Как в Голливуде набирают в фильмы «уродливых» персонажей? И каково это – получить такую роль?
Отвечают актеры «Клиники», «Игры престолов» и хорроров.
Легенда гласит, что в 1990 году режиссер «Один дома» Крис Коламбус пошел на хитрость, чтобы не испортить жизнь молодой актрисе, которой могла достаться неблагодарная роль. В одной из сцен Маколей Калкин берет в руки фотографию и с отвращением произносит: «Базз, это твоя девушка?! Фу-у-у-у». Коламбус использовал фотографию мальчика в парике.
Другие режиссеры часто не так тактичны во время кастинга.
В фильмах, телешоу и рекламе нередко требуются актеры, чью внешность будут высмеивать
Когда используются протезы и грим (например, лысина и спортивный костюм Тома Круза в «Солдатах неудачи» или искусственные зубы, нос и родинки Эммы Томпсон в «Моей ужасной няне»), звезды Голливуда готовы идти на жертвы. Но каково это – играть персонажа, которого называют «уродливым» или «толстым» даже без грима? Когда ваша внешность становится предметом шуток и издевок?
«Я никогда не буду королем выпускного вечера, я не собираюсь быть защитником футбольной команды, я милый неудачник, – говорит актер Джесси Хейман. – Допустим, вы в метро или в автобусе, а там какой-то странный человек, с которым вы не захотите разговаривать – я легко сыграю его».
В 2013 году Джесси снялся в скандальной рекламе компании GoDaddy, которую показали на SuperBowl. На видео актер в роли стереотипного ботаника целуется с израильской моделью Бар Рафаэли. На 15 секунд камера задерживается на их поцелуе. Впоследствии пресса назовет рекламу «жуткой», а Daily Mail напишет, что Джесси «известен своей уродливой внешностью».
Хейман играл «ботаников» в «Теории большого взрыва», «Хоре» и «Американском пироге 2», но не считает свои роли оскорбительными:
«В моем городе, даже если о тебе говорят в негативном ключе, это лучше, чем когда вообще не говорят. Если есть телешоу о больнице, то там должны быть люди, у которых нет глаза или ноги. Если вы снимаете сцену в зале для похудения, им нужны такие, как я. Этот образ нужен миру для того, чтобы сделать вымышленную картинку максимально реалистичной, такой же аутентичной, как реальный мир».
Сейчас киноиндустрия строится на честности и принятии. Актеры нестандартной внешности все чаще находят в своих ролях неожиданные преимущества:
«Поскольку люди привыкают к тому, как я выгляжу и как работаю, мне не нужно ничего в себе менять. Есть актеры и актрисы, которым приходится тратить деньги на изменение прически или внешности, чтобы поддерживать определенный имидж… Я же просто остаюсь самим собой».
Но кастинг-директоры выражаются в объявлениях более аккуратно. Брианна Ансель, агент Джесси Хеймана, отмечает: «Я предпочитаю, когда вместо «толстых» напишут о «пышных», «коренастых» и «ширококостных» персонажах. Вместо уродливых – о «характерных», «необычных», с «интересными лицами.
«Бывают случаи, когда роль требует диалога или действия, которое является оскорбительным или унижающим достоинство. В таких случаях я предупреждаю клиента, и мы вместе решаем, хотим ли мы двигаться дальше».
Актриса «Игра престолов» принимает свое амплуа. Но иногда сожалеет, ведь хотела бы играть и других персонажей
В сериале HBO «Игра престолов» есть драконы, и гиганты, и зомби, а еще, согласно роману Джорджа Р. Р. Мартина, «толстуха Уолда Фрей». В отличие от своей кузины, «Прекрасной Уолды», ее описывают как «круглую розовощекую девушку с водянистыми голубыми глазами» и «вялыми светлыми волосами», чьи «подбородки покачивались, когда она смеялась».
Вес героини – предмет для шуток. Русе Болтон выбрал Уолду в жены, потому что ее отец готов был отсыпать столько серебра в качестве приданого, сколько она весит – поэтому герой выбрал выгодный брак. «Мой агент, как всегда, позвонил очень взволнованный и сообщил, что меня пригласили на прослушивание», – вспоминает Элизабет Вебстер, сыгравшая в сериале толстушку Уолду.
– Это прослушивание для «Игры престолов».
– О боже мой, продолжай!
– Да, это проба на роль толстушки Уолды.
– Ох, ну... Ладно, я готова!
Хотя Элизабет шутит по поводу этого звонка, но отмечает, что возможность попасть в сериал была для нее скорее захватывающей, чем оскорбительной: «Я не могла сдержать волнение: слава богу, слава богу, эта роль для меня! Они действительно меня ищут!»
Элизабет не назвать непривлекательной, но она сыграла предостаточно персонажей, на которых ложился негатив из-за их внешности и лишнего веса. В комедии «Тейлорс Трофи» 2009 года она исполнила роль «Большой Ширл», а в фильме 2014 года «Бабуля Кэтрин Тейт» ее персонаж отхватил такой панч:
– Разве тебе не пора пойти и устроить большую жирную цыганскую свадьбу?
– Я не цыганка.
– Ну, два попадания из трех – это уже неплохо.
«Я не воспринимаю слова «толстый» или «большой» как уничижительные, – утверждает Элизабет. – Это прилагательное, и вполне справедливо его использовать». Актриса предпочитает, чтобы режиссеры были откровенны в поиске «толстых» персонажей, и приходит в восторг, когда видит подобные кастинги:
«Если они специально ищут меня, то у меня действительно есть шанс. При этом если я выберу для пробы роль не толстого персонажа, то время может быть потрачено зря.
В начале я была немного наивной, думая, что могу сыграть любую роль. Меня часто описывают лучшей подругой, медсестрой, сиделкой или забитой сестрой, и это может расстраивать. На телевидении недостаточно толстых людей, изображающих мою жизнь.
Я не вижу себя по телевизору. Персонажи с избыточным весом не получают полного спектра сюжетных линий на телевидении и в кино. В театре я могу играть гораздо более разнообразные роли».
Сэм Ллойд сам загнал себя в образ, который пришлось играть восемь лет
Ни Джесси, ни Элизабет не оскорбляют их роли, но быть непривлекательным неудачником на экране порой тяжело. Сэм Ллойд, которого вы знаете как нервного адвоката Теда из «Клиники», говорил, что игра потного, бледного и часто униженного персонажа «с годами принесла плоды». Но были и неприятные моменты.
«Тед все время был неудачником, он большую часть времени был очень грустным. Внешний вид Теда был моей ошибкой, потому что я попросил визажистов придать ему больной вид, а гардеробщика –дать ему плохо сидящий костюм. Я сам загнал себя в угол, потому что следующие восемь лет мне пришлось оставаться потным и бледным.
Однажды я прочитал исследование, в котором психологи просили испытуемых неделями фотографировать себя с разными выражениями лица. Эксперты обнаружили, что, когда люди выражают грусть, они фактически впадают в депрессию. Я понимаю, о чем они говорят».
Но в целом работа была забавной – и то, что было задействовано много грима, помогло Сэму дистанцироваться от своего персонажа. Когда он пытался показать маме некоторые эпизоды «Клиники», она часто отказывалась, ведь ее сын «плохо выглядит».
Фанаты удивлялись, когда встречали актера в реальной жизни. Однажды на заправке фанат пришел в восторг от внешнего вида Сэма. «Он такой: «Ух ты, вы выглядите великолепно, что случилось в вашей жизни?» Он не мог поверить, что я улыбаюсь, не потею, а мои волосы не растрепаны», – рассказывал Сэм.
Непривлекательные» персонажи в кино часто оказываются забитыми, что расстраивало актера. «Я потерял волосы в довольно раннем возрасте, что сделало меня физически доступным для определенных ролей, – вспоминал Ллойд. – Я знаю, что как актер мог играть более разноплановые роли, так что все это было немного обидно».
Некоторые довольны своей нестандартной внешностью. Она выделяет их среди других актеров
Некоторые актеры хотели бы расширить свой актерский диапазон, но не Хилари Ривз. Он работает в лондонском модельном агентстве UGLY (в переводе с английского – «уродливый») уже 13 лет: «Хотел бы я когда-нибудь сыграть «доброго старика» вместо монстров из фильмов ужасов? Конечно же нет! Злодеи – это те, кого все помнят. Я считаю, что мне очень повезло, мой стакан наполовину полон, я это так вижу».
Хилари играл торговцев наркотиками, фантастических существ, жуков, пиратов и саму смерть!
«Я худощавый парень, немного зловещий на вид, и от этого никуда не деться. Я никогда не буду тем парнем, который завоевывает руку прекрасной девушки, уходящей в закат. Я скорее буду парнем, который преследует тебя с топором».