Обзор аниме Миядзаки «Мальчик и птица». Ничего не понятно, но все ревели от красоты и драмы
Уже в домашних кинотеатрах.
От редакции: впервые этот пост был опубликован в декабре 2023-го. Теперь «Мальчик и птица» доступен на стримингах, поэтому мы поднимаем его снова.
Помню день, когда впервые посмотрел «Унесенных призраками». Утро выходного дня, идти в школу не нужно, вся семья собралась на кухне. Родители налили мне горячий шоколад и включили Первый канал – там шел невероятно красивый мультик. Сюжет подавался символизмом и намеками, поэтому я ничего не понял, но все равно влюбился: в образы, атмосферу, визуал, ощущение семейного уюта. С того момента я много раз пересматривал «Унесенных», и каждый раз будто возвращался в тот чудесный день.
Впервые за 10 лет Хаяо Миядзаки выпустил новый фильм – «Мальчик и птица». Он вызвал те же самые эмоции: повзрослевший я снова ничего понял, зато ощутил на душе непередаваемую теплоту.
Запутанная история, которую хочется пересмотреть тысячу раз
Трудно сказать, о чем именно «Мальчик и птица». Если коротко, то о юноше Махито, который потерял маму и не смог принять эту трагедию. Его отец встретил новую любовь, перевез сына в другой дом, нашел утешение в важной работе – казалось бы, все продолжили жить, и только Махито застыл на месте. Поэтому он вцепился в шанс хотя бы еще раз, хотя бы одним глазком увидеть маму – и плевать на цену.
По структуре «Мальчик и птица» напоминает гигантскую луковицу, где арка Махито и его почившей мамы – самый верхний слой. С каждым сюжетным поворотом Миядзаки подкидывает все новые и новые темы. Мастер рассказывает о войне, принятии, поиске смысла жизни, любви, которая тушит даже нестерпимую ярость, и о добре, которым стоит отвечать на зло.
Тем много, но они не делают мультфильм перегруженным. Миядзаки лепит один луковичный слой на другой с таким мастерством, что все происходящее кажется логичным, уместным и, главное, наполненным любовью.
Взять хотя бы пеликанов, которых поначалу считаешь чуть ли не кровными врагами. В какой-то момент Махито сталкивается с раненой птицей и после короткого диалога понимает: на деле ни врагов, ни зла не существует – просто все выживают как могут и зачастую не могут нормально поговорить.
Разве можно за минуту перевернуть восприятие зрителя? Миядзаки доказывает: можно. Достаточно вложить в голоса, выражения лиц, фразы и визуал весь душевный надрыв – и зритель это почувствует.
📌«Аниме было ошибкой» и еще 5 резких высказываний Хаяо Миядзаки
К финалу в голове крутятся тысячи вопросов. Что вообще произошло? Почему герои говорили то, что говорили? Какая история стоит за множеством показанных артефактов? Логика пожимает плечами, зато на глазах наворачиваются слезы. Вряд ли многие зрители, покинув зал, расскажут о мультфильме что-нибудь адекватное, но точно не пожалеют о просмотре.
Миядзаки придумал невероятный мир. Снова
Забудьте про Париж, теперь умирать можно после мультфильма Миядзаки – он намного красивее. За два часа вы увидите десятки ярких персонажей, сотни завораживающих локаций и тысячи деталей, которыми полнятся даже маленькие помещения. Будь в кинотеатре пульт, я бы постоянно ставил «Мальчика и птицу» на паузу и разглядывал каждый кадр.
Сильнее всего цепляет фантазия Миядзаки. К примеру, для аниме он придумал величественную фракцию попугаев: у них свои король, армия, повара, постройки, наряды – и все это роскошно выглядит. А ведь в кадре встречаются и более вычурные создания!
Единственный минус в том, что вся выдумка появляется лишь во второй половине произведения. До этого нам показывают стандартный мир с парой особенностей. Эта часть красивая и драматичная, но далеко не такая захватывающая.
Стоит смотреть?
«Мальчик и птица» – выдающееся аниме: визуал невероятен, образы запоминаются, а сюжет можно разбирать в десятке диссертаций. Поэтому запланируйте поход в кинотеатр, оно того стоит. Только не пытайтесь сразу уловить все смыслы и выжать из произведения все соки. Одни назовут «Мальчика и птицу» фильмом о принятии, другие – драмой о любви, которая должна пронизывать даже врагов, третьи – комедией о воинственных попугаях. И неважно, кто прав: главное, что никто не выйдет из зала с пустой головой.