Что не так с ролями в CS? Сейчас объясню
Это вам не Valorant.
В CS никогда не было строгого распределения на роли, как в Доте. Базово все делятся на снайперов и рифлеров. Но есть и более конкретные понятия: энтрифрагер, люркер, опорник, саппорт. А существуют ли они на самом деле? Это сложный вопрос со множеством нюансов. Попробуем разобраться.
Саппорт – самая мифическая роль
Саппортом принято называть игрока атаки, который хорошо знает и накидывает гранаты, своевременно выходит на размен и контролирует поджимы. Для начала: вы точно не встретите никакого саппорта в обычных катках в матчмейкинге или на Faceit. На про-сцене есть примеры, но они скорее экстремальные. Самый яркий – Sanji времен выступлений за Virtus.pro и Avangar.
У Санжара была отвратительная статистика, но его уважали за умение пожертвовать собой во благо команды. Нередко он дропал Джейму AWP, а сам играл с пистолетом.
Да, обеспечить топовых игроков лучшими девайсами – тоже задача саппорта.
Но все же обязанности игрока этой роли слишком размыты. «Каждый должен помогать каждому. Саппортов нет», – говорил Сеня, которого считали одним из лучших саппортов в CS 1.6.
Скептически на эту тему высказывался и Bubzkji:
«Нам пора прекратить злоупотреблять термином «саппорт». Особенно, если ты аргументировать это тем, что у таких игроков худшая статистика в команде. Слишком часто я слышу «он саппорт», даже если он играет на хороших ролях.
Мне кажется, что термин «саппорт» или же «игрок поддержки» не особо имеет смысла. Но можно определить некоторые качества, которыми такой игрок обычно обладает:
- занимает позиции опорника;
- готовность идти первым;
- приоритет – покупка гранат (когда необходимо);
- покупает гранаты/киты/дропает «Береты» на пистолетке;
- не нуждается в помощи, сетапит, бустит, и постоянно играет на своих позициях за КТ».
Так что саппорт – самая мифическая роль. Возможна, она трансформируется в другое понятие – игрок-клей. Термин появился совсем недавно. Вот как его объясняет Jerry:
«В каждой команде, даже с топовыми игроками, должен быть так называемый «клей» — то есть игрок, который всех объединяет. Без него команда не сможет пробить свой потолок. Для каждого состава он разный: у кого-то высокий, у кого-то низкий, но это не так важно. В случае с Cloud9 можно наверняка сказать, что Boombl4 выполняет эту роль на все 200%».
Опорник – самая скучная роль
Bubzkji расширил понятие игрока поддержки и вышел за рамки атаки. Действительно, так называемые саппорты за КТ часто выполняют функции опорника. Это еще одна роль. Главная задача – максимально выживать и тянуть время, делать несколько фрагов при заходе атаки на защищаемый плент и до последнего, пока не пройдет инфа по бомбе, не убегать на противоположную точку.
Самый унылый, но неминуемый пример – Б на Mirage. Весь раунд прыгать около машины и чекать апартаменты – один из вариантов геймплея опорника. Скукотища!
Раз плента два, то и опорников тоже двое? Верно и логично. Просто чаще всего выделяют игроков, которые охраняют менее популярные пленты в одиночку. Как Б на Mirage или А на Anubis. На Nuke опорником называют человека на рампе.
В 2023-м опорником года стал Magisk (кстати, на Mirage он играет на А), а в 2022-м – Перфекто. И тогда он лишь на трех картах из шести исполнял эту роль, на остальных был Бит. И это показательный момент насчет ролей в целом – они не очень-то и постоянны и могут меняться от карты к карте.
В отличие от мифических саппортов, опорники вполне себе существуют и в обычных матчах. Это просто неминуемо: игроки распределяются по карте и вряд ли забьют на какую-то точку. На высоких уровнях Faceit выбор позиций начинается еще до матча и ножевого раунда, в котором определяется сторона. Уверенные в себе на той же Mirage пишут «Win» (window – окно), «con» (коннектор) или «short» – там постоянно экшен; остальные забирают, что осталось: опора А или Б.
Хелпующий – вроде роль, а вроде нет
По идее противоположность опорника – хелпующий.
Если опорник стоит на точках, то хелпующий бегает между ними и – ох, удивительно! – помогает. Еще иногда говорят «играет на перетяжке». Вроде все понятно, но точно ли стоить выделять это в отдельную роль? Какой специфический функционал есть у таких игроков? Проще различать каэсеров по позициям.
Люркер – яркая роль, которая раньше была заметнее
Пожалуй, самая интересная роль в атаке и в CS в принципе. Вы наверняка замечали, как в матчах профессионалов опорники порой бродят на одной точке, хотя бомба уже заложена на другой. Это они как раз выжидают люркеров, чья задача действовать в отрыве от команды и подлавливать перетяжку спецназа. Иногда фраг люркера может вообще перевернуть раунд и развернуть терров.
Lurk с английского – скрываться, прятаться. Люркер не подает виду и выходит в самый неожиданный момент, когда уже никто не ждет. Раньше эта роль была заметнее, а популяризировал ее Гет Райт. Он был мастером люрка. Сейчас главный спец – Ropz. Никто лучше не чувствует, когда выйти из ковров на Inferno. Но вот пример неудачного люрка: Ропз услышал, что Magisk убежал и хотел тихонько отправится за ним, но не ожидал еще одного соперника. Faze даже проиграла тот раунд.
В современном CS роль люркера не так существенна. Его могут использовать несколько раз за сторону. А кем же будет игрок в остальное время? Да никем, по сути. Обычным рифлером. Далеко не всегда нужно навешивать на каэсеров ярлыки и наделять их четкими обязанностями. Это же не Valorant, а Counter-Strike – тут нет классов или персонажей с уникальными способностями.
Энтрифрагер – мертвая роль?
Еще одна роль атаки. По названию все понятно: энтрифрагер – человек, который выбегает первым и старается дать первый килл. Но со временем эта роль эволюционировала и стала чуть сложнее – или вовсе исчезла.
Главное: первый килл в раунде не делает из человека энтрифрагера. HLTV проводила исследование, в котором выяснила, что и у номинальных люркеров большой процент первых киллов.
Признанные энтрифрагеры вроде Нико (дважды забирал награду «Энтрифрагер года»), вопреки учебникам, не всегда выходят первым, а вылетают на размен. Стартовые дуэли вообще часто берут капитаны с гораздо более низким уровнем стрельбы.
А самый агрессивный энтрифрагер в мире Екиндар энтрифрагером себя не считает, он придумал новую роль:
«Люди должны понимать разницу между энтрифрагером и спейс-креатором. Второй – человек, который занимает зоны, и у него происходят первые дуэли. Энтри же делает колл и заходит на точку уже для того, чтобы завершить раунд. Так что это две разные вещи. Создание пространства намного сложнее, потому что нужно понимать макро вражеской команды. Например, на Dust2 соперники бегут втроем на лонге за КТ, а вы играете в нижней темке за Т. Нет никаких шансов, что кто-то будет на шорте. Можно просто бежать и захватывать зону намного быстрее».
Так что «энтрифрагер» говорят скорее по привычке.
В ММ и на Faceit ярко выраженных энтрифрагеров вы вряд ли встретите. Люди либо боятся выйти первыми, либо просто бегают и не задумываются о каких-то там ролях. И правильно!
Капитан – особая роль
Тут все предельно понятно: даже самых скилловых и одаренных игроков надо координировать. Говорить им, что делать, и грамотно использовать их сильные стороны. Качественных капитанов гораздо меньше, чем рифлеров или снайперов. Это самая важная роль в профессиональном CS.
А в казуальном CS капитан, конечно, чаще отсутствует. Кто-то может предложить идею на раунд, но полноценно и подробно поколлить – вряд ли.
Роль капитана отличается от всех остальных. Она не завязана на конкретных действиях на карте, и ее можно совмещать хоть с AWP, хоть со скучным бытием опорника.
Cнайпер, 2 убивашки и 2 опорника. Роли в CS – версия Руфаера
Несколько лет назад Rufire (сейчас – тренер V1dar Gaming, а в прошлом скаут) предложил свое видение на роли в CS:
«1. AWP – тут все понятно и просто. 2. Убивашка – играет очень агрессивно за КТ, за атаку почти всегда играет роль опен-фрагера, набивает в каждой 30. 3. Убивашка (второй Авик) – почти такая же роль, как и выше, только за КТ берет вторую AWP, когда позволяет экономика. 4. Опорник (меньше всего людей играют на этой роли, всегда есть спрос) – играет опорника за КТ (основной игрок А или Б) и в атаке люркера или чела, который сапортит убивашкам флешками, разменом и тд. 5. Кэп – он может совмещать это с любой ролью.
В команде я вижу идеальным расклад: снайпер, 2 убивашки, 2 опорника».
* * *
Роли в СS – особенно если речь не про киберспорт – достаточно условны, а некоторые и вовсе неактуальны. Вроде они есть, а вроде нет. В игру спокойно можно играть без знания, кто люркер или опорник.