«Аватар: Легенда об Аанге» – нестыдный сериал. Но большего от него не ждите
22 февраля на Netflix вышла экранизация «Аватар: Легенда об Аанге». Расскажу, какой получилась адаптация культового мультсериала.
В середине 2000-х Майкл Данте Димартино и Брайан Кониецко создали мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге», соединив боевые искусства, буддизм, восточную философию, аниме, гонконгские боевики и европейское фэнтези.
В основе сюжета была стандартная фэнтезийная история про мир, в котором живут четыре народа: Воды, Огня, Воздуха и Земли. Гармонию в этой вселенной тысячелетиями обеспечивал Аватар – единственный человек, способный управлять магией всех стихий. После его смерти следующий Аватар рождался в другой нации. Хрупкое равновесие держалось, пока племя Огня не развязало тотальную войну, предварительно истребив народ Воздуха, представителем которого был очередной Аватар. Но юный Аанг выжил. Дальше мультсериал рассказывал о том, как герой с помощью новых друзей справляется с призраками прошлого и борется с тоталитарной военной машиной народа Огня.
«Аватар» быстро завоевал любовь миллионов фанатов и получил статус одного из лучших анимационных шоу в истории. Все благодаря потрясающей анимации, уникальности и проработанности мира (вместо классического европейского средневековья – азиатский сеттинг и мифы), эпичной приключенческой истории, глубоким идеям и харизматичным персонажам.
Повторить его успех не удалось ни продолжению об Аватаре Коре от тех же Димартино и Кониецко, ни полнометражному фильму от Найта Шьямалана.
Поэтому анонс сериала от Netflix пугал не меньше, чем интриговал. Стриминг постоянно штампует сериалы по «любимым франшизам детства». Причем разброс качества проектов – как после большого взрыва: от ужасающих «Ковбоя Бибопа» и «Тетради смерти» до обласканного критиками и зрителями «One Piece. Большой Куш».
В итоге все оказалось не так страшно. Главная мысль, возникающая после просмотра новой «Легенды об Аанге», – это нестыдный сериал. Создатели хорошо знакомы с первоисточником и отлично понимают, что делают. Все, от сюжета до пуговиц на костюмах, соответствует духу оригинала. Шоу сделано не просто с любовью к первоисточнику, а будто со страхом: лишь бы ничего не испортить, не вызвать гнев фанатов.
И создатели действительно ничего не испортили. Правда, ничего большего от сериала ждать не стоит. «Аватар» от Netflix – это добросовестная, но немного пластмассовая копия оригинального мультсериала. Да, неплохо снятая и сыгранная, да, уважающая первоисточник, но неровная и противоречивая.
📌 Как выглядят все актеры сериала по «Аватару». Похоже, шоу будет мрачным
Дешевизна проекта часто бросается в глаза: многие сцены явно сняты в павильонах, декорации искусственные, а панорамы городов словно сделаны на игровых движках середины нулевых.
А вот во время экшена или батальных сцен «Легенда об Аанге» преображается. CGI классный (особенно на фоне последних супергеройских блокбастеров), все поставлено сочно, ярко и динамично: файрболы летают в разные стороны, бойцы выдают акробатические пируэты, мечи искрят, ледяные стены стоят, а Аанг парит.
Конечно, изобретательности оригинала, как и по-настоящему захватывающих сцен, не хватает, но в итоге картинка нестыдная. Никакой нильфгаардской брони, темнокожих эльфов и отсебятины. Придраться есть к чему, но интерьеры, магия, локации, внешность персонажей, практически весь визуал бережно воспроизводит оригинал.
С сюжетом все тоже интересно. С одной стороны, сценаристы проделали филигранную работу, умудрившись засунуть весь первый сезон мультсериала в восемь серий адаптации. Естественно, многое вырезали, но все ключевые события и персонажи сохранены, основные темы раскрыты, лору и духу вселенной ничего не противоречит. Главные конфликты работают, а взаимоотношения Айро и Зуко трогают за душу. А кто противостоял Аангу в мире духов и где герои встретили Джета, на самом деле не так уж важно.
С другой стороны, вырезали практически все «необязательные» и юмористические эпизоды, которые не влияли на основной сюжет, но развивали отношения между членами «команды Аватара». Поэтому химии между героями практически нет: новый зритель не поймет, почему Аанг вдруг рискует жизнью ради друзей и в чем суть конфликта между Соккой и Катарой.
Юмор в сериале тоже есть, правда, ни одной шутки, кроме старых про женьшеневый чай, я не запомнил. И дело не в том, что тон и атмосфера стали взрослее и мрачнее, тут как раз никаких особых изменений. Просто всем, кроме Айро и немного Сокки, некогда шутить. Спасибо, что благодаря этому и стыдных шуток нет.
С персонажами действительно есть несколько стыдных моментов, но не там, где вы думаете. Все ключевые взрослые герои плюс-минус хороши и напоминают мультсериальных прототипов. Мой фаворит – лорд огня Озай. Дэниэл Дэ Ким великолепен в роли тирана, в нем есть и пугающая сила, и бесчеловечность, и какая-то экзистенциальная глубина.
С «детским» кастом все не настолько хорошо. Это идеально иллюстрируют разницу между актерами, «похожими» на персонажей, и способными в данный момент их сыграть. В случае «Аватара» от Netflix, кажется, брали именно похожих. Меньше всего вопросов к Зуко (Даллас Лю) и Сокке (Иэн Аусли), а вот остальным тяжело дались роли. Сокку лишили комедийной харизмы, сделав просто немного странным героем-любовником и гениальным стратегом, но его персонажу хотя бы веришь.
В Аанге от Гордона Кормье нет легкости, беззаботности и настоящей глубины. Сцена разговора по душам с Зуко неплоха, но в остальном это очень тусклый «последний маг Воздуха».
Катара от Киавентио Тарбелл – это какое-то недоразумение. Мало того, что персонажа лишили ключевого внутреннего конфликта: девочка-отличница, помешанная на правилах и мнении других, должна идти наперекор традициям и ожиданиям окружающих. Так и сама актриса не играет роль, а просто выдает текст.
Но главная боль – это Азула. Элизабет Ю (кстати, самая непохожая, по мнению фанатов) классно справилась, ее Принцесса Огня безумная и пугающая. Когда она улыбается, наблюдая за мучениями Зуко, по коже пробегает холод. Но почему актрису одели и загримировали так, что она выглядит как 10-летний ребенок? Элизабет, на минуточку, 21 год. Впрочем, общий результат все равно нестыдный. При желании и фантазии можно и чувства между Аангом и Катарой разглядеть, и Сокка покажется комедийным персонажем. Опять же, химия между Зуко и Айро присутствует.
Вывод напрашивается сам: «Аватар: Легенда об Аанге» – просто дефолтный нестыдный сериал. Благодаря уважению к оригиналу у него есть все шансы понравиться как фанатам, так и не знакомым с мультсериалом Nickelodeon. Потому что чашечка женьшеневого чая все еще лучший способ избавиться от всех проблем, воины Киоши так же прекрасны и смертоносны, Буми гениален и безумен, а самое опасное место в мире «Аватара» – около повозки с капустой.
Правда, без ответа остается вопрос: зачем нужен нестыдный сериал по «Легенде об Аанге»? Когда есть «тот самый «Аватар» и он все так же прекрасен, как и 20 лет назад.
Я понимаю, что искусство – это всегда заимствования, это всегда авторская переработка чужих сюжетов и идей. Но в «Аватаре» от Netflix нет этого главного – авторского взгляда и художественной сверхзадачи. Он не пытается удивить, не рискует, не рассказывает новые истории и не ищет собственные смыслы.
Он просто воспроизводит первоисточник, и не всегда талантливо. Впрочем, ничего стыдного в этом нет.