2023-й – классный год для игр. Но он меня разочаровал
Так ли все хорошо?
2023-й – сильный год для игр. Вышли Baldur’s Gate 3, The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom и десятки других высокооцененных тайтлов. Российских геймеров порадовал Atomic Heart, а наш автор даже назвал этот период лучшим за 10 лет. Не поспоришь.
И все-таки уходящий год меня разочаровал. Индустрия игр сильно изменилась и ушла куда-то не туда.
🎄 Пройди новогодний квиз по играм и получи призы!
Большинство новинок – продолжения, ремастеры и ремейки. Разработчики все чаще выбирают острожный путь и отказываются от оригинальных идей, а количество превалирует над качеством. Десятилетие назад игроки мечтали о детальных открытых мирах, а получили Starfield с загрузками локаций на SSD. Динамичные коридорные приключения превратились в блуждание по огромным пустым пространствам с иллюзией масштабности.
А как вам новые стандарты железа? В 2013-м (последнем великом году игровой индустрии) разработчики были в шаге от фотореалистичной графики и хорошо полировали проекты. Многие AAA-игры на ПК шли в нативном Full HD и 60 FPS, а великие BioShock Infinite и The Last of Us выпустили на уходящем (!) поколении консолей.
В 2023-м окончательно сформировались новые стандарты качества. Трассировка лучей должна была подарить геймерам реалистичное освещение, но стала оправданием для низкой производительности и повсеместного использования апскейлинга – DLSS и FSR. Консоли вновь отказались от 60 FPS. Недоделанные игры были всегда, но к 2023 году разработчики поняли – вешать «ранний доступ» больше не нужно. Повальные баги на релизе теперь норма.
Про уход региональных цен из Steam – оплота российского геймерства – говорить как-то не хочется. Но проблема совсем не локальная. Издатели потихоньку убирают доступные цены с «региональных» рынков (Россия, Турция, Аргентина и так далее) и переходят на доллар. Раньше так делали единицы: например, SEGA продавала практически мобильную игру по Олимпиаде-2020 в Токио почти за 3 тысячи рублей. Сейчас резкое падение продаж уже никого не смущает.
Последняя деталь пазла – микротранзакции. С начала 2010-х разработчики планомерно вводили донатные механики, которые (не) влияли на геймплей. Игроки пока бьются против искусственного затягивания игрового процесса, но уже привыкли к лутбоксам и боевым пропускам, а вопросы о платных косметических улучшениях вызывают искреннее непонимание: «Что в этом такого?». Стартовый ценник игры теперь мало что значит.
Уют сохранили небольшие проекты и отдельные студии. В прошлом году геймеров захватил Vampire Survivors, а в этом сенсационно выстрелил Hi-Fi Rush, который Microsoft выкинула в Game Pass без анонса и рекламы. Larian подарила игру года, CD Projekt RED исправилась в дополнении Phantom Liberty, а Sony по-прежнему создает качественные эксклюзивы, хотя все активнее смотрит в сторону сервисов.
Будущее игр с каждым годом все туманнее. 2023-й лишь усилил опасения.