«Атака титанов». Мнение о финале

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

К тебе, 10 лет спустя. 

Те, кто ходил в горы, знают это чувство. Когда смотришь на начало маршрута: сложно, долго, непонятно, где будет возможность передохнуть, да и будет ли вообще. Идти, честно говоря, порой и не хочется. А надо. И, кажется, каждый рецензент, что брался за финал «Атаки титанов» в эти дни, испытывал похожие чувства. 

Ну, во-первых, а что именно оценивать? Финал истории – это отдельное произведение? А если история масштабов античных эпосов? Браться за все? Но может ли быть виноват конец за то неизбежное, что ему создали посередине и предвещали в самом начале? И зависимое, и самодостаточное. Как все это вычленять, понять сложно. Вивисекция руками неопытного хирурга. Извините, если скальпель дрогнет. 

Во-вторых, когда ты прощаешься с чем-то столь эпохальным, то достаточно сделать просто достойно. Эффект осознания конца истории, расставания с полюбившимися героями способен перекрыть все. Очень сложно пробраться сквозь этот слезовыжимающий контекст и оценить трезво. Где действительно стоящее сюжетное решение, а где манипуляция нашими чувствами? 

Загружаю...

Так что, да, это сложно.

Еще полтора года назад, до спешела имени Ханджи Зое, развилка финала была понятна. В анекдоте – два пути. А у сериала – три. Первый был дурным косплеем на дурную «Игру престолов»: все хорошие побеждают всех плохих. Без объяснений, без мотивации.

Второй путь вел нас к тотальному геноциду с плашкой «Eren Win». Тут, конечно, могут быть любопытные спекуляции на тему, а могло ли повлиять происходящее в мире на отказ от такого исхода. Считаете глупостью даже мысли, что таким мог быть финал? А зря. Есть занятная теория о том, что таймлайны манги и сериала – они разные. Грубо говоря, сериал есть продолжение написанного. И в доказательство того – десятки и десятки кадров в аниме, что странным образом перерисовывались с отличиями от манги. Причем жирнейший намек на справедливость как минимум размышлений об этой теории случился в самой первой серии. Пробуждение Эрена в манге – легкое и безмятежное. Будто от долгого, но приятного сна. Пробуждение Эрена в аниме – словно кто-то мгновение назад снес ему голову. Теория вела к мысли, что финал может быть другим. Что тотальный геноцид мог бы разорвать бесконечные итерации одних и тех же событий. 

Но это все теории. 

По сути, у «Атаки» оставался лишь один путь. Прописанный еще 15 лет назад, в годы, когда Исаяма делал свои первые шаги как мангака в замечательном аниме «Код Гиасс». Сделать из себя всеобщее зло, победа над которым объединит, пусть хотя бы и на какое-то время, человечество – путь Лелуша (главного героя «Кода Гиасс») и Эрена. Единственное, что могло бы и усложнить финал, и объяснить поступки, и просто создать тот самый необходимый финальный твист.

Загружаю...

Полтора года назад я написал, что если ваш единственный путь к великому финалу – это косплей еще одного культового сериала, значит, у вас есть небольшие проблемы. Пришло время признать, насколько же я был неправ.

Да, «Атака» действительно использует каркас другого аниме. Но, во-первых, «Код Гиасс» не монополист – иронично, но в тот же год вышел и, например, «Темный рыцарь», использующий в финале, в общем-то, довольно похожий сюжетный ход. Во-вторых, этот каркас «Атака титанов» наполняет по-своему. И на куда более глубоком уровне. 

«Код Гиасс» не особо задумывается о том, а что вообще будет с миром после жертвы главного героя. «Атака титанов» же в этом плане напоминает Джорджа Мартина, который размышлял, а какой бы была политика при правлении короля Арагорна. Исаяма не зря так беспокоился, чтобы зрители обязательно досмотрели до конца титров. Честно говоря, сложно припомнить в истории кино, чтобы титры настолько влияли на восприятие истории. Цикличность – не только в истории Эрена, а во всем. Оттого его жертва и его поступки воспринимаются еще более спорно. Когда жертвенность через геноцид 80% популяции приводят не к вечному миру, а к лишь какому-то временному затишью – стоит ли оно того? Вопрос этики (уместно ли вообще тут это слово?) обостряется до максимума. Не говоря уже о том, что война в «Коде» – это фон и статика. Война и геноцид в «Атаке» – это ад, через который зрителя проводят с предельно возможной иммерсивностью. 

И да, Эрен Йегер – это, конечно же, не Лелуш Ламперуж. Дело даже не в глубине проработки. Личная драма Эрена совсем о другом. О принятии себя и своих слабостей. О том, что он всего лишь человек, способный ошибаться. Да, в контексте звучит, может, плоско и поверхностно, но все сложное всегда сложено из простого. Эрен – это Жюльен Сорель из «Красного и черного» Стендаля. Мысль не моя, но слишком уж очевидная. Конфликт Эрена с миром, а также те внутренние противоречия, что его раздирают, идентичны трагедии Сореля, стремящегося возвыситься и обрести свободу. Оба идут к своей цели, не гнушаясь методов. Оба достигают принятия себя, переступив черту. У обоих сложные отношения с женщинами. Матильда, безответно влюбленная в Сореля, после казни забирает его голову, чтобы спокойно похоронить ее вдали. Да, Исаяма особо и не скрывает.

Загружаю...

Так что стоит, кажется, прекратить упрекать «Атаку» в параллелях с «Кодом». И просто начать восхищаться.

Да, восхищаться, потому что финал того достоин. Его нельзя назвать идеальным. Есть мелочи, за которые можно зацепиться. Например, удивительная беззубость концовки, в которой никто из главных героев и не погиб. Да, выкошено 80% человечества, но, простите, «это другое». Или парочка пусть и не роялей, но тромбончиков в кустах в виде внезапных скиллов Титанов (началось еще в предыдущем спешеле внезапным озарением Фалько). Но на общем фоне финала это ничто. Финал настойчиво вызывает одну мысль, эмоцию – он не мог быть другим. Это логичное завершение сторилайнов всех героев. Ведь «Атака» пусть и начиналась с жаждой познать этот мир, превратилась в предельно персонаже-ориентированную историю. Герои здесь двигатели сюжета, а не простые свидетели. Поэтому все кульминационные моменты происходили в головах, воспоминаниях и мечтах. 

На мой взгляд, наиболее ярко это проявляется в линии Микасы и ее трагичной любви. Любви, что вплоть до самого финала казалась рудиментом. Существующая лишь из уже давно потерянных сененовских корней «Атаки», задвинутая на задворки, забытая и даже раздражающая. Финалу получается оживить эту линию, сделать ее основным сюжетным двигателем и объяснить через нее мотивацию Имир. И дело не в простом символизме: нам показывают, что было бы, если Микаса смогла открыться, как это все воспринималось Эреном. Исаяма очень грамотно зарыл этот козырь, чтобы разыграть его под конец.

Загружаю...

Эрен же… Ох, Эрен. Не гений многоходовок, не злодей, не герой, а просто парень, которому выпала огромная сила, и который в ней заблудился. Эрен, что и сам уже толком не понимает, зачем он это делает. Потерявшийся и в причинно-следственных связях, и во времени. Это, кстати, золотое правило кино и литературы – параллелить второстепенные линии основным, тем самым раскрывая и усиливая их. И всплывший к финалу детерминизм истории идеально вторит внутреннему конфликту Эрена. «Я просто дурак» – это звучит реалистичнее, чем какая-нибудь героическая и предельно четкая мотивация. И как же неслучайно эти слова произносятся на кровавом пейзаже из «Евангелиона» с очевидными референсами в его сторону. Помнит ли кто, почему Синдзи решил уничтожить все человечество и почему сам потом отказался от вечного тепла компиляции? Знает ли сам Синдзи? 

Добравшись до финального круга Ада, Эрен оказывается более человечным, чем был даже в самом начале истории. Потому что человечность – она в умении признать и принять свои слабости. Внезапно обнажившийся Эрен с фразой про «хотя бы 10 лет» вызывает простую и искреннюю жалость. Понимание, через какой внутренний раздор проходит герой. И что его финал может быть только таким. 

Где-то там, под деревом на холме.

* * *

Телеграм-канал автора – о кино и не только.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Долан Нолана