«Мадам Паутина» провалилась. По тем же причинам, что и «Женщина-Халк» 2 года назад
Цифры и алгоритмы.
Релиз «Мадам Паутины» обернулся ожидаемым, но оттого не менее оглушительным провалом. За первые три недели проката картина заработала всего $91 млн и получила 3.7 балла на IMDb. Получилось настолько плохо, что некоторые зрители пересмотрели свое отношение к «Морбиусу». Теперь фильм с Джаредом Лето кажется просто посредственным блокбастером, к тому же не лишенным мемного обаяния.
Ярче всех о фиаско «Мадам Паутины» высказалась исполнительница главной роли Дакота Джонсон. По ее словам, сейчас в супергеройских фильмах нет места творчеству, а студии руководствуются исключительно «алгоритмами и цифрами».
«Зрители всегда распознают дерьмо». Дакота Джонсон выдала базу о современном Голливуде
«Так трудно снимать фильмы, а эти большие проекты – и маленькие в последнее время, что меня особенно пугает, – делаются целыми комитетами. Искусство плохо себя показывает, когда за него отвечает комитет. Фильмы создаются режиссерами и командой артистов, которые их окружают. Вы не можете создавать искусство, опираясь на цифры и алгоритмы».
Дакота Джонсон
Самое удивительное, что два года назад проблему, озвученную Джонсон, уже высмеяли в сериале «Женщина-Халк: Адвокат». Там фактически перечислили причины будущего провала «Мадам Паутины».
Как это показали в «Женщина-Халк: Адвокат»
Весь первый сезон «Женщины-Халка» – это необычный супергеройский сериал с постоянным ломанием четвертой стены и заигрыванием с аудиторией в стиле Дэдпула, странноватым юмором и повседневными проблемами женщины в теле зеленого гиганта. Однако в финале все сводится к стандартной решающей драке четырех «халков»: Беннера, Мерзости, Дженнифер Уолтерс и Тодда Фелпса (КорольХалк), формально антагониста шоу.
Главная героиня по всем канонам постмодернизма решает разобраться, почему так, и отправляется к сценаристам. На ее претензию, что шаблонная финальная битва не соответствует духу и сюжету сериала, сценаристы оправдываются, что так захотел «сам Кевин» и его решения не обсуждаются. На просьбу устроить с ним встречу ей отвечают, что «никому нельзя разговаривать с Кевином».
Женщину-Халка это не останавливает. Расправившись с охранниками Disney, она попадает в кабинет главного человека в Marvel Studios и узнает, что Кевин – это не Файги, а искусственный интеллект, утверждающий сюжеты всех проектов кинематографической вселенной. К.Е.В.И.Н., руководствуясь опросами аудитории и математическими моделями, уверен: зрители хотят в финале масштабную битву всех со всеми. Дженнифер просит отбросить алгоритмы и дать ей решать, каким будет финал. В итоге К.Е.В.И.Н. неохотно соглашается и переписывает кульминацию эпизода.
Фактически в последней серии создатели «Женщины-Халк» иносказательно заявили, что главными при создании фильмов и сериалов должны быть режиссеры, сценаристы, актеры, а не студии, которые руководствуются бизнес-решениями и маркетинговыми исследованиями.
Это отлично перекликается с претензиями Дакоты Джонсон к «Мадам Паутине».
«Женщина-Халк: Адвокат» – иллюстрация проблем современной супергероики
Именно релиз «Женщины-Халк: Адвокат» можно считать началом падения Marvel: слабые рейтинги, оценка 5.3 на IMDb (самая низкая среди всех шоу студии), «позорный» CGI и возмущения фанатов по поводу «повесточки», отголоски которого слышны до сих пор. Дженнифер Уолтерс невзлюбили так же сильно, как Капитана Марвел. Все это при бюджете шоу около $225 млн.
Сериал, безусловно, спорный, вторичный, с очень слабым центральным сюжетом. Однако здесь есть яркие, интересные и неформатные персонажи, крутые камео, неплохой юмор и отличные второстепенные арки. Шоу дает свежий и ироничный взгляд на жанр супергероики, подшучивая над всем – от фан-сервиса до ожиданий аудитории и самой Marvel.
«Женщина-Халк» – прикольный сериал, но этого никто не понял
Главная проблема «Женщины-Халка» в том, что это изначально странный проект, непонятно для кого снятый. Его не ждали фанаты, в его основе нет творческого замысла, он не двигает глобальный сюжет MCU вперед, как «Локи». Рождение шоу – результат бизнес-стратегии, основанной на маркетинговых исследованиях и желании заполучить новую аудиторию.
Сеттинг и основные темы «Женщины-Халка» намекают, что в Marvel хотели комедийный сериал о женщине в большом городе. В центре сюжета – независимая, сильная, но немного странная героиня, которая кое-как справляется с повседневными проблемами (работа, свидания, дружба, мода и отношения с семьей). Плюс много шуток про массовую культуру, бытовой сексизм и патриархальный уклад.
На языке корпораций все звучит великолепно: давайте сделаем супергеройский вариант популярного у женской аудитории сериала «Дрянь», а дальше расширим охват, повысим лояльность, максимизируем прибыль – в общем, профит.
В «Женщине-Халке» от шоу Фиби Уоллер-Бридж больше, чем от всей супергероики, вместе взятой. Чтобы вышел актуальный женский сериал, шоураннером позвали Джессику Гао, талантливую сценаристку (например, она написала эпизод «Огурчик Рик»), но без опыта руководства масштабными и дорогими проектами. На роль «Фиби Уоллер-Бридж с суперспособностями» взяли прекрасную комедийную актрису Татьяну Маслани (первая канадка, удостоенная «Эмми» в основной актерской категории).
Громкое интервью Тайки Вайтити о работе в Marvel: «Тор и супергероика мне были неинтересны»
Только у аудитории, в которую вроде бы целится шоу, уже есть «Дрянь», «Девчонки» и другие подобные сериалы. Гораздо более талантливые, оригинальные, смелые и откровенные, а не со стандартным для Disney возрастным рейтингом «14+». И они рассказывают о реальных проблемах современных женщин, а не зеленой гигантши.
Для аудитории кинокомиксов все еще хуже. В шоу мало экшена, зато много шуток над фанатами и заигрываний с поп-культурой. Ну а главным красным флагом, из-за которого фанаты Marvel бросили просмотр после пилота, стала актуальная «повесточка». С одной стороны, учитывая тему, героиню и общую концепцию, ее там столько и должно быть. С другой стороны, странно обвинять фанатов, которые хотели супергеройского приключения, а получили супергеройский «Секс в большом городе».
Спасти такой проект мог талант создателей и абсолютная творческая свобода, но Marvel показала себя классической корпорацией. Например, уже на постпродакшене сценарий был серьезно изменен. Изначально зрители узнавали, как Дженифер стала Халком, только в финальных эпизодах, а не в первой серии.
В результате «идеальное» бизнес-решение привело к сериалу, который никому не нужен. В следующие два года алгоритмы не сработали еще много раз, но провал «Мадам Паутины» доказывает, что голливудские студии и не думают останавливаться. Такими темпами скоро «Морбиус» станет классикой супергеройского кино.