Почему больше не снимают смешные комедии

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Возможно, вам знакома ситуация, когда в пятницу вечером вы хотите посмотреть что-то веселое, а в итоге судорожно перелистываете всевозможные топы, чтобы выудить хоть одну достойную внимания комедию. Давайте разберемся, существует ли проблема кризиса жанра, и если да, то что с этим делать.

Юмор – штука субъективная. Но пользовательские рейтинги – более-менее адекватное мерило качества продукта. Заглянем на «Кинопоиск»: в топе лучших комедий за все время практически нет новых полнометражных картин. Попадаются хорошо оцененные сериалы, но и их рейтинги становятся ниже. Почему?

Смешение жанров

С течением времени жанр эволюционировал от чистой комедии к постмодернистской. От фильмов c Чарли Чаплином до криминальных комедий Гая Ричи, от в «Джазе только девушки» до драмеди «1+1», и так далее. Режиссеры уделяют все больше внимания образам и характерам героев. В свою очередь, авторы других жанров стали приправлять сюжеты юмором: будь то супергеройские («Человек-паук»), драмы («Паразиты») или хорроры («Прочь»). На этом фоне классические комедии выглядят примитивно, и продюсеры все меньше делают на них ставку. Оглушительный успех комедийно-драматического сериала «Удивительная миссис Мейзел» (в котором комедийного не так уж и много) также доказывает, что сейчас в тренде переплетение жанров.

Загружаю...

Самоцензура и политическая повестка

Комедиям сложно оставаться смешными: список табуированных тем все шире и шире. Всегда есть шанс ненароком задеть селебрити с тонкой душевной организацией или обидеть целую социальную группу. Едва ли мы увидим нового «Плохого Санту», в котором чернокожий карлик, изрыгая проклятья, бил в промежность маленького мальчика. Страшно за готовящийся ремейк «Офиса» – каким в нем изобразят бесшабашного и неполиткорректного Майкла Скотта? Даже такие мастодонты злободневной сатиры как Мэтт Стоун и Трей Паркер (авторы «Южного парка») в новых сезонах шоу куда осторожней, чем раньше.

Кризис идей

Кинематограф тонет в самоповторах и тянет с собой на дно жанр комедии. Причина тому – интересы бизнеса. Нет смысла изобретать что-то новое и рисковать, если можно стабильно собирать кассу на бесчисленных ремейках и продолжениях популярных франшиз. Вспомните, чем закончили «Один дома» и «Очень страшное кино» или кощунственные ремейки советской классики.

Новые идеи и излишнее остроумие – потенциальная угроза кошельку инвестора. Студии производят усредненное кино для усредненного зрителя. Вот и юмор получается посредственный, хотя по определению должен быть остросоциальным, поднимать актуальные проблемы и высмеивать современные тенденции.

Комедийные сериалы тоже деградируют

Комедийные телешоу сейчас куда смешнее, чем полнометражные комедии. Сериалы отобрали кусок пирога у создателей полного метра: ведь зрителя намного легче удержать у экрана коротким эпизодом, да и насыщенность шутками у сериала выше. К тому же, даже если хохмы не блещут разнообразием, они не успевают приедаться.

Загружаю...

Почему же сериалы тоже падают в рейтингах? Причины те же: самоцензура, повестка, самоповторы, желание угодить всем и каждому, большая доля супергеройских франшиз. Часто авторы не могут закончить сериал на мажорной ноте и выжимают из шоу все соки. В лучшем случае становится не смешно зрителю, в худшем – сами герои сериала становятся посмешищем.

Ситкомам, в частности, не идет на пользу чрезмерная сюжетная ориентированность: когда вместо смешных ситуаций и диалогов на первый план выходят, например, романтические линии. «Теория большого взрыва» образца последних сезонов буквально погребена под ненужным слоем любовных метаний героев.

* * *

Что же делать зрителю? Есть два пути.

Первый – ждать, когда комедии вернутся со свежим витком жанровой эволюции, либо индустрия задаст новый глобальный тренд.

Другой путь – выходить из зоны «кинокомфорта», искать новое или вспоминать хорошо забытое старое. Возможно, что-то от вас ускользнуло. Увлекались абсурдными комедиями Коэнов – разбавьте классическими французскими фильмами. Смотрели ситкомы – попробуйте драмеди. Нравился черный юмор – посмотрите что-то более жизнеутверждающее («Тед Лассо» к вашим услугам!). Голливуд исписался? Нестрашно: обратите внимание на другие культуры. У юмора много граней – постарайтесь разглядеть их все.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Заигравшиеся