5 конкурентов Hearthstone, выстреливших себе в колено
Соперничать с HS обманчиво просто.
Hearthstone – одна из самых популярных ККИ наряду с Magic: The Gathering. И хоть Blizzard не делится конкретными цифрами, можно сказать, что дела у игры идут неплохо. Недавно Hearthstone отпраздновала десятилетний юбилей, ее по-прежнему смотрят на Twitch, для нее регулярно выходят обновления, и разработчики поддерживают баланс и исправляют баги патчами – солидное достижение для любой онлайн-игры. Многие попытались повторить успех Hearthstone, но порой результаты были совсем разочаровывающими.
TES Legends
После релиза Hearthstone в 2014 году Bethesda представила свою «убийцу Хартстоуна» на E3 2015 – ККИ по масштабной вселенной «Древних свитков». Игра вышла в 2016 году на ПК, Android и iOS, ее планировали выпустить на консолях. Геймплейно она похожа на HS, только поле разделено на две линии, и на каждой линии можно расположить по 4 существа. У линий есть особые эффекты, влияющие на существ, расположенных в них.
Вероятно, на неудачу повлиял маркетинг – Bethesda считала, что «фанаты схавают» все под брендом TES и почти никак не вкладывалась в рекламу игры, хотя на релизе в нее играли популярные стримеры Hearthstone. Bethesda совершила ошибку таргетинга, продавая игру фанам Skyrim, а не фанам ККИ. Простые игроки, пришедшие из-за бренда TES, не понимали, зачем им в это играть на постоянной основе.
В 2019 году разработку дополнений остановили, но игру по-прежнему поддерживают патчами. Азиатская версия игры развивается, но мировая версия не смогла догнать ее по популярности, поэтому Bethesda срезала расходы на проект. TES Legends доступна в Steam и мобильных сторах, в нее можно поиграть – сейчас, по данным Steamdb, в ней находятся 319 игроков.
Artifact
Если TES Legends стеснялась просить деньги у игроков, то Valve пробила дверь в монетизацию лбом и осталась посреди пустой комнаты со сломанной дверью. Игрок сперва платит $19,99 за Artifact, а потом докупает карты отдельно – вряд ли с такой политикой продаж можно было завлечь казуальную аудиторию HS и других бесплатных игр. Карты можно было получить внутриигровым путем и при доле везения отбить расходы двумя Аксами, но сама система отпугнула людей, поигрывающих в ККИ для развлечения.
Это и стало основной причиной провала Artifact. Стоит упомянуть затяжные партии на полчаса и рандом, но это уже для тех, кто купил игру и сыграл в нее, а основная часть игроков даже не стала пробовать. На пике в нее сыграло 60 тысяч человек, но уже через месяц в игру заходили 7000 человек. Еще через три месяца в нее заходило уже меньше тысячи.
Valve пыталась наладить все патчами, но основной геймплей так и не понравился казуальным игрокам. Киберспортивные соревнования тоже закончились, зрители ушли смотреть другие стримы, и Artifact потихоньку умер. В 2020 году запустили опросник о том, что геймерам хотелось бы видеть в Artifact 2.0, но потом разработку свернули. Artifact доступен в Steam бесплатно, сейчас в игре 39 человек – легко попасть в топ-100 лучших, если захочется.
Gwent
«Гвинт» перенесли из «Ведьмак 3» и расширили до самостоятельной игры. Но, похоже, у CD Projekt RED не было четкого видения того, как должна выглядеть игра: просто скопировать бой из «Ведьмака» нельзя. В «Ведьмаке» партии гвинта решались в последний ход, когда игрок вкидывал погодную карту, и соперник терял половину стола, либо забрасывал шпионами для добора всех карт. В реальной жизни такой баланс быстро надоедал, потому что исход боя решал последний ход, где либо тебе сносят стол, либо сопернику не заходит его ключевая карта, и он сдается. В бета-версии «Гвинт» допиливали чуть ли не на ходу, постоянно меняя баланс.
После выхода CD Projekt RED занялась киберспортивной частью. Один из турниров выиграл известный игрок Hearthstone Lifecoach, который покинул HS из-за слишком сильного оказуаливания игры. Да, в «Гвинте» нужно думать гораздо больше, и, как четко сформулировал мой коллега Валерий Рытов, «Гвинт» сформировал фанбазу, которая ценила сложность игры, но регулярно терял казуальную аудиторию.
А когда такое случается с f2p-играми, они начинают проседать в деньгах. «Гвинт» – классная игра, которая была убыточной для CDPR, и они перестали поддерживать ее в 2023 году. Они выпустили инструмент для того, чтобы игроки сами могли регулировать баланс игры, и сосредоточились на Cyberpunk 2077.
Teamfight Tactics и Legends of Runeterra
Teamfight Tactics не относится к прямым «убийцам Хартстоуна», в отличие от его младшего брата Legends of Runeterra, но заслуживает быть в этом списке. В январе 2019 года гений изобрел кастомку для Доты Auto Chess – автобаттлер, в котором игроки собирают команды и улучшения для героев, а потом смотрят, как герои сражаются между собой. Позже Valve создала свой автобаттлер на основе Auto Chess – Dota Underlords (и похоронила его), а летом у конкурентов из Riot вышла Teamfight Tactics.
Никаких проблем с маркетингом, контентом и так далее – просто режим «Поля сражений», вышедший в HS в ноябре 2019 года, оказался интереснее. А вот LoR еще пободалась с Hearthstone как минимум в плане оптимизации: анимации не лагают, телефон не греется как сумасшедший, прокрутка плавная и так далее. Система наград тоже не похожа на HS, Runeterra избавилась от паков и сразу выдавала пыль на крафт карт, и можно было купить пыль напрямую. Недельный лимит опыта быстро заполняется, если играть каждый день, поэтому при регулярной игре даже у очень казуальных игроков появляется коллекция.
В остальном проблемы остались теми же: баланс-патчи и рандом. В Hearthstone топ-колоды меты быстро приедаются, но их так же быстро нерфят (особенно после ухода Бена Броуда), а в Runeterra роль террориста ладдера досталась колодам Тимо и позже Виего. Когда играешь против одних и тех же соперников, любая игра быстро надоедает. Про рандом и говорить нечего – когда не заходит тебе, хочется ударить стул, а когда не заходит сопернику, стул бьет уже он.
Позже ресурсы Riot ушли на поддержку Valorant, который сразу после выхода стал «убийцей CS». В 2024 году волна сокращений прокатилась по офису Riot, и LoR совсем забросили. Компанию покинул исполнительный проюсер и директор «Рунтерры» Дэйв Гаскин, а оставшиеся в команде занялись развитием сингплеерного рогалик-режима Path of Champions.
DC Dual Force
Бен Броуд покинул Blizzard и основал свою студию Second Dinner. Он создал Marvel Snap – еще одну ККИ, и довольно успешную. В январе 2024 года студия поделилась цифрами – Snap скачали более 22 млн раз, игра принесла больше $200 млн.
Конкуренты поступили простейшим путем – скопировали Hearthstone и выпустили его только на ПК. В Marvel Snap долгое время был только вертикальный экран даже на ПК-версии, потому что игра разрабатывалась для телефонов и создавалась так, чтобы матчи шли 3-5 минут. Такое решение Бен Броуд придумал после того, как его знакомый засиделся на унитазе, играя в Hearthstone за контроль-воина, попробовал встать на затекшие ноги, упал и сломал ногу. Поэтому формат коротких матчей показался ему оптимальным для любителей поиграть в ККИ в свободные 5-10 минут – можно успеть сыграть пару матчей.
Но вернемся к DC Dual Force. Игра очень похожа на Hearthstone во многом, хотя есть элементы, позаимствованные у Runeterra. У героев есть ульта – эффект, который срабатывает, когда вы выполните определенное условие. Но главная фишка – комиксы DC, оформленные в виде сюжетных битв. В Hearthstone есть подобный режим «Книга легенд», в «Гвинте» этому были посвящены целые дополнения. Это PvE-режим, в котором дается заранее созданная колода, и игрок может менять баффы на свой вкус.
Dual Force подвел маркетинг и работа с сообществом. Игрокам беты не раздали никаких карт, кроме базовых, а стримерам открыли полную коллекцию – это мелочь, но постоянно проигрывать, когда тебе нужно заработать на паки, тоже не очень приятно. Баланс плотно хромал, но в бете такое простительно. Маркетинг отсутствовал – как показал опыт всех предыдущих игр в списке, недостаточно просто вкинуть громкое название бренда, чтобы все игроки побежали устанавливать игру. Но главной проблемой стало отсутствие мобильной версии.
Как-то все проблемы сразу навалились на DC Dual Force, и в итоге игру закрыли в феврале. На пике в нее играли 919 людей.
* * *