12 фактов о создании «Нечто». Актеры постоянно простывали, спецэффекты делали с помощью жвачки
Вспоминаем легендарный фильм.
В далеком 1982 году на экраны кинотеатров вышел новый фильм Джона Карпентера «Нечто». Ужастик провалился и не дотянул даже до $20 млн выручки, не окупив бюджет. Винить в том числе можно и «Инопланетянина» Стивена Спилберга, который в те дни разрывал прокат США. Впрочем, время показало, что и хоррор Карпентера заслуживает называться легендарным!
Вот 12 интересных фактов о создании «Нечто» и об уникальных для эпохи спецэффектах.
Оскар-бот на Кибере! Угадай победителей и получи призы! ✨
- Карпентер фанател по этой истории с детства. Все началось в 50-х, когда совсем еще пацаном Джон увидел первую экранизацию «Нечто» режиссеров Найби и Хоукса. Спустя годы юноша прочел и оригинал – рассказ Джона Вуда-Кэмпбелла-младшего «Кто идет?», который понравился ему еще больше. Дело в том, что монстр из рассказа менял форму и постоянно адаптировался к окружающей среде, что крайне пугало и завораживало.
- Сценарий «Нечто» написал Билл Ланкастер, и довольно необычно, что ранее сценарист никогда не работал в жанре хоррора или научной фантастики. Что тут сказать, мощный жанровый дебют! Изначально Ланкастер оценил в оригинальном произведении необычную атмосферу помешательства и всеобщего подозрения среди членов команды. Они понимали, что застряли с жуткой тварью вдалеке от цивилизации – и Ланкастер перенес эту атмосферу на страницы сценария.
- Студия Universal пригласила Карпентера работать над фильмом после успеха «Побега из Нью-Йорка» и «Хэллоуина». В последнем режиссер показал кадры оригинальной картины 1951 года, таким образом намекнув, что фанатеет от нее.
- В команду «Нечто» вошли многие спецы, уже работавшие с Карпентером. Так художник по гриму Роб Боттин сотрудничал с ним при создании ужастика «Туман», а с оператором Дином Канди режиссер работал над «Побегом из Нью-Йорка» и «Хэллоуином».
- От главной роли пилота МакРиди отказались Джефф Бриджес и Ник Нолти. Тогда Карпентер позвал своего любимчика Курта Рассела, с которым они и ранее дружески обсуждали проект. Актеру понравился сценарий, и он дал согласие «повеселиться на съемках».
- Летом 1981-го стартовали съемки. Много сцен отсняли в павильонах Universal, в частности большинство эпизодов столкновений с инопланетянином. Зимой группа переместилась в Канаду, где уже находилась декорация исследовательской станции. На натуре сняли в том числе финал и несколько альтернативных концовок.
- Забавно, но съемки в павильонах запомнились актерам куда ярче. Они постоянно простывали, поскольку в помещениях искусственно создавалась низкая температура, а после актеры выходили на раскаленные улицы Лос-Анджелеса в 40-градусную жару.
- Одним из важнейших элементов хоррора стало правдоподобное изображение внеземной твари. За задачу взялся амбициозный 22-летний художник по гриму и спецэффектам Роб Боттин. Его концепт понравился продюсерам и режиссеру, но даже сам Боттин не представлял, насколько сложным окажется воплощение концепта в жизнь. Всего работа над спецэффектами заняла больше 13 месяцев – долгий срок для хоррора начала 80-х. Первоначальный бюджет в $750 тысяч также раздулся в 2 раза.
- Над тварью работали несколько десятков человек под руководством Боттина. Существа создавались с помощью привычных технологий тех лет с несколькими уникальными идеями. Сперва лепили скульптуры из глины, по ним изготавливали формы из вспененного латекса, к которым приделывали необходимые детали и устанавливали аниматронные механизмы. Также широко использовалась технология обратного воспроизведения отснятых кадров.
- Помните сцену, где доктор Коппер реанимирует Норриса? Она создана при помощи силикона, резины, лубриканта, парафина и гидравлической копии тела персонажа Чарльза Хэллахана (и его настоящей головы). Когда живот раскрывается, руки доктора откусывают почти по локоть. Специально для эпизода пригласили человека с ампутированными руками, которому соорудили новые искусственные. Их и отрывает тварь, засевшая в Норрисе, чья голова потом обернулась в жуткого монстра на тонких ножках. Для запоминающейся сцены отделения головы от туловища спецы создали реплику головы Чарльза Хэллахана – она сильно растягивалась благодаря необычной смеси расплавленной пластмассы и жевательной резинки (идея Боттина).
- Боттин не выдержал натиска с переработками и слег в больницу. Сцену с превращающейся собакой дорабатывал другой спец – Стэн Уинстон. Он построил конструкцию, которая позволяла манипулировать разными частями тела пса с помощью радиоуправления. Уинстон отказался от упоминания в титрах, отметив, что вся заслуга по созданию спецэффектов принадлежит Робу Боттину. Но ему все равно выразили благодарность в финальных титрах.
- Из «Нечто» исчезла сцена убийства Ноулса одной из форм твари, названной создателями «монстром из коробки». Покадровая анимация в те годы откровенно не тянула, и эпизод выглядел нереалистичным. Монстр появлялся словно гигантский чертик из табакерки, что не устраивало авторов и от сцены отказались. Теперь вы знаете, что Ноулс точно мертв.
* * *
«Дюна 2» уничтожает кинематограф. Настолько грандиозно, что смотреть другие фильмы больше не хочется
Почему «Бедные-несчастные» с Эммой Стоун станут классикой артхауса
«Зона интересов» – фильм об обыкновенных фашистах, пугающий своей умиротворенностью