2023-й – поворотный год для киноиндустрии. Голливуд вынужден серьезно измениться
Разбираем главные события последних 12 месяцев.
В 2023-м киноиндустрия пережила мощнейшую встряску – такую, которая бывает раз в несколько десятилетий. Сейчас мы находимся на стыке эпох: в текущей (то есть уже уходящей) были киновселенные и мегафраншизы, в будущей – более скромные бюджеты, творческие риски и искусственный интеллект.
Вспомним, что успело произойти за год – и почему это важно. А совсем скоро мы вместе с вами выберем лучшие проекты года на премии Кибер Best.
Marvel и Disney больше не короли индустрии
После выхода первого «Железного человека» в 2008-м корпорация Disney, которой принадлежит и Marvel Studios, стремительно наращивала прибыль и занимала все большую часть рынка. В 2019-м доминирование достигло пика после покупки 21st Century Fox – одной из немногих компаний, способных навязать «мышиному дому» хоть какую-то конкуренцию. Сложилась абсурдная, даже антиутопическая картина: Disney владела самыми прибыльными франшизами и выпускала около 10 картин с кассовыми сборами больше миллиарда долларов в год. Практически все места денежных рейтингов занимали проекты корпорации и ее внутренних студий. Все самые желанные окна для выпуска блокбастеров по умолчанию принадлежали MCU, «Звездным войнам», мультфильмам Pixar – конкурентам приходилось либо переносить свои релизы, либо бросать их под диснеевский поезд, надеясь на лучшее.
Но наступил 2023-й, и станок «Диснея» для печати миллиардов долларов вдруг стал пожирать деньги – сотни и сотни миллионов долларов улетали со скоростью света. «Звездные войны» перестали выходить на большом экране, а большинство запланированных спин-оффов так и не выбрались из производственного ада. Фильмы Marvel, некогда гаранты больших сборов, стали убыточными («Капитан Марвел 2» с трудом наскреб 205 млн долларов со всего света, не окупив даже производственный бюджет). Да и анимационные проекты разочаровали: недавнее «Заветное желание» – по иронии, выпущенное в честь 100-летия студии – заработало 148 млн долларов, а стоило 200 млн (плюс маркетинг).
Ах да, еще в этом году вышел скромный инди-фильм (ха-ха, простите) «Индиана Джонс 5». Его производство обошлось как минимум в 300 млн долларов, а на маркетинг потратили еще 100 млн. Собрали в кинотеатрах только 375 млн.
Франшизы умирают
Впрочем, в тыкву превратились не только драгоценные франшизы Disney. Зрители, кажется, в целом устали смотреть на одних и тех же персонажей по 10 раз – и это заметно по сборам. Скажем, «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая» получила очень хорошие оценки от критиков и зрителей – это объективно отличный фильм. Но прокат боевик (тоже с бюджетом почти 300 млн) закончил на отметке 567 млн долларов. У предыдущей части – почти 800 млн.
Или «Трансформеры» – еще одна серия, каждая часть которой приносила около миллиарда. Что там с «Восхождением Звероботов»? Всего лишь 438 млн – перезапуск серии явно не удался.
Добавьте к этому прошлогодний провал «Фантастических тварей» и то, что происходит с последними блокбастерами DC – «Аквамен 2» стартовал даже хуже «Капитана Марвел 2» – и получите наглядный негативный тренд.
Конечно, есть шанс, что Marvel и DC успешно провернут «мягкий перезапуск» своих франшиз. И все-таки мы видим, что зрители больше не горят желанием бежать в кинотеатры ради знакомых названий.
Реалистичная анимация стала моветоном
Первая «История игрушек» стала революцией в анимации: раньше никто даже не мог представить, что несуществующие персонажи могут так убедительно выглядеть и двигаться. Тогда все студии постепенно ушли в похожий стиль: 3D-модели, реалистичные текстуры и реалистичный свет, бесшовная анимация и продвинутая физика волос.
Спустя почти 30 лет все это страшно надоело. Уже никого не удивишь большеглазым существом или пушистым животным «как в жизни». В 2023-м инициативу перехватил творческий подход к визуалу – как в «Человеке-пауке: Через вселенные», «Плохих парнях» и сиквеле «Кота в сапогах».
Даже Disney, по которой смена зрительских предпочтений ударила сильнее всего, спешно пытается перестроиться – в уже упомянутом «Заветном желании» привычные трехмерные модели сочетаются с акварельными задниками. Пока это выглядит как минимальное усилие, но студия явно ищет новые визуальные приемы.
Скорее всего, в ближайшие годы изобретательных мультфильмов станет кратно больше. Не все будут так хороши, как «Человек-паук», но все будут очень стараться попасть в эту категорию.
Барбенгеймер – потенциальный новый тренд
Кинособытие 2023-го – «Барбенгеймер». Два таких разных фильма вышли одновременно – и не только не помешали друг другу, а, напротив, помогли. А заодно создали крупнейший маркетинговый феномен года, о котором говорили месяцами из всех утюгов. Мемы, шутки, пародии, песни, совместные рекламные акции и, главное, более двух миллиардов кассовых сборов на двоих. «Морбиусу» такая виральность и не снилась!
Глядя на такой оглушительный успех, можно смело предположить, что студии как минимум попытаются его повторить. Но шансов мало, на то и феномен.
Забастовки против ИИ
И все же важнейшим событием года в индустрии стала совместная забастовка гильдий сценаристов и актеров – она продлилась 148 дней (актеры сопротивлялись меньше) и стала одной из самых продолжительных в истории. Протестующие добились выполнения ряда условий, которые касались улучшений условий труда и повышения минимального размера оплаты.
От предыдущих забастовок эту отличала волнующая всех тема – искусственный интеллект. К счастью для гильдий, удалось закрепить несколько важных положений в новом соглашении:
- студии могут использовать ИИ для создания цифровых двойников актеров (будь то внешность или речь) только с формального разрешения актера или его законных представителей;
- студии не могут обязывать сценаристов использовать в их работе нейросети;
- если в написании сценария фильма используются какие-либо материалы, сгенерированные нейросетями, сценаристы должны быть поставлены в известность;
- ИИ не может писать или переписывать литературные произведения, а сгенерированный нейросетями контент не может использоваться для преуменьшения заслуг писателей.
Если совсем просто, удалось как минимум отсрочить наступление киберпанк-будущего, в котором классическое кино потеснит «кино», сделанное без участия реальных актеров и сценаристов специально под предпочтения конкретного зрителя.
* * *
2023 год – самый тяжелый для Голливуда за несколько десятилетий. Даже сейчас, когда забастовки завершились, много неопределенности в индустрии. Студиям нужно адаптироваться под меняющийся рынок. Вероятно, бюджеты блокбастеров сдуются, оригинальные идеи будут финансировать так же охотно, как ненужные продолжения культовых серий, а полнометражные мультфильмы перестанут гнаться за реализмом и снова уйдут в творчество.
* * *
В этом году генеральным партнером Кибер Best стала Лига Ставок. Уже 28 января мы проведем трансляцию, где объявим победителей – будет 23 категории. А совсем скоро запустим голосование, где вы сможете выбрать лучшие фильмы и сериалы уходящего года!