«Онегин» – гениальное кино по меркам Андреасяна, но плохая экранизация Пушкина
Одна строка из романа мощнее всего сценария.
Когда Сарику Андреасяну доверили экранизацию «Онегина», зрители были в шоке. В портфолио режиссера числятся «Защитники», «Тот еще Карлосон», «Беременный» и прочие кошмары. Что же он сотворит с легендарной классикой? Удивительно, но Сарик снял нестыдный и безумно красивый фильм – жаль, что саму суть романа не понял.
Оскар-бот на Кибере! Угадай победителей и получи призы! ✨
Почему роман в стихах «Евгений Онегин» настолько велик? Дело не в сюжете, а в переживаниях, переданных с выдающимся вниманием к деталям. Герои ссорились и влюблялись, кутили на балах и скучали в личных покоях, отвергали судьбу и принимали ее. Тем временем читатель заглядывал им в душу и понимал, до чего Татьяну доводит невзаимная любовь, зачем Ленский схватился за пистолет и почему Онегин так несчастен – и сильно всем сопереживал. Именно эмоциональное вовлечение превратило простую историю в выдающуюся.
Сарик Андреасян досконально пересказал сюжет романа: тут балы, дуэль, драматические письма и все остальное. Проблема в том, что сценарий не раскрывает даже ключевые переживания персонажей.
Взять хотя бы влюбленность Татьяны: Пушкин посвятил нарастающему чувству целую главу и показал его с поразительной полнотой. В экранизации персонажи невинно касаются руками, и уже пару кадров спустя Татьяна тоскливо рисует на окне инициалы Онегина. Сказать, что ее эмоциям не уделили внимания – ничего не сказать.
Другой пример – Ленский, который совершает фатальную ошибку и мгновение спустя осознает ее. Режиссер несколько минут показывает грустные лица и накидывает множество диалогов, но все это не передает трагичность ситуации. Затем в кадре появляется рассказчик и зачитывает пару строк из романа Пушкина – они доносят мысль лучше, чем длинный сценарий Сарика.
Получается, режиссер пересказал знакомую историю, но вычеркнул из нее все, что сделало роман классикой. Так и низверг великое произведение до посредственного.
Не думайте, что «Онегин» откровенно плох. К примеру, с ходу я не вспомню недавний российский фильм, который бы эффектнее выглядел и лучше звучал. Местами режиссер показывает невероятные виды, дополняет их роскошными эффектами и ставит на фоне эпическую музыку в духе Ханса Циммера. Было так круто, что зрители в зале пару раз аплодировали.
Еще отмечу Онегина в исполнении Виктора Добронравова. Из него вышел идеальный циник, меланхолик и наглец. Такой Онегин отталкивает и завораживает одновременно. Жаль, что Татьяна (Елизавета Моряк) до него не дотягивает: с первого и до последнего кадра девушка попросту скучна.
Так стоит ли идти на «Онегина»? Если ждете красивую, но простую драму, получите от просмотра удовольствие – по меркам Андреасяна, это уже успех. Но вот как экранизация классики фильм не работает: он слишком небрежно обращается с чувствами, которыми Пушкин наполнил каждую строку.