком много переменных. К такому производству нужно готовиться десятки лет и выстраивать нужные инфраструктуру и имидж. Требуются промежуточные высокотехнологичные материалы (видеокарты, процессоры), качественный софт, удобные надежные геймпады, разработчики игр, которые согласятся делать/портировать игру на новую несуществующую консоль. При этом игры должны быть продающими флагманами (как «Зельда» для Switch когда-то). То есть это эксклюзивы. И все это должно быть очень дешевым, то есть, скорее всего, производиться в убыток себе.
В теории все это возможно в каком-нибудь Китае с его производственными мощностями с закладом на 10-20 лет вперед, но в кейсе России звучит очень прохладно. Идея сама по себе неплохая, но она не кажется реально выполнимой»
Дмитрий Качков, основатель Sobaka Studio, разработчик игры Redeemer, 9 Monkeys of Shaolin, «Киборг»
«Ситуация с консолями напоминает самолеты. Разработка дорогая и не так уж нужна, когда есть Boeing и Airbus. Но есть большое «но». Чтобы построить самолет, нужны спецы, которые знают свое дело, и большая инфраструктура. Ее нужно создавать, пусть это и займет десятилетия.
Никто не знает, что через 10 лет случится с Sony и Nintendo. Вероятно, все будет хорошо, но так же думали о General Motors, которая взяла и обанкротилась. Поэтому развивать спецов и вкладываться в разработку технологий надо обязательно. Иначе в какой-то момент может быть уже поздно.
Конечно, конкурентную составляющую тоже надо учитывать. Тут надо смотреть, что может предложить отечественная консоль, чего нет у Sony и Nintendo. На самом деле много чего: хотя бы связь с местными сервисами вроде Яндекса и VK».
Артем Коблов, основатель Perelesoq, разработчик игры Torn Away
«Не стоит ждать чего-то уровня PS, Xbox или Switch. Скорее, речь о простых консолях на базе Android. Я не сильно погружен в этот рынок, но говорят, что подобные устройства китайского производства очень популярны. В целом инициатива хорошая, с чего-то начинать надо. Буду рад, если получится достойный продукт».
Яндекс, Astrum и VK отказались от комментариев.