Футбольная Суперлига – не утопия, а рабочая концепция. В киберспорте ее уже проверили

Берите пример с лучших.

Суд Европейского союза встал на сторону организаторов Суперлиги – футбольного турнира с участием главных клубов Европы. В решении говорится, что «ФИФА и УЕФА злоупотребляют доминирующим положением» и их правила противоречат законодательству о конкуренции и свободе предоставления услуг. Это, однако, не значит, что турнир все-таки состоится.

Претензии к Суперлиге понятны. Представленный в 2021-м проект был явно непроработанным, участвовать в нем будут исключительно футбольные гранды, что вызвало недовольство скромных по финансовым возможностям клубов. Вдобавок непонятно, как проводить параллельно несколько международных турниров, да еще от разных организаторов. Об этом прямо говорит глава федерации футбола Италии Габриэле Гравина.

На самом деле от запретов проиграют все. Возможность играть на турнирах от разных организаторов – это большая выгода и клубам, и их поклонникам, и фанатам футбола вообще.

Загружаю...

Берите пример с киберспорта.

В киберспорте нет проблем с разнообразными соревнованиями. И все довольны

Футбол и киберспорт не существуют в параллельных мирах. Швейцарская система жеребьевки, которую используют в следующем розыгрыше ЛЧ, применяется на про-сцене CS последние 6 лет. Система double-elimination с нижней сеткой, впервые опробованная в прошлом розыгрыше Кубка России, – основная для ивентов по Доте. Так почему бы футболу не позаимствовать и успешный опыт с разными турнирными операторами?

В CS и Доте команды за год участвуют в десятках соревнований. Они проводятся разными организаторами в разных странах, имеют разные форматы проведения и составы команд. Турниры могут быть на аренах с вместимостью под 40 тысяч человек, а могут – в камерной, домашней атмосфере, как Summit или недавние «Дачи» от BetBoom.

Нестандартные турниры часто становятся площадкой для экспериментов. Например, на недавней «Даче» комментаторы FISSURE работали прямо в машине.  

А вот так WePlay раньше подходила к подбору костюмов и интерьера для OMEGA League.

Команды не отстают. Можно вспомнить, как золотой состав Virtus.pro выиграл седьмой Summit, выбирая каждый матч (кроме финальной карты) новых героев. 81 персонаж за 17 игр и итоговая победа на турнире – шоу, которое вряд ли можно увидеть на мейджоре или Инте. 

VIRTUS PRO ХОТЯТ ВЫИГРАТЬ ТУРНИР НЕ ПОВТОРЯЯ ГЕРОЕВ | VP vs NP Summit 7

Аналог футбольной Суперлиги – франшизные лиги. Они не сломали турнирную систему, а улучшили ее

В 2020 году в CS запустили франшизные лиги. В них команды-партнеры вносят членский взнос и получают дополнительный доход от рекламы и продажи медиаправ, а также стабильный турнирный график и возможность безопасно заключать долгосрочные контракты с игроками и со спонсорами.

Что-то напоминает? Да, примерно так планирует функционировать футбольная Суперлига.  

Турнирный оператор ESL первым подписал эксклюзивные контракты с топ-клубами на особых условиях. Договор обязывал команды выступать в лигах и на турнирах ESL, помогать в продвижении и развитии бренда ESL. Взамен партнеры получали, помимо призовых, дополнительные выплаты (в зависимости от их медийной активности) и другие льготы.

Загружаю...

Примерно в то же время турнирный оператор B Site Inc. и платформа Faceit представили собственную франшизную лигу – Flashpoint. Организаторы анонсировали огромный (по тем временам) призовой фонд в 2 миллиона долларов на два сезона, а также подписали эксклюзивные контракты с клубами.

В силу многих обстоятельств (ориентация на Северную Америку, пандемия, Valorant) Flashpoint не просуществовала долго, но система с несколькими лигами показала себя жизнеспособной. Blast, ESL и Flashpoint не пересекались и сформировали единый график турниров по CS. Операторы создали соревновательные циклы, которые насыщали индустрию топовыми соревнованиями весь год.

Недавно слот EG на Blast выкупили Cloud9

Для зрителей франшизные лиги – это понятная структура турниров. Есть два мейджора, топовые Катовице с Кельном, две про-лиги от ESL и два цикла Blast с мировым финалом в конце года. Все ивенты связаны между собой. На мировой финал попадают победители мэйджора, про-лиг и сезонных финалов от самого Blast, поэтому есть смысл следить за каждым турниром. 

Партнерами лиги стали самые медийные команды. Поэтому практически каждый месяц мы можем наблюдать противостояния S1mple, ZywOo, Niko и m0NESY. Да, во франшизы напрямую не попали другие топ-команды, которые, может, не менее популярны, но у них были шансы отобраться. Так, на последних финалах от Blast выступала Cloud9, а на прошлой про-лиге больше половины участников были не партнерами лиги. К тому же на турниры Blast теперь пускают 16 команд.

Сейчас команды-партнеры остались только у ESL и Blast. Следующий год станет последним в таком формате, потому что Valve ужесточает правила. Остается надеяться, что вслед за ESL и Blast по уровню и стабильности подтянутся PGL, BetBoom и другие организаторы.

Загружаю...

Что до футбола, то нынешняя концепция Суперлиги пока выглядит неготовой, к тому же много препятствий и недовольства на пути к реализации. Однако пример киберспорта показателен и заразителен.