Я никогда не любил шутеры, но от Doom Eternal в восторге

Храни небеса и преисподняя id Software.

Я никогда не любил шутеры, особенно быстрые, мясные и скиллозависимые, потому что никогда не умел стрелять. Даже в детстве в Return to Castle Wolfenstein (я не настолько древний, чтобы начинать с Wolfenstein 3D) любая жаркая перестрелка заставляла судорожно прятаться за ящиками. 

Шли годы, я цеплял по верхам главные релизы вроде Modern Warfare или Crysis, любил Half-Life 2, но понимал, что шутеры не для меня. Так продолжалось, пока недавно не прошел Doom 2016 года и Doom Eternal. И если оригинал мне просто понравился своей звериной непосредственностью, то от сиквела я в полном восторге.

Потому что…

Эпичное начало Doom Eternal: мясо, рок и ничего лишнего

Eternal – это очень умная игра

Я всегда думал, что в шутерах правят рефлексы: бегай, стреляй, прыгай и иногда меняй оружие. Но Eternal – комплексная, глубокая и очень умная игра. В твоих руках полноценный оркестр аннигиляции демонов: 8 видов оружия дальнего боя (у каждого по два альтернативных режима огня) и 3 ближнего, два типа гранат, огнемет и кровавый удар. Весь арсенал нацелен на выполнение конкретных задач и будет актуален до конца игры. Еще большую вариативность обеспечивают системы прокачки, улучшающие как характеристики Палача (вроде здоровья и боезапаса), так и усиливающие его активные навыки.

Загружаю...

Чудо происходит, когда возможности героя встречаются с дизайном арен и врагов. Боевые локации вертикальные, с несколькими маршрутами перемещения, секретными местами и обильным платформингом. Демонов около десятка, и к каждому нужен особый подход. Какодемона заткни дробовиком, Арахнотрону отстрели пулеметы, для усиленного Манкубуса сохрани кровавый удар. А что делать с Архвилем? Молись, чтобы у тебя был заряд горнила!

5 любимых монстров в видеоиграх. Жуткие, но притягательные

Враги и арены – два столпа геймплея Eternal. Ты не только должен постоянно двигаться и стрелять, но и искать правильные маршруты, подбирать к врагам нужные стратегии и молниеносно реагировать на меняющуюся ситуацию. Спинномозговой шутер заставляет задействовать мозг на 200%.

Загружаю...

Eternal – это «учись и преодолевай»

Я приходил в Doom без солидного опыта и шутерных рефлексов, но быстро всему научился. Меня просто бросили в толпу демонов – «как-нибудь выплави сам». И это обучение через хардкорный геймплей – одно из лучших, что я видел в видеоиграх. Пока не усвоишь, как работает оружие, не поймешь уязвимости демонов, не подберешь стратегии под свои навыки (а их множество, моя – «беги и жди своего шанса»), не освоишь мувмент и стрельбу – ты не пройдешь дальше. 

В 90-х в шутеры играли «трактористы». Нет, это не сельские парни, а хейтеры мышек

Eternal – строгий, но справедливый учитель: он всегда наказывает за ошибки, но не забывает вознаграждать за правильные решения. Каждая арена и ситуация – это проверка навыков, и чем дальше, тем сложнее они становятся. Когда видишь предпоследнего босса, понимаешь, к чему тебя готовила игра. А потом попадаешь в последнюю главу и такой: «Предыдущий босс тебя просто учил проходить вот это».

Зато потом, настрадавшись, почувствуешь себя тем самым Палачом Рока – легендарным смертоносным уничтожителем демонов.

«Игроки: «Слушай, я не могу победить этих врагов, потому что не совершаю каких-то действий. Я не ощущаю себя сильным». Мы отвечаем: «Ты почувствуешь себя по-настоящему сильным, когда поймешь, как их победить».

Хьюго Мартин, креативный директор Doom Eternal

Eternal иногда кажется несправедливо сложной, и это круто

На самом деле все отлично сбалансировано, иначе я бы не прошел ее за 17 часов.

14 глупых вопросов про спидраны

Но периодически Eternal ставит тебя, казалось бы, в безвыходные ситуации: запирает в небольшой комнате с сильными врагами или добавляет к платформингу крутящиеся огненные преграды. Создается ощущение, что разработчики специально пытаются тебе помешать, что они в сговоре с адом.

Самый яркий момент якобы нечестной сложности – первый босс. После долгой потной битвы ты наконец его убиваешь и через секунду оказываешься на арене, где еще два таких же!

Загружаю...

Eternal не дает заскучать 

Eternal – антоним однообразия и скуки. Игра постоянно удивляет и бросает тебя в неожиданные игровые ситуации. Пол то лава, то радиоактивная зеленая жижа; в центре комнаты оказывается огромный пресс; во время платформинга нужно стрелять по активным кнопкам. Арены часто напоминают пазлы в духе Ghostrunner, где решаешь множество задач одновременно: кого убить первым, по какому маршруту двигаться, когда взять улучшение, можно ли использовать BFG? 

Обзор DOOM Eternal. 8 причин (не) играть в него

Платформинг действительно местами душит, но благодаря ему каждая арена воспринимается ярче. А еще навыки платформинга – это скилл, который обязательно пригодится в бою. Порхай, как бабочка, и поливай демонов стальным огнем.

Но по-настоящему разнообразным Eternal делает прокачка. Казалось бы, в шутере? Но в Eternal прокачка не сводится к добавлению плюсиков к характеристикам – здесь можно собирать билды. Вариантов множество – от снайпера, зависающего в воздухе, до бойца ближнего боя, пилящего, поджигающего и разрывающего. Выбирай в зависимости от навыков и стиля игры.

Eternal – это кинематографический блокбастер 

Eternal – это эпик и размах. Ты в самом сердце апокалипсиса: гигантские небоскребы складываются как карточные домики, планеты разрываются на куски, гигантские монстры шагают по Земле. Кат-сцены великолепно поставлены, экшен сочный и яркий, много запоминающихся моментов (чего стоит получение BFG). Eternal постоянно играет с жанрами: перед тобой то высокое фэнтези, то мясной слэшер, то космический сай-фай.

10 пасхалок в DOOM Eternal для фанатов серии. Кролики, секретные игры и неожиданные отсылки

Но главный восторг – это режиссура. Id Software скакнули на несколько световых лет вперед – это уже не про «иди убей очередного демона». Нарратив и постановка идеально работают на атмосферу и погружение. Панорама Земли, охваченной адским вторжением, – ради этого ты сражаешься. Первый босс собирается на глазах на протяжении всего уровня, и ты постоянно в предвкушении будущего сражения. На одном из уровней вселяешься в демона, и возникает рекурсия: ты играешь за Палача, который сам играет в видеоигру. И таких ситуаций множество.

Загружаю...

Eternal – идеальный сиквел

В последние годы выходит все больше сиквелов, похожих на крупные DLC. God of War: Ragnarök и Spider-Man 2 практически полностью повторяют оригинальную игру, в них минимум изменений. 

Главный фанат DOOM в СНГ: знает 666 фактов о серии, играет в нее с 6 лет, автор мема «DOOM – круто»

Id Software, взяв лучшее из Doom-2016, развивали его идеи, пересобрали геймплей, пошли на риск с платформингом, сохранили звериную сложность, добавили кинематографичности в продолжении, которое на голову выше оригинала. Я мечтаю, чтобы все сиквелы были как Eternal.

Еще по теме

Почему в Alan Wake 2 лучший нарратив? Объясняем на примере кофе и квантовой физики

Как менялась Соня Блейд из Mortal Kombat. Вспоминаем первые игры и исчезнувшую грудь

10 советов режиссеру экранизации Ghost of Tsushima